IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНОЙ ЧАСТИ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ.
ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ
НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ЭКСПЛУАТАЦИИ

66. При техническом диагностировании МТ, находящихся в эксплуатации, в соответствии с приложением N 5 к настоящему Руководству по безопасности предлагается выполнять:

ВТД (в том числе профилеметрия и дефектоскопия) линейной части МТ и переходов через естественные и искусственные преграды, включая ППМТ, проводимое с целью выявления дефектов геометрии МТ, дефектов стенки трубы и сварных швов;

наружное диагностирование методами НК КПП СОД, надземных магистральных трубопроводов обвязки узла КПП СОД, соединительных, конструктивных деталей, приварных элементов и ремонтных конструкций (муфт, приварных патрубков, вантузов, бобышек, чопов), проводимое с целью выявления дефектов металла и сварных швов;

наружное диагностирование методами НК емкостей сбора нефти (нефтепродуктов) с КПП СОД, проводимое с целью выявления дефектов металла;

наружное диагностирование методами НК ППМТ;

измерение глубины залегания МТ и определение планового положения его конструктивных элементов с целью измерения отклонений от проектных значений в процессе эксплуатации;

электрометрическое диагностирование (электрометрия) линейной части МТ, проводимое с целью диагностирования состояния изоляционного покрытия МТ, выявления коррозионно-опасных участков МТ диагностирования состояния системы ЭХЗ.

Сроки проведения первичного и периодического
технического диагностирования магистральных трубопроводов,
находящихся в эксплуатации

67. Сроки проведения технического диагностирования МТ предлагается устанавливать в соответствии с приложением N 5 к настоящему Руководству по безопасности.

68. Первичное техническое диагностирование МТ внутритрубными дефектоскопами предлагается проводить в срок не более 1 года со дня ввода участка МТ в эксплуатацию.

69. Периодическое техническое диагностирование линейной части и ППМТ внутритрубными дефектоскопами рекомендуется проводить:

в сроки, указанные в заключении по оценке технического состояния объектов участка линейной части МТ;

в срок 6 лет от даты предыдущего диагностирования - для МТ, оценка технического состояния которых не проводилась;

в соответствии с расчетом периодичности диагностического обследования линейной части и ППМТ;

по специальным программам для отдельных участков.

Если интервалы времени между сроками проведения очередного диагностического обследования ВИП, указанными в техническом отчете по оценке технического состояния объектов участка линейной части МТ на соответствие требованиям нормативных и технических документов, составляют менее 2 лет, рекомендуется проводить одновременное диагностическое обследование участка комбинированными ВИП в ближайший из сроков, указанных в техническом отчете.

Сроки проведения технического диагностирования КПП СОД, соединительных, конструктивных деталей, приварных элементов, ремонтных конструкций и надземных трубопроводов обвязки узла пуска/приема СОД, емкостей сбора нефти (нефтепродуктов) с КПП СОД, перемычек между трубопроводами и перемычек между основной и резервной ниткой ПМТ через водные преграды предлагается устанавливать в соответствии с приложением N 6 к настоящему Руководству по безопасности.

70. Первичное (со дня ввода участка МТ в эксплуатацию) и периодическое измерение глубины залегания МТ (кроме ППМТ) рекомендуется проводить в срок:

не реже одного раза в 5 лет - на непахотных землях;

один раз в год - на пахотных землях.

Рекомендуемые сроки проведения измерения глубины залегания МТ на ППМТ: первичные измерения выполняются через 1 год после ввода ППМТ в эксплуатацию; в дальнейшем периодические - в соответствии с НД эксплуатирующей организации.

71. Рекомендуемые сроки проведения электрометрии устанавливаются в соответствии с НД эксплуатирующей организации. На вновь построенных или реконструированных МТ первичную электрометрию предлагается проводить в срок не более 3 лет после завершения строительства или реконструкции МТ, в дальнейшем рекомендуется проведение комплексной электрометрии.

Комплексное электрометрическое диагностирование предлагается проводить:

на участках МТ высокой коррозионной опасности - не реже одного раза в 5 лет;

на остальных участках МТ - не реже одного раза в 10 лет.

Категорию коррозионной опасности рекомендуется устанавливать на основании проектной и эксплуатационной документации, а также результатов электрометрического обследования и внутритрубной дефектоскопии.

72. На коррозионно-опасных участках трубопроводов (в том числе при длине защитной зоны менее 3 км) и участках, имеющих минимальные (по абсолютной величине) значения защитных потенциалов, дополнительные измерения защитных потенциалов рекомендуется проводить с помощью выносного электрода сравнения, в том числе с использованием метода отключения, непрерывно или с шагом не более 10 м (в соответствии с НД) не менее одного раза в 3 года, в период максимального увлажнения грунта, а также дополнительно в случаях изменения режимов работы установок катодной защиты и при изменениях, связанных с развитием системы электрохимической защиты, источников блуждающих токов и сети подземных трубопроводов. На строящихся трубопроводах эти измерения предлагается осуществлять по всей их протяженности, а на ремонтируемых - по всей длине ремонтируемых участков.

Организация и производство работ по подготовке и выполнению
внутритрубного диагностирования

73. Проведение работ по ВТД участков МТ, находящихся в эксплуатации, рекомендуется выполнять в следующем порядке:

подготовка (очистка) участка к пропуску калибровочного устройства;

пропуск калибровочного устройства (при подготовке участка к диагностированию магнитными дефектоскопами) за 32 дня до пуска ВИП;

пропуск профилемера (при подготовке участка к диагностированию ультразвуковыми дефектоскопами) за 32 дня до пуска ВИП;

первичная очистка МТ и повторный пропуск калибровочного устройства;

преддиагностическая очистка МТ;

контроль качества очистки;

пропуск ВИП;

обработка результатов пропуска ВИП, подготовка и выдача технического отчета;

проведение ДДК.

74. Организацию и производство работ по подготовке и выполнению ВТД МТ предлагается осуществлять в соответствии с условиями договора на диагностирование трубопровода.

75. Рекомендуемая методика проведения работ по ВТД участков МТ приведена в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.

Проведение очистки магистрального трубопровода

76. Первичную и преддиагностическую очистку МТ рекомендуется проводить путем пропуска по МТ ОУ (пропуска калибровочного устройства) в соответствии с технологическими схемами, разработанными согласно НД эксплуатирующей организации, с учетом протяженности участка, наличия промежуточных НПС, действующих лупингов и подкачек, характеристик перекачиваемой нефти или нефтепродуктов (вязкости, плотности, содержания парафина), а также с учетом сезонности производства работ.

77. В технологических схемах очистки участка рекомендуется устанавливать типы, количество и последовательность пропуска ОУ, интервалы времени между их пусками.

78. Сроки пропуска калибровочного устройства, первичной очистки участка МТ, повторного пропуска калибровочного устройства и преддиагностической очистки участка МТ предлагается устанавливать в договоре на проведение диагностирования (далее - договоре).

79. Контроль за движением ОУ по МТ предлагается осуществлять бригадами сопровождения, укомплектованными оборудованием для контроля прохождения ОУ по МТ - акустическими и низкочастотными локаторами.

Рекомендации по требованиям к очистным устройствам

80. ОУ, предназначенные для очистки МТ и контроля качества очистки, рекомендуется допускать к применению при условии их соответствия требованиям руководства по эксплуатации на данные ОУ. ОУ предлагается комплектовать паспортами, которые хранятся до момента утилизации. В паспорте рекомендуется указывать:

номер изделия;

дату изготовления;

номинальные и допустимые геометрические размеры изделия, при которых обеспечивается качественная очистка МТ.

81. Все манжеты, чистящие и ведущие диски для ОУ, рекомендуется маркировать с указанием их заводского номера и даты изготовления, четко различимыми на протяжении всего периода использования указанных изделий.

82. Перед каждым пуском ОУ по МТ рекомендуется заполнять формуляр на ОУ с указанием заводских номеров чистящих дисков и геометрических размеров манжет, щеток, чистящих, ведущих и щеточных дисков, чистящих и щеточных пластин, сведений об установленных расходных материалах и их износе при замене комплектующих материалов.

83. Не рекомендуется пропуск по МТ ОУ, не оснащенных передатчиками для контроля прохождения ОУ по МТ.

