IV. Проведение аудиторских мероприятий

IV. Проведение аудиторских мероприятий

23. Аудиторская проверка назначается приказом Руководителя.

24. Аудиторское мероприятие проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

Рекомендуемый образец формы программы аудиторской проверки приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку.

25. Утвержденная программа аудиторской проверки направляется руководителю или уполномоченному работнику объекта аудита в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.

26. При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы может прийти к выводу о необходимости изменения программы аудиторского мероприятия в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации о качестве организации и выполнении бюджетной процедуры, а также подготовить и представить на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита предложения по внесению изменений в программу аудиторского мероприятия.

27. Изменения в программу аудиторского мероприятия утверждаются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита в срок не позднее 3 рабочих дней с даты представления предложений по изменению программы аудиторского мероприятия.

28. Аудиторские проверки подразделяются на:

а) камеральные - проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

б) выездные - проводятся по месту нахождения объекта аудита;

в) комбинированные - проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита и по месту нахождения объекта аудита.

29. Срок проведения аудиторской проверки устанавливается исходя из количества проверяемых бюджетных процедур, вида аудиторской проверки, особенностей деятельности объекта аудита и объема его финансирования.

30. Предельные сроки проведения аудиторской проверки не должны превышать 14 календарных дней для выездной проверки и 20 календарных дней для камеральной или комбинированной аудиторской проверки.

31. Дата начала и окончания проведения аудиторской проверки указывается в приказе Агентства о проведении аудиторской проверки.

32. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления срока проведения аудиторской проверки, субъект внутреннего финансового аудита направляет служебную записку на имя Руководителя с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторской проверки.

33. Срок приостановления или продления аудиторской проверки определяется индивидуально в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты, но не более чем на 30 календарных дней.

34. Основаниями приостановления или продления срока проведения аудиторской проверки являются:

а) временная нетрудоспособность одного из участников аудиторской группы;

б) принятие субъектом внутреннего финансового аудита мотивированного решения об увеличении объемов выборки проверяемых документов относительно запланированного объема;

в) получение в ходе аудиторской проверки от правоохранительных органов, органов государственного финансового контроля либо иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита (его работников) нарушений и злоупотреблений, требующей дополнительной проверки;

г) несвоевременное и неполное представление объектами аудита запрашиваемой информации.

35. В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

36. Члены аудиторской группы готовят служебные записки по проверенным ими вопросам, которые по окончанию аудиторского мероприятия представляют на имя руководителя субъекта внутреннего финансового аудита. Справки информационного характера подписывают работники объекта аудита, ответственные за соответствующие направления деятельности.

37. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, то членами аудиторской группы должны быть проведены дополнительные профессиональные действия для сбора аудиторских доказательств, а также могут быть подготовлены предложения по внесению изменений в программу аудиторского мероприятия, в части приостановления или продления сроков аудиторского мероприятия.

38. Руководитель аудиторской группы обеспечивает выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств.

39. Результаты аудиторской проверки оформляются заключением аудиторской проверки.

Рекомендуемый образец формы заключения аудиторской проверки приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку.

40. Руководитель аудиторской группы предоставляет проект заключения, подписанный участниками аудиторской группы и руководителем (ответственным работником) объекта аудита, для последующего подписания, руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.

41. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита рассматривает проект заключения аудиторской проверки, служебные записки участников аудиторской группы, письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур (при наличии) и осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, при необходимости вносит корректировки.

42. Заключение аудиторской проверки составляется в двух экземплярах и должно отражать результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и недостатков, бюджетных рисков и содержать выводы и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и организации внутреннего финансового контроля, а также информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита.

43. В заключении аудиторской проверки отражаются проверенные и документально обоснованные данные (факты). При их изложении соблюдаются объективность, ясность и точность описания со ссылкой по каждому факту (с указанием статей, частей, пунктов, подпунктов) на соответствующие нормативные правовые акты, которые нарушены, а также указываются работники, допустившие нарушение, и размер причиненного ущерба (при его наличии).

44. Объект аудита вправе представить в течение 3 рабочих дней со дня направления заключения аудиторской проверки обоснованные письменные возражения, включая ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации.

45. По окончанию срока представления объектом аудита возражений, в течение 5 рабочих дней заключение аудиторской проверки направляется Руководителю, по результатам рассмотрения которого Руководитель вправе принять одно или несколько из следующих решений:

а) о реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений Агентства, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);

в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения или недостатки;

г) об изменении (актуализации) правовых актов центрального аппарата Агентства и МТУ, в том числе в целях совершенствования организации и выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

д) об установлении требований к доведению до работников центрального аппарата Агентства и МТУ информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий центрального аппарата Агентства и МТУ (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;

з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями центрального аппарата Агентства и МТУ при организации и выполнении бюджетных процедур и операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

и) о совершенствовании информационного взаимодействия между Агентством и юридическими лицами (организациями), которым переданы отдельные полномочия Агентства, в том числе бюджетные полномочия, полномочия государственного заказчика и полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета;

к) об установлении в положениях о структурных подразделениях Агентства, в должностных регламентах работников центрального аппарата Агентства и МТУ обязанностей и полномочий по организации и выполнению соответствующей бюджетной процедуры или операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

л) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;

м) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

н) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений центрального аппарата Агентства и МТУ, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;

о) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации и выполнения бюджетной процедуры или операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;

п) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и дисциплинарной ответственности к виновным работникам центрального аппарата Агентства, МТУ и подведомственных Агентству учреждений;

р) о направлении информации и документов в соответствующий орган государственного финансового контроля и правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения или применяется административная (уголовная) ответственность;

с) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.

46. При принятии Руководителем решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций, руководитель субъекта внутреннего финансового аудита обеспечивает разработку плана мероприятий по устранению выявленных по результатам аудиторских проверок недостатков и нарушений (далее - План нарушений), а также осуществляет контроль за его выполнением.

47. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения Плана нарушений, включающий следующие процедуры:

а) получение от объектов аудита официального отчета о выполнении Плана нарушений и его анализ, включая анализ причин невыполнения указанного плана (при наличии);

б) оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения дополнительных внеплановых аудиторских проверок.

48. В случае несвоевременного или неполного выполнения Плана нарушений, субъект внутреннего финансового аудита направляет Руководителю служебную записку для принятия соответствующих управленческих решений.

49. Работники субъекта внутреннего финансового аудита формируют годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный год, а руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает ее и представляет на утверждение Руководителю не позднее 1 апреля текущего финансового года.

Рекомендуемый образец формы годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку.