ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2005 г. N 70

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 65-МОР
"СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКЦИИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА"

Федеральная служба государственной статистики постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 65-МОР "Сведения о продукции морского транспорта" и ввести его в действие с отчета за I квартал 2006 года.

2. С введением указанного в п. 1 настоящего Постановления Порядка признать утратившим силу Постановление Госкомстата России от 29.04.94 N 44 "Об утверждении Инструкции по составлению статистической отчетности о продукции морского транспорта" по форме N 65-МОР.

Руководитель
В.Л.СОКОЛИН

Утвержден
Постановлением Росстата
от 13.10.2005 N 70

ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 65-МОР
"СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКЦИИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА"

I. Общие положения

1. В настоящем Порядке излагаются основные положения, связанные с заполнением формы N 65-МОР и представлением ее в статистические органы.

Форма федерального государственного статистического наблюдения N 65-МОР заполняется юридическими лицами, независимо от формы собственности, основным видом деятельности которых являются морские перевозки и имеющими собственный и (или) арендованный флот, плавающий под Государственным флагом Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перевозки грузов и пассажиров могут осуществляться только на основании полученных лицензий.

Сведения представляют юридические лица, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров морским транспортом.

Кроме акционерных обществ, пароходств, судоходных компаний сведения составляют и морские торговые порты, имеющие в собственности и (или) в аренде суда транспортного и (или) портового флота, на которых выполняются рейсы по перевозке грузов и пассажиров как в каботажном, так и в заграничном плавании.

2. В адресной части формы указывается полное наименование отчитывающегося предприятия (организации) в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес предприятия (организации) с почтовым индексом.

Отчитывающееся предприятие (организация) проставляет в адресной части формы код ОКПО. Остальные коды определяются территориальными органами Федеральной службы государственной статистики и используются при последующей автоматизированной обработке информации, содержащейся в форме.

3. Форма представляется в сроки и адреса, указанные на бланке.

4. При составлении формы должна быть обеспечена полнота ее заполнения и достоверность содержащихся в ней статистических данных. В случае отсутствия у предприятия (организации) какого-либо явления строка (графа) прочеркивается.

5. Форма подписывается руководителем предприятия (организации). В соответствии со ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ст. 3 Закона Российской Федерации от 13.05.92 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" руководители несут административную ответственность за непредставление статистической информации, нарушение сроков представления сведений и искажение отчетных данных.

Основные понятия

6. В настоящем Порядке используются следующие понятия, соответствующие Кодексу торгового мореплавания (КТМ) от 30.04.99 N 81-ФЗ.

6.1. По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

6.1.1. Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.

6.1.2. Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер).

6.1.3. Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза без предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.

6.2. Чартер - договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду всего судна или его части на определенный рейс или срок.

6.2.1. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания. При этом судовладелец несет расходы по заработной плате, питанию экипажа и обеспечению содержания судна в надлежащем техническом состоянии. Расходы по перевозкам (оплата топлива, погрузки-выгрузки, налоги и сборы, агентское вознаграждение и т.д.) возлагаются на фрахтователя.

6.2.2. По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания.

Фрахтователь осуществляет комплектование экипажа судна и осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе на содержание экипажа судна.

6.3. По договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату при сдаче багажа и плату за провоз багажа.

II. Заполнение показателей формы N 65-МОР

7. В форме отражается объем продукции морского транспорта в натуральном выражении, а также доходы и затраты, связанные с перевозками грузов и пассажиров.

Сведения не должны включать доходы и затраты по работам, не связанным с перевозкой (по погрузочно-разгрузочным работам и операциям по хранению грузов, по судам, сданным в аренду российским организациям, по судам, сданным в тайм-чартер и бербоут-чартер иностранным организациям, по аварийно-спасательным, подводно-техническим и дноуглубительным работам, по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море, прочим доходам и расходам флота, не связанным с перевозкой).

8. Формирование экономических показателей по перевозочной деятельности по соответствующим строкам формы осуществляется на основании бухгалтерского синтетического и аналитического учета в соответствии с нормативно-законодательными актами по бухгалтерскому учету и типовыми отраслевыми методологическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости перевозочной деятельности.