84. Проверку технического состояния ОУ рекомендуется производить на камере пуска СОД непосредственно перед началом работ по запасовке ОУ. По результатам проверки предлагается оформлять акт готовности оборудования к пропуску.

Рекомендации по подготовке участка трубопровода
к проведению внутритрубного диагностирования

85. Перед проведением ВТД на участке трубопровода рекомендуется устранить дефекты геометрии, соответствующие проходному сечению 85% от DN и менее.

86. Участок трубопровода, диагностируемый с помощью ВИП, рекомендуется оснастить КПП СОД.

87. Узлы пуска и приема рекомендуется оборудовать подъездными путями и разворотными площадками для безопасного доступа автомобильного транспорта и грузоподъемных механизмов к КПП СОД.

88. Узлы пропуска СОД на промежуточных НПС и камеру приема СОД на конечном пункте не позднее, чем за 1 ч до пуска ОУ, рекомендуется переключать на пропуск ОУ без его остановки и прием ОУ соответственно.

89. В ходе и после завершения очистки участка трубопровода не рекомендуется:

производить размыв донных отложений резервуаров на НПС технологического участка трубопровода, в состав которого входит диагностируемый участок;

производить очистку и промывку резервных ниток и лупингов на диагностируемом участке трубопровода.

90. Если последнее ОУ, пропущенное в соответствии с технологической схемой преддиагностической очистки участка, принесло в камеру приема СОД более 5 л взвешенных и 0,5 л твердых асфальтосмолопарафиновых отложений, данный участок МТ предлагается считать неочищенным и рекомендуется проведение дополнительной очистки участка трубопровода путем повторного пропуска ОУ до получения требуемых результатов очистки.

91. Перед пуском ВИП рекомендуется осуществлять пуск дополнительных очистных щеточных устройств на участках магистральных трубопроводов, которые имеют следующие характеристики:

скорость движения нефти (нефтепродуктов) - менее 0,5 м/с;

содержание парафина в перекачиваемой нефти (нефтепродуктов) - более 3% объемных частей;

протяженность участка - свыше 110 км.

Рекомендации по проведению контроля качества очистки
участка магистрального трубопровода

92. Контроль качества очистки участка МТ рекомендуется производить путем последовательного пропуска ОУ с чистящими пластинами и УКО с оформлением акта о результатах контроля качества очистки участка МТ по форме, определенной в договоре на проведение ВТД.

93. Участок МТ предлагается считать неподготовленным к пропуску ВИП, если:

каждое из устройств контрольной пары принесло в камеру приема СОД более 5 л взвешенных либо 0,5 л твердых асфальтосмолопарафиновых отложений, либо более одного электрода на 10 км МТ;

на УКО имеются группы из четырех и более соседних имитаторов датчиков, закрытых твердыми асфальтосмолопарафиновыми отложениями;

общее число имитаторов датчиков УКО, закрытых твердыми асфальтосмолопарафиновыми отложениями, превышает максимально допустимое значение в соответствии с условиями договора на проведение ВТД.

94. При невыполнении хотя бы одного из условий, установленных в пункте 93, участок МТ предлагается считать неподготовленным к пропуску ВИП и рекомендуется производить дополнительную очистку указанного участка путем повторного пропуска ОУ до получения требуемых результатов очистки.

Рекомендации по проведению внутритрубного диагностирования
магистрального трубопровода

95. Диагностирование участка МТ рекомендуется проводить последовательно всеми типами ВИП, предусмотренными в плане диагностического обследования МТ.

96. При планировании и выполнении диагностического обследования участка МТ последовательно несколькими типами ВИП рекомендуется следующая последовательность пропуска ВИП:

профилемер;

магнитный дефектоскоп MFL;

ультразвуковой дефектоскоп CD;

ультразвуковой дефектоскоп WM.

97. Диагностирование участков МТ, входящих в единые технологические коридоры, рекомендуется проводить от начального участка коридора МТ к конечному.

98. На участках технологического коридора, требующих снижения режима перекачки для пропуска ВИП, их пропуск предлагается выполнять одновременно по нескольким участкам данного коридора.

