II. Общие положения

II. Общие положения

8. Учет и контроль ЯМ включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ЯМ и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех операций с ЯМ на основе результатов измерений характеристик ЯМ, а также проверки достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ЯМ в местах их нахождения.

9. Задачами учета и контроля ЯМ являются:

обеспечение контроля за обращением ЯМ;

обеспечение сохранности, выявления и предотвращения нарушений и аномалий в учете и контроле ЯМ, потерь, несанкционированного использования и хищения ЯМ;

предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и другим федеральным органам исполнительной власти необходимой для выполнения ими своих полномочий информации о наличии и перемещении ЯМ, включая их перемещение через Государственную границу Российской Федерации на российском участке таможенной границы Евразийского экономического союза;

определение наличного количества ЯМ в местах их нахождения;

обеспечение необходимых условий для применения гарантий Международного агентства по атомной энергии, а также реализации двусторонних договоренностей о контроле за ЯМ.

10. Органы государственного управления использованием атомной энергии самостоятельно определяют периодичность, объем и вид проверок состояния учета и контроля ЯМ в подведомственных организациях.

11. Основными принципами осуществления учета и контроля ЯМ являются:

непрерывность учета и контроля ЯМ;

периодичность проведения физических инвентаризаций ЯМ;

определение наличного количества ЯМ и проверка его соответствия учетным данным;

документальное оформление операций с ЯМ;

дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля ЯМ с учетом их категории.

12. Учет и контроль ЯМ должны осуществляться:

в ЗБМ организации;

в организациях, эксплуатирующих организациях и их филиалах, осуществляющих обращение с ЯМ (далее - организации);

Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом") на федеральном уровне.

13. Учет и контроль ЯМ в организации должны осуществляться на всех стадиях обращения с ЯМ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, документацией, разрабатываемой и утверждаемой этой организацией.

14. В случае использования в целях учета и контроля ЯМ информационных технологий (с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации) внесение исправлений в учетные данные должно обеспечивать сохранение исходных учетных данных до внесения исправлений, а также сведений о дате и лицах, внесших такие исправления.

15. ЯМ в ЗБМ должны классифицироваться по категориям, обеспечивающим дифференцированный подход к определению процедур учета и контроля ЯМ. Категории ЯМ в ЗБМ должны устанавливаться в соответствии с приложениями N 4 - 7 к настоящим Правилам <2>.

--------------------------------

<2> Подпункт "б" пункта 9 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352.

16. В случае, если в ЗБМ находятся различные ЯМ, различные продукты, то при определении категории ЯМ в ЗБМ следует исходить из их суммарной массы ЯМ во всех продуктах и указанных в приложениях N 4 - 7 к настоящим Правилам количественных пределов масс ЯМ, которые попадают в категорию с меньшим номером.

17. ЯМ должны быть поставлены на учет в ЗБМ организации после их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации или из другой организации. На учет в ЗБМ также должны быть поставлены обнаруженные неучтенные ЯМ (после выполнения требований главы IX настоящих Правил) и ЯМ, переданные после изъятия из незаконного оборота. Постановка ЯМ на учет и снятие ЯМ с учета в ЗБМ производится в соответствии с настоящими Правилами.

18. Массы ЯМ в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета допускается принимать неизменными с момента загрузки их в реактор и до момента выгрузки.

19. ЯМ, образовавшиеся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, ставятся на учет, а ЯМ, выгоревшие в реакторе, снимаются с учета после выгрузки продуктов из ядерного реактора, при помещении облученных продуктов в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора.

Массы ЯМ, образовавшиеся в продуктах, облученных в ядерных реакторах и выгоревших в реакторе, определяются уполномоченными специалистами организации с помощью расчетных методик (методов) и/или программ для электронно-вычислительных машин, прошедших экспертизу <3>.

--------------------------------

<3> Часть 13 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

20. ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, топливных элементов ядерных установок военного назначения, должны быть поставлены на учет в ЗБМ при передаче этих продуктов для использования в мирных целях. ЯМ, содержащиеся в облученных ТВС ядерных установок военного назначения, должны быть поставлены на учет в ЗБМ в соответствии с настоящими Правилами.

21. Потери ЯМ должны быть определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований с учетом требований главы VI настоящих Правил.

22. Снятию с учета в ЗБМ подлежат ЯМ:

использованные для разработки, изготовления и испытаний компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, а также переданные организации (получателю) в составе ядерных энергетических установок военного назначения;

использованные для изготовления изделий с РВ и соответствующие критериям, установленным в пункте 4 настоящих Правил - после оформления паспорта или иного документа, удостоверяющего характеристики изделия с РВ, и передачи такого изделия из ЗБМ;

в обедненном уране, использованном для изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и других подобных им изделий, предназначенных для радиационной защиты, или содержащиеся в используемом в качестве носителя изотопов водорода обедненном уране после их изготовления, оформления паспорта на УЕ в ЗБМ и передачи из ЗБМ;

содержащиеся в РАО, соответствующих критериям, установленным в пункте 4 настоящих Правил, при передаче этих РАО из ЗБМ в хранилища РАО и постановки этих РАО на учет в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;

после их передачи в другую ЗБМ той же организации или в другую организацию;

по результатам расследования аномалии, подтвердившего уменьшение ЯМ (после выполнения требований главы IX настоящих Правил);

содержащиеся в выбросах и сбросах;

содержащиеся в потерях, вызванных радиоактивным распадом;

выгоревшие в реакторе.

23. В каждой ЗБМ документально зарегистрированное количество ЯМ должно определяться в течение МБП на основании данных СФНК предыдущей инвентаризации, измерений поступивших и отправленных продуктов и/или с использованием расчетных методов оценки количества и состава продуктов. Документально зарегистрированное количество ЯМ должно контролироваться путем оперативно-технического учета и проверок УЕ по атрибутивным признакам, сверок паспортов, сертификатов, журналов, содержащих учетные данные, необходимые для формирования отчетных документов (далее - учетные документы), а также отчетных документов.

24. Процедуры оперативно-технического учета должны обеспечивать сплошной непрерывный документальный учет всех операций с ЯМ на основе результатов измерений и/или расчетов параметров (характеристик) продуктов и/или проверки атрибутивных признаков УЕ.