9. Доходы от перевозок пассажиров (стр. 01 - 06) и грузов (стр. 07 - 11) отражаются как доходы от обычных видов деятельности, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Эти данные должны быть сопоставимы с данными строки 010 формы N 2 бухгалтерского учета "Отчет о прибылях и убытках", утвержденной Минфином Российской Федерации от 13.01.2000 N 4н.

Доходы в заграничном плавании в рублях определяются как сумма доходов, полученных от перевозок в заграничном плавании в рублях, и доходов, полученных в иностранной валюте, пересчитанных в соответствии с установленным порядком в рубли по действовавшим курсам на момент составления отчета.

10. По стр. 12, 13 отражаются расходы отчитывающегося предприятия (организации) по перевозкам грузов и пассажиров (затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, материальные затраты, топливо, ремонт флота, навигационные расходы и др.).

Расходы в заграничном плавании в рублях определяются как сумма расходов, произведенных в рублях, и расходов, произведенных в иностранной валюте, пересчитанных в соответствии с установленным порядком в рубли по действовавшим курсам на момент составления отчета.

11. При распределении эксплуатационных расходов между грузовыми и пассажирскими перевозками рекомендуется предприятиям (организациям), эксплуатирующим суда, одновременно перевозящим грузы и пассажиров, распределение общей суммы расходов между видами перевозок производить или пропорционально доходам, полученным собственно за перевозку грузов и пассажиров, или пропорционально приведенным тоннаже-суткам, которые определяются суммированием тоннаже-суток и пассажиро-место-суток в эксплуатации.

Предприятия (организации), эксплуатирующие отдельно грузовые и пассажирские суда, из общих эксплуатационных расходов выделяют прямые расходы, относящиеся, соответственно, к грузовым и пассажирским перевозкам. Остальные расходы распределяются или пропорционально прямым расходам, или пропорционально эксплуатационным измерителям работы данного типа судна.

12. В форме отражаются сведения о перевозках грузов, осуществленные по договору морской перевозки груза собственными и (или) арендованными судами, оформленные соответствующими перевозочными документами - погрузочным ордером, коносаментом, манифестом, передаточной накладной, дорожной ведомостью, багажной квитанцией др., и по договору морской перевозки пассажиров - на основании отчетов о проданных билетах.

Статистический учет перевозок грузов и пассажиров осуществляется по принципу принадлежности судна независимо от тех портов, между которыми производились перевозки.

В объем перевозок грузов включаются:

перевозки, осуществляемые собственными судами транспортного (включая паромы и лихтеровозы) и портового флота;

перевозки, осуществляемые судами, взятыми в аренду у российских организаций (предприятий);

перевозки, осуществляемые судами, взятыми в аренду у иностранного судовладельца на условиях тайм-чартера;

вес судов и плавучих средств (барж, лихтеров, катеров, земснарядов, доков, плавкранов и др.), буксируемых от мест их постройки или закупки до портов назначения, указанных в буксировочном документе, а также судов, списанных в металлолом;

вес судов, списанных в металлолом, идущих своим ходом в пункты сдачи, при оформлении соответствующих перевозочных документов;

перевозки грузов от пункта распаузки в другие пункты назначения, оформленные перевозочными документами.

13. Не подлежат включению в объемы, отражаемые в форме:

перевозки грузов, выполненные в судах, сданных в аренду российским организациям;

перевозки грузов в судах, сданных в аренду иностранным организациям на условиях тайм-чартера;

перевозки грузов в судах, сданных в аренду иностранным организациям на условиях бербоут-чартера;

перевозки грузов, совершаемые внутри акватории порта от одного причала к другому и не оформленные перевозочными документами, являющиеся либо дополнительной работой, обеспечивающей основную транспортную операцию, либо работой служебно-вспомогательного флота (доставка воды на суда, принятие льяльных вод с транспортных судов, доставка снабжения на суда и т.д.);

перевозки грузов с берега на судно и наоборот перегрузки на рейде;

перевозки, учтенные по отходу из порта отправления на одном судне, затем переотправленные из промежуточного порта на другом судне по ранее выписанному коносаменту.