Рекомендации по установке маркерных пунктов

99. Установку маркерных пунктов для пропуска ВИП рекомендуется производить с целью точной привязки выявленных дефектов к секциям МТ. План расстановки маркерных пунктов по трассе МТ предлагается составлять в процессе подготовки технического задания на проведение ВТД, данный план является его составной частью.

100. Маркерные пункты рекомендуется располагать над осью МТ. Расстояние между маркерными пунктами не должно превышать 2 км. Рекомендуется установка маркерных пунктов на ПМТ через реки, каналы, водоемы, железные и автомобильные дороги, на труднодоступных участках (болота, горные участки), на участках вблизи промышленных объектов и населенных пунктов.

101. Рекомендованная глубина верхней образующей МТ в местах расположения маркерных пунктов - не более 2 м. При большей глубине залегания МТ необходимую глубину рекомендуется обеспечивать путем изготовления шурфа.

102. Маркерные пункты на местности рекомендуется обозначать опознавательными знаками.

Рекомендации по установке маркерных пунктов на переходах
магистральных трубопроводов через водные преграды

103. На ПМТ через водные преграды маркерные пункты рекомендуется устанавливать на границах переходов и границах русловой части.

104. Маркерные пункты на ПМТ через водные преграды рекомендуется наносить на топографический план ПМТ.

105. Схема установки маркерных пунктов на ПМТ через водные преграды приведена на рисунке 3 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности.

Рекомендации по установке маркерных пунктов
на переходах магистральных трубопроводов через железные
и автомобильные дороги

106. На оси трассы ПМТ через железные и автомобильные дороги рекомендуется устанавливать два постоянных маркерных пункта, расположенных на обеих сторонах дороги. Маркерные пункты рекомендуется располагать на расстоянии от 50 до 100 м от подошвы откоса насыпи, места установки маркерных пунктов указывать знаками на местности. Местоположение маркерных пунктов рекомендуется оставлять неизменным при проведении всех ВТД.

107. Каждый маркерный пункт рекомендуется привязывать к постоянным ориентирам - опорам линий электропередачи, задвижкам, вантузам, контрольно-измерительным колонкам и другим ориентирам. Привязку маркерных пунктов на местности предлагается отражать в схеме установки маркерных пунктов на ПМТ, которая является приложением к паспорту на МТ.

108. Схема установки маркерных пунктов на переходе МТ через железную дорогу приведена на рисунке 4 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности.

Выполнение внутритрубного диагностирования

109. Рекомендации по методике проведения ВТД приведены в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.

Наружное диагностирование магистральных трубопроводов

110. Рекомендуемые виды наружного диагностирования, применяемые на МТ, находящихся в эксплуатации:

а) диагностирование методами НК:

соединительных, конструктивных деталей, приварных элементов, ремонтных конструкций (муфт, приварных патрубков, вантузов, бобышек, чопиков);

КПП СОД;

емкостей сбора нефти (нефтепродуктов) с КПП СОД;

надземных трубопроводов обвязки узла пуска/приема СОД;

перемычек между МТ и перемычек между основной и резервной нитками ПМТ через водные преграды;

б) электрометрическое диагностирование (электрометрия) - для диагностирования состояния изоляционного покрытия МТ, выявления коррозионно-опасных участков МТ, диагностирования состояния системы ЭХЗ;

в) наружное диагностирование ПМТ через водные преграды - для определения технического состояния ПМТ через водные преграды.

111. Для идентификации и измерения размеров дефектов после проведения ВТД и электрометрии рекомендуется применять ДДК, включающий:

ВИК;

УЗК (ультразвуковая дефектоскопия и толщинометрия);

контроль проникающими веществами;

магнитопорошковый контроль;

контроль физико-механических свойств металла, его химического состава.

112. Перед началом полевых диагностических работ заказчику предлагается выполнить следующие работы для проведения наружного диагностирования:

предоставление исполнителю диагностирования технического задания на проведение наружного диагностирования участка;

выполнение организационно-технических мероприятий и подготовительных работ в соответствии с приложением N 6 к настоящему Руководству по безопасности;

проведение инструктажа по технике безопасности персонала исполнителя, выполняющего наружное диагностирование.

