8.1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
8.1.1. Контроль качества сварных соединений при изготовлении и монтаже металлоконструкций резервуара осуществляется заказчиком, изготовителем и монтажной организацией.
8.1.2. Проектная организация осуществляет авторский надзор за сооружением резервуаров. Представителям заказчика, а также представителям проектной организации, выполняющим авторский надзор, предоставляются свободный доступ ко всем рабочим местам, где выполняются работы по изготовлению и монтажу металлоконструкций резервуара, и рабочая документация.
8.1.3. При сооружении резервуаров рекомендуется применять следующие методы контроля качества сварных соединений:
механические испытания сварных соединений образцов-свидетелей;
визуальный и измерительный контроль всех сварных соединений резервуара с применением шаблонов, линеек, отвесов, геодезических приборов и т.д.;
контроль герметичности (непроницаемости) сварных швов с использованием проб "мел-керосин", ПВТ, избыточного давления воздуха или ПВК;
физические методы - для выявления наличия внутренних дефектов: РК или УЗК, а для контроля наличия поверхностных дефектов с малым раскрытием - магнитопорошковым контролем или ПВК;
гидравлические и пневматические прочностные испытания конструкции резервуара.
8.1.4. Методы контроля сварных соединений металлоконструкций резервуара представлены в таблице 27 настоящего Руководства по безопасности.
Таблица 27. Методы контроля сварных соединений металлоконструкций резервуара
┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Зона контроля │ Метод контроля │ │ ├────────┬────────┬────────┬────────┬─────────────┬───────┤ │ │Визуаль-│ ПВТ │ РК │ УЗК │ ПВК │Избы- │ │ │ный и │ │ │ │ │точным │ │ │измери- │ │ │ │ │давле- │ │ │тельный │ │ │ │ │нием │ │ │контроль│ │ │ │ │ │ ├───────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────────┴───────┤ │ Днище │ ├───────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬─────────────┬───────┤ │Швы днища, швы │+ │+ │- │- │- │- │ │накладок с │ │ │ │ │ │ │ │днищем │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Швы днища на │+ │+ │+ │Допуска-│- │- │ │расстоянии │ │ │ │ется │ │ │ │250 мм от │ │ │ │примене-│ │ │ │наружной кромки│ │ │ │ние УЗК │ │ │ ├───────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────────┴───────┤ │ Стенка │ ├───────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬─────────────┬───────┤ │Вертикальные │+ │- │+ │Допуска-│- │- │ │швы 1 и 2 │ │ │ │ется │ │ │ │поясов │ │ │ │примене-│ │ │ │ │ │ │ │ние УЗК │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Вертикальные │+ │- │Допуска-│+ │- │- │ │швы остальных │ │ │ется │ │ │ │ │поясов │ │ │примене-│ │ │ │ │ │ │ │ние РК │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Горизонтальные │+ │- │Допуска-│+ │- │- │ │швы поясов │ │ │ется │ │ │ │ │ │ │ │примене-│ │ │ │ │ │ │ │ние РК │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Швы перекрестий│+ │- │+ │- │- │- │ │вертикального и│ │ │ │ │ │ │ │горизонтального│ │ │ │ │ │ │ │шва │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Шов между │+ │+ или │- │+ │- │- │ │патрубком и │ │проба │ │ │ │ │ │стенкой │ │("мел- │ │ │ │ │ │ │ │керо- │ │ │ │ │ │ │ │син") │ │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Шов между │+ │- │- │- │+ │+ │ │воротником │ │ │ │ │ │ │ │патрубка (люка)│ │ │ │ │ │ │ │и 1 поясом │ │ │ │ │ │ │ │стенки │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Шов между │+ │- │- │- │- │+ │ │воротником │ │ │ │ │ │ │ │патрубка (люка)│ │ │ │ │ │ │ │и стенкой │ │ │ │ │ │ │ │(кроме 1 пояса)│ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Радиальные швы │+ │- │- │- │- │- │ │колец жесткости│ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Места удаления │+ │- │- │- │+ │- │ │сборочных │ │ │ │ │ │ │ │приспособлений,│ │ │ │ │ │ │ │сварные соеди- │ │ │ │ │ │ │ │нения элементов│ │ │ │ │ │ │ │конструкции │ │ │ │ │ │ │ │после их │ │ │ │ │ │ │ │термической │ │ │ │ │ │ │ │обработки │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Шов стенки с │+ │+ (с │- │- │+ или проба │- │ │днищем │ │внутрен-│ │ │"мел-керосин"│ │ │ │ │ней │ │ │(контроль │ │ │ │ │стороны)│ │ │пробой "мел- │ │ │ │ │ │ │ │керосин" │ │ │ │ │ │ │ │выполняется │ │ │ │ │ │ │ │до сварки шва│ │ │ │ │ │ │ │с внутренней │ │ │ │ │ │ │ │стороны │ │ │ │ │ │ │ │резервуара) │ │ ├───────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────────┴───────┤ │ Крыша │ ├───────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬─────────────┬───────┤ │Радиальные швы │+ │- │- │+ │- │- │ │опорного кольца│ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Швы настила │+ │+ │- │- │- │+ │ │кровли, щитов │ │ │ │ │ │ │ │кровли │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Шов патрубка с │+ │+ │- │- │- │- │ │кровлей │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────────┴───────┤ │ Плавающая крыша (стальной понтон) │ ├───────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬─────────────┬───────┤ │Швы коробов │+ │- │- │- │- │+ │ │(отсеков) и │ │ │ │ │ │(каждый│ │заглушек стоек │ │ │ │ │ │короб, │ │ │ │ │ │ │ │отсек) │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Швы центральной│+ │+ │- │- │- │- │ │части │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────────┼───────┤ │Швы патрубков с│+ │+ │- │- │- │- │ │крышей │ │ │ │ │ │ │ ├───────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────────┴───────┤ │ Примечания: │ │ 1. "+" - метод контроля применяется. │ │ 2. "-" - метод контроля не применяется. │ │ 3. При выборе зон контроля вертикальных и горизонтальных соединений│ │преимущественное внимание следует уделять проверке качества мест│ │пересечения швов. │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