14. Перевозки грузов учитываются по отправлению в тоннах в точном соответствии с перевозочными документами, включая вес тары груза, а также вес приспособлений и оборудования, применяемых при перевозках, и отражаются по строкам 20 - 27.

15. Перевозки грузов, выполненные вспомогательными и обслуживающими судами, подлежат включению в отчет в тех случаях, если перевозки носили транспортный характер и были оформлены соответствующими перевозочными документами.

16. Отправление грузов учитывается по видам плавания (каботажное и заграничное) и видам перевозок.

К перевозкам в каботажном плавании относятся перевозки между портами и портопунктами Российской Федерации.

К перевозкам в заграничном плавании относятся перевозки между российскими и иностранными портами и между иностранными портами, включая порты стран СНГ.

К перевозкам в заграничном плавании со странами СНГ относятся перевозки между Россией и странами СНГ и перевозки между иностранными портами, при которых хотя бы одна из стран отправления или назначения принадлежит к СНГ, например, перевозки из Украины в Англию, из Украины в Грузию, из США в Грузию и наоборот. В остальных случаях перевозки в загранплавании относятся к перевозкам с зарубежными странами за пределами СНГ.

Перевозки, имеющие направление из морских портов (пунктов) России в порты иностранных государств, включая порты стран СНГ, относятся к экспортным, а перевозки из иностранных портов, включая порты стран СНГ, в морские порты (пункты) России - к импортным.

Перевозки между портами иностранных государств, включая порты стран СНГ, учитываются по строке "между иностранными портами".

17. Грузооборот по отправлению отражается в форме по строкам 34 - 38 в тысячах тонно-миль и определяется путем умножения каждой отдельной партии груза на кратчайшее расстояние между портами отправления и назначения (с учетом захода в промежуточные порты либо по рекомендованным курсам) в одном направлении и последующим суммированием этих произведений.

В тех случаях, когда суда в процессе выполнения рейсового задания имеют несколько портов захода, тонно-мили исчисляются между портами отправления и портами назначения каждой отдельной партии груза без учета заходов в промежуточные порты.

Например. Судно во Владивостоке принимает 3000 т груза отправлением в два порта - Петропавловск-Камчатский (2000 т) и Холмск (1000 т). Согласно рейсовому заданию судно идет в Петропавловск-Камчатский, где сдает 2000 т груза, а затем в Холмск, где выгружает оставшиеся 1000 т.

Грузооборот по указанной перевозке по отправлению составит:

2000 т х 1340 миль (Владивосток - Петропавловск-Камчатский) = 2 680 000 т-миль.

1000 т х 540 миль (расстояние Владивосток - Холмск) = 540 000 т-миль;

Итого: 3 220 000 т-миль.

18. В форме учитываются перевозки пассажиров, выполненные судами транспортного и портового флота, предназначенными для перевозки пассажиров, включая перевозки в пригородном и местном сообщении.

Перевозки пассажиров по отправлению учитываются по количеству пассажиров, фактически отправленных в отчетном периоде на собственных и арендованных судах, и отражаются по стр. 14 - 19. Объектом учета количества пассажиров является каждая поездка одного пассажира от пункта отправления до пункта назначения в одном направлении.

В сведения по форме включается число пассажиров, билеты которых приобретены за наличный и безналичный расчет, согласно кассовым отчетам о проданных билетах, и пассажиров, имеющих право на получение бесплатных и льготных билетов.

Учет пассажиров ведется в соответствии с количеством реализованных билетов.

В случае продажи единого билета (для семей и организованных групп, следующих в одном направлении на судах международных линий) учет осуществляется по количеству пассажиров, указанных в билете, или прилагаемом к нему списке.

В случае продажи билетов по предварительным заказам учет осуществляется по моменту отправления судна.

19. Пассажирооборот по отправлению отражается в форме по стр. 28 - 33 в тысячах пассажиро-миль и определяется по каждой поездке, исходя из количества пассажиров и расстояния перевозки от пункта отправления до пункта назначения путем умножения количества отправленных пассажиров на расстояние перевозки каждого пассажира и последующим суммированием этих произведений.

С введением в действие настоящего Порядка отменяется ранее действовавшая Инструкция по составлению статистической отчетности о продукции морского транспорта, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 29.04.94 N 44.

Управление статистики
торговли и услуг