113. Исполнителю диагностических работ для проведения наружного диагностирования предлагается выполнить следующие подготовительные работы:

разработку и согласование с эксплуатирующей организацией ППР (программы работ) по электрометрии, измерению глубины залегания МТ, диагностированию методами НК на основании методик, приведенных в приложениях N 7 и N 8 к настоящему Руководству по безопасности;

разработку и согласование с эксплуатирующей организацией ППР по проведению наружного диагностирования методами НК ПМТ через водные преграды;

подготовку диагностического оборудования для проведения наружного диагностирования;

обеспечение выполнения вспомогательных и подготовительных работ, предусмотренных в договоре, ППР (программе работ).

114. При выполнении диагностических работ исполнителю наружного диагностирования предлагается:

соблюдать установленные в эксплуатирующей организации правила и нормы безопасного ведения работ;

провести наружное диагностирование;

предоставить технические отчеты по результатам наружного диагностирования в сроки, определенные в договоре на выполнение диагностических работ.

Оборудование, применяемое при наружном диагностировании

115. Средства НК, включая стандартные (контрольные) образцы, рекомендуется вносить в паспорт лаборатории НК.

116. Все средства НК в составе лабораторий (дефектоскопы, преобразователи, стандартные образцы и другое оборудование) рекомендуется поверять, калибровать или аттестовать в соответствии с требованиями паспортов на данное оборудование, технических условий на используемое оборудование.

Измерение глубины залегания магистрального трубопровода

117. Измерение глубины залегания МТ рекомендуется проводить для определения фактической глубины залегания МТ и отклонений глубины залегания от проектных отметок.

118. Определение глубины залегания МТ рекомендуется осуществлять трассопоисковой аппаратурой, позволяющей производить измерения глубины залегания МН, или методом вскрытия. Технические характеристики трассопоисковой аппаратуры должны позволять производить измерения глубины залегания трубопроводов с точностью и в пределах значений, заложенных в проектной документации.

119. Фактическую глубину залегания МТ рекомендуется контролировать на непахотных землях не реже одного раза в 5 лет, на пахотных - один раз в год. Измерения рекомендуется производить с шагом не менее 100 м и измерением на углах поворота трассы трубопровода и в местах пересечений с другими коммуникациями (трубопроводы, автодороги, кабельные линии).

120. Результаты измерений предлагается оформлять в виде отчетов, а при наличии технической возможности в виде выходных форм программы обработки данных трассопоисковой аппаратуры.

Рекомендации по электрометрическому диагностированию

121. Электрометрическое диагностирование рекомендуется применять на действующих МТ подземной прокладки.

122. Электрометрическое диагностирование предлагается выполнять в соответствии с приложением N 7 к настоящему Руководству по безопасности.

123. Рекомендуемый объем и состав работ по электрометрическому диагностированию участка МТ предлагается определять в техническом задании (далее - ТЗ) и должен включать в себя следующие работы:

изучение и анализ статистических данных об обследуемом участке МТ;

обследование коррозионного состояния МТ;

обследование состояния изоляции МТ;

оценка эффективности работы изолирующих соединений;

определение технического состояния средств ЭХЗ (УКЗ, УДЗ, УПЗ);

определение эффективности ЭХЗ.

124. Содержание отчета о результатах электрометрического диагностирования предлагается устанавливать в договоре на диагностирование МТ.

Рекомендации по проведению дополнительного
дефектоскопического контроля

125. ДДК с целью уточнения типа и параметров дефектов, обнаруженных по результатам ВТД и электрометрии, рекомендуется проводить в соответствии с приложением N 6 к настоящему Руководству по безопасности и условиями договора.

126. По результатам ДДК предлагается оформлять акт о проведении ДДК в соответствии с приложением N 12 к настоящему Руководству по безопасности.

Рекомендации по диагностированию участков магистральных
трубопроводов из спиральношовных труб

127. При диагностировании участков МТ из спиральношовных труб предлагается применять следующие виды наружного диагностирования:

ВТД с помощью приборов, позволяющих выявлять дефекты в спиральных сварных швах;

полное электрометрическое диагностическое обследование в соответствии с приложением N 7 к настоящему Руководству по безопасности.

При проведении ДДК участков МТ из спиральношовных труб по результатам ВТД и электрометрического диагностирования рекомендуется проводить:

УЗК спирального сварного шва трубы на участке, назначенном для обследования ВИК;

ультразвуковую толщинометрию основного металла трубы на участке, назначенном для обследования ВИК;

измерение твердости металла шва и околошовной зоны на участке, назначенном для обследования ВИК.

Рекомендации по диагностированию переходов
магистральных трубопроводов

128. При диагностировании ПМТ через водные преграды предлагается применять следующие виды диагностирования:

ВТД;

электрометрия в соответствии с приложением N 7 к настоящему Руководству по безопасности;

периодическое полное или частичное обследование ППМТ;

нивелировка и периодическое обследование ВПМТ через водные преграды.

129. Виды и объемы работ при проведении наружного диагностирования ПМТ через водные преграды рекомендуется определять в соответствии с приложением N 8 к настоящему Руководству по безопасности.

130. Для уточнения типа и параметров дефектов, обнаруженных ВТД и электрометрией, рекомендуется проводить ДДК в соответствии с приложением N 6 к настоящему Руководству по безопасности.

131. Результаты диагностирования рекомендуется вносить в паспорт ППМТ.

Рекомендации по диагностированию камер пуска и приема
средств очистки и диагностирования

132. Методы и объемы работ при проведении технического диагностирования КПП СОД приведены в таблице 4 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности.

При необходимости замены метода контроля рекомендуется заменять его на равноценные методы без ограничений по физическим принципам работы (магнитный, акустический и прочие).

В процессе проведения технического диагностирования объем работ по НК рекомендуется корректировать в зависимости от результатов ВИК, ММК.

133. В соответствии с Инструкцией по визуальному и измерительному контролю (далее - РД 03-606-03), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 11 июня 2003 г. N 92, зарегистрированным Минюстом России 20 июня 2003 г., регистрационный N 4782, и приложением N 6 к настоящему Руководству по безопасности, ВИК рекомендуется проводить снаружи и изнутри КПП СОД.

134. С наружной поверхности КПП СОД рекомендуется проводить ВИК для 100% сварных швов КПП СОД и узлов обвязки на наличие трещин, коррозионных дефектов, царапин, рисок, задиров, находящихся на наружной поверхности КПП СОД.

135. С внутренней поверхности КПП СОД рекомендуется осуществлять ВИК со стороны крышки затвора в зоне доступа визуально с использованием индивидуальных средств защиты оператора и с подводом воздуха.

136. При обнаружении по результатам ВИК трещин, коррозионных дефектов, царапин, рисок, задиров рекомендуется проводить ДДК дефектов.

137. Измерение отклонений осей КПП СОД от проектных значений рекомендуется проводить в соответствии с "СП 11-104-97. Инженерно-геодезические изыскания для строительства", одобренным письмом Госстроя России от 17 февраля 2004 г. N 9-20/112 (далее - СП 11-104-97).

138. Трубопроводы обвязки КПП СОД в местах выхода труб на наружную поверхность земли предлагается освобождать от грунта на протяжении 700 мм в глубину от границы воздух-грунт. При обнаружении мест повреждения изоляции рекомендуется производить контроль основного металла.

139. Толщину металла каждого конструктивного элемента КПП СОД рекомендуется измерять с применением ультразвуковой толщинометрии:

крышка затвора - не менее чем в трех симметричных точках от центра каждого элемента сварной крышки и не менее чем в пяти симметрично расположенных точках;

расширенная часть КПП СОД - не менее чем в трех сечениях по четыре точки в каждом;

переходная часть КПП СОД - не менее чем в трех сечениях по четыре точки в каждом;

элемент КПП СОД от задвижки (входной/выходной) до расширенной части - в одном сечении в четырех точках;

врезки и патрубки диаметром более 100 мм - не менее чем в четырех точках, расположенных равномерно по окружности;

врезки и патрубки диаметром не более 100 мм - не менее чем в двух диаметрально противоположных точках.

140. Рекомендуется подвергать УЗК в объеме 100% следующие сварные швы:

поперечные сварные швы переходной части;

продольные сварные швы цилиндрических и конических деталей;

сварной шов приварки затвора;

сварные швы врезок и патрубков диаметром более DN 100.

141. Размеры дефектов, выявленных по результатам ВИК и УЗК, в случаях затруднения интерпретации рекомендуется уточнять с помощью капиллярного (магнитопорошкового) метода.

142. Врезки патрубков диаметром менее DN 100 рекомендуется подвергать капиллярному (магнитопорошковому) контролю.

143. По результатам НК рекомендуется производить оценку качества сварных швов.

Рекомендации по диагностированию
соединительных, конструктивных деталей, приварных элементов
и ремонтных конструкций

144. В состав работ по техническому диагностированию предлагается включать:

а) для ремонтных конструкций:

ВИК в объеме 100%;

УТ корпусных деталей и участка МТ в объеме 100%;

УЗК в объеме 100% сварных соединений;

ПВК в объеме 100% угловых и нахлесточных сварных соединений;

б) для соединительных деталей:

ВИК в объеме 100%;

УТ корпусных деталей, патрубков в объеме 100%;

УЗК в объеме 100% сварных соединений;

ПВК в объеме 100% угловых и нахлесточных сварных соединений;

в) для патрубков (вантузов, узлов отбора давления, сигнализаторов прохождения СОД и др.):

ВИК в объеме 100%;

УТ корпусных деталей, патрубков в объеме 100%;

УЗК в объеме 100% сварных соединений;

ПВК в объеме 100% сварных соединений;

г) для бобышек:

ВИК в объеме 100%;

УТ в объеме 100%;

УЗК в объеме 100% сварных соединений;

ПВК в объеме 100% сварных соединений.

145. В процессе проведения технического диагностирования объем работ по НК рекомендуется корректировать в зависимости от результатов ВИК, ММК.

146. При проведении гидравлических испытаний МТ, не подлежащих ВТД в процессе эксплуатации, узлы врезок трубопроводов, отводов, перемычек и другие устройства (тройник основного трубопровода, трубопровод до и после задвижки), не входящие в схему гидравлических испытаний, предлагается вскрывать, очищать от изоляционного покрытия и обследовать в следующем объеме:

обследование участков МТ и тройника визуально-измерительным методом в объеме 100%;

обследование сварных соединений УЗК в объеме 100%;

определение толщины стенки участков МТ и тройников УЗК в объеме 100%;

обследование основного металла участков МТ и тройников УЗК в объеме 100%;

обследование угловых сварных соединений и околошовной зоны МТ на наличие трещин ПВК в объеме 100%.

147. При обнаружении по результатам ВИК трещин, коррозионных дефектов, царапин, рисок, задиров рекомендуется проведение ДДК дефектов.

148. Размеры дефектов, выявленные по результатам ВИК, рекомендуется уточнять с помощью ПВК.

Рекомендации по техническому диагностированию
емкостей сбора нефти (нефтепродуктов), камер пуска и приема
средств очистки и диагностирования

149. В техническое диагностирование емкостей сбора нефти (нефтепродуктов) с КПП СОД (далее - емкостей) рекомендуется включать:

контроль качества;

техническое освидетельствование.

150. Рекомендуемые методы и объемы работ при проведении технического диагностирования емкостей сбора нефти (нефтепродуктов) приведены в таблице 5 приложения N 3 к настоящему Руководству по безопасности.

В процессе проведения технического диагностирования объем работ по НК рекомендуется корректировать в зависимости от результатов ВИК, ММК.

151. При техническом освидетельствовании дополнительно к перечисленному в таблице 5 приложения N 3 настоящего Руководства по безопасности рекомендуется выполнять гидравлические испытания емкостей.

152. Перед внутренним осмотром (ВИК) емкость рекомендуется отключить заглушками от всех трубопроводов, освободить от заполняющей ее рабочей среды, провести вентиляцию. Не рекомендуется превышать безопасный уровень концентрации газов в емкости. Стенки емкости с внутренней стороны рекомендуется подвергнуть зачистке.

153. Рекомендуемые объемы применения методов контроля:

а) ВИК:

100% внутренней стороны - для подземных емкостей;

100% внешней и внутренней сторон - для надземных емкостей;

б) УЗК - на каждом шве в объеме 50% от длины шва;

в) УТ:

не менее 30 равноудаленных точек по четырем сечениям обечайки;

не менее пяти точек, симметрично расположенных на каждом днище.

В процессе проведения технического диагностирования объем работ по НК рекомендуется корректировать в зависимости от результатов ВИК, ММК.

154. Измерение планового положения и просадки емкостей сбора нефти (нефтепродуктов) с КПП СОД рекомендуется проводить в соответствии с СП 11-104-97.

155. Оформление отчетных материалов по техническому диагностированию емкостей предлагается выполнять в соответствии с договором на диагностирование.

Рекомендации по диагностированию трубопроводов обвязки узла
пуска и приема средств очистки и диагностирования

156. При диагностировании подземных трубопроводов обвязки узла пуска/приема СОД рекомендуется применять электрометрию в соответствии с приложением N 7 к настоящему Руководству по безопасности.

При необходимости уточнения наличия и размеров дефекта рекомендуется производить локальную шуровку.

157. При диагностировании надземных трубопроводов обвязки узла пуска/приема СОД рекомендуется применять следующие виды диагностирования:

ВИК основного металла МТ в объеме 100%;

ВИК сварных швов МТ в объеме 100%;

УЗК кольцевых сварных швов в объеме 100%;

УТ стенки трубопроводов в зонах в соответствии со схемой мест обследования по результатам ВИК;

капиллярный контроль в зонах в соответствии со схемой мест обследования, по результатам ВИК и УЗК, в случаях, когда интерпретация затруднена;

магнитопорошковый контроль в объеме 100%.

В процессе проведения технического диагностирования объем работ по НК предлагается корректировать в зависимости от результатов ВИК, ММК.

Для уточнения типа и параметров дефектов, обнаруженных электрометрией, рекомендуется проводить ДДК в соответствии с приложением N 6 к настоящему Руководству по безопасности.

Критерии оценки дефектов, выявленных при внутритрубном
и наружном диагностировании магистральных трубопроводов,
находящихся в эксплуатации

158. Критерии оценки и классификация дефектов, выявленных при ВТД и наружном диагностировании МТ, включая КПП СОД, емкостей, соединительных, конструктивных деталей, приварных элементов и ремонтных конструкций, трубопроводов обвязки узла пуска/приема СОД, рекомендуется устанавливать в договоре на диагностирование МТ.

Рекомендации по оформлению результатов
технического диагностирования магистральных трубопроводов,
находящихся в эксплуатации

159. Содержание технического отчета по ВТД рекомендуется выполнять в соответствии с условиями договора на диагностирование МТ.

160. По результатам электрометрического диагностирования МТ предлагается оформлять заключение в соответствии с приложением N 7 к настоящему Руководству по безопасности.

161. Результаты работ по методам НК, включая ДДК, рекомендуется оформлять в соответствии с приложением N 6 к настоящему Руководству по безопасности.

162. Результаты проведения наружного диагностирования ПМТ через водные преграды предлагается оформлять по форме, определенной в договоре на диагностирование МТ.

Рекомендации по техническому диагностированию
перемычек между трубопроводами и между основной и резервной
нитками переходов магистральных трубопроводов
через водные преграды

163. Техническое диагностирование перемычек между МТ и перемычек между основной и резервной нитками ПМТ через водные преграды предлагается выполнять следующими видами диагностирования:

ВИК поперечных и продольных сварных соединений трубопровода, соединительных деталей и основного металла;

УЗК поперечных и продольных сварных соединений трубопровода, соединительных деталей и основного металла;

магнитопорошковый контроль поперечных и продольных сварных соединений трубопровода;

контроль сплошности изоляции и адгезии к металлу изоляционного покрытия (после окончания диагностических работ и восстановления изоляционного покрытия).

164. Подготовку поверхности трубы к проведению ДДК рекомендуется осуществлять бригадой по устранению дефектов или линейной эксплуатационной службой.

165. Для уточнения типа и параметров обнаруженных дефектов рекомендуется проводить ДДК силами исполнителя в присутствии заказчика.

166. Исполнителю рекомендуется документировать информацию о дефектах с указанием расположения дефектов на схеме МТ и учитывать при проведении расчета выявленных дефектов на прочность и долговечность.

167. Ремонт дефектов рекомендуется производить в соответствии с результатами расчетов на прочность и долговечность.