2. Основания для проведения проверок соблюдения требований ТР ТС 011/2011

2. Основания для проведения проверок соблюдения требований
ТР ТС 011/2011

2.1. Статья 32 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) устанавливает, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (далее - постановление Правительства России N 294) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 407 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 407) установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности).

2.2. Порядок осуществления должностными лицами Росстандарта государственного контроля (надзор) за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 установлен Федеральным законом N 294-ФЗ, Административным регламентом исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов, утвержденным приказом Минпромторга России от 3 октября 2012 г. N 1409 (далее - Административный регламент по осуществлению государственного контроля (надзора)) и настоящими Методическими рекомендациями.

2.3. В соответствии с положениями ст. 9, 10 Федерального закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Статьи 11 и 12 данного закона выделяют документарные и выездные проверки.

2.4. Специальные требования к порядку организации и проведения плановой проверки приведены в ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, если иное не определено действующим законодательством.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых территориальными органами Росстандарта в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Формирование планов государственного контроля (надзора) МТУ Росстандарта осуществляется в соответствии с основными направлениями контрольно-надзорной деятельности Росстандарта, с учетом специфики региона, и на основе информации от государственных органов, администраций субъектов РФ, общественных организаций, если данная информация содержит признаки нарушений входящих в компетенцию Росстандарта. Ежегодный план проведения плановых проверок, утвержденный руководителем территориального органа Росстандарта доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте территориального органа Росстандарта в сети "Интернет".

Требования к содержанию ежегодных планов проведения плановых проверок указаны в ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ.

Отсутствие оснований проведения плановой проверки (ч. 2 и ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Приведенный выше перечень оснований является закрытым, то есть не допускается проведение плановых проверок по не указанным в нем основаниям. В период между плановыми проверками в случаях, указанных в действующем законодательстве, могут быть проведены внеплановые проверки и процессуальные мероприятия, предусмотренные, в частности, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.

Таким образом, плановая проверка может быть:

- документарной;

- выездной.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) МТУ Росстандарта и указывает в приказе о проведении проверки.

2.5. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Росстандартом, МТУ Росстандарта не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя (заместителя руководителя) Росстандарта, МТУ Росстандарта о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора) или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ).

Нарушение рассматриваемого срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

В целях обеспечения доказательства надлежащего уведомления лица о предстоящей проверке под иным доступным способом следует понимать такое уведомление, которое может впоследствии быть подтверждено в рамках проверки действий должностных лиц Росстандарта со стороны органов прокуратуры или суда.

При направлении уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении необходимо учитывать, что лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение, в судебной практике признаются извещенными надлежащим образом.

Помимо направления указанного уведомления заказным почтовым отправлением ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ допускает иные доступные способы уведомления.

В связи с возможными неточностями в работе почты рекомендуется в указанный срок вручать копию приказа о проверке непосредственно уполномоченному представителю проверяемого лица (индивидуальному предпринимателю) с получением расписки о получении копии приказа о проведении проверки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии приказа, содержащей дату и время получения, а также подпись и данные подписанта (Ф.И.О., должность).

В случае отдаленного нахождения проверяемого лица копия приказа о проверке может быть направлена посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии приказа, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем проверяемого лица с указанием даты и времени получения, а также включающей подпись и данные подписанта (Ф.И.О., должность).

Особенности проведения плановых проверок членов саморегулируемых организаций указаны в частях 10, 13 и 14 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ.

В случае проведения в отношении члена саморегулируемой организации плановой проверки следует в обязательном порядке уведомить данную саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя в ходе проверки.

2.6. Внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положениям части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

Основаниями для проведения внеплановых проверок, исходя из полномочий Росстандарта, являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ);

2) поступление в Росстандарт или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде (подп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ);

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде (подп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа Росстандарта, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

2.7. Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.

Таким образом, внеплановая проверка может быть:

- документарной;

- выездной.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) органа Росстандарта и указывает в приказе о проведении проверки.

2.8. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

При выявлении признаков административных правонарушений, но при отсутствии перечисленных выше оснований для проведения внеплановой проверки, следует исходить из оснований для проведения процессуальных мероприятий, указанных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.9. Важным моментом при назначении внеплановых проверок является требования ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, регулирующие согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры Российской Федерации.

Указанному согласованию подлежат внеплановые проверки только при одновременном наличии следующих обстоятельств:

- проверка является выездной;

- проверка проводится по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п. 2 части 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде либо возникновение угрозы данного причинения).

2.10. Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации (см. приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93).

Проведение внеплановой выездной проверки по основаниям, предусмотренным подп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, без согласования с органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

2.11. С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:

1) документарные проверки;

2) проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

3) проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя органа Росстандарта, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования прокурора.

2.12. Вне зависимости от необходимости в указанных выше случаях получения согласования прокуратуры, для проведения внеплановой проверки обязательно должно присутствовать одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

2.13. Согласование проведения внеплановых выездных проверок органами Росстандарта производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации.

2.14. Типовая форма заявления о согласовании органами Росстандарта с органами прокуратуры Российской Федерации проведения внеплановой выездной проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. приказ N 141).

Заявление о согласовании подписывается начальником отдела Росстандарта или МТУ Росстандарта.

К заявлению прилагаются копия приказа о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть представлены в день подписания приказа о проведении проверки в орган прокуратуры (по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя) непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

2.15. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры, рассматриваются в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурорами (их заместителями), принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

2.16. Формы решений о согласовании либо отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки утверждены приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93.

Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения должно представляться в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствующий орган Росстандарта.

Второй экземпляр решения остается в прокуратуре и хранится в отдельном надзорном производстве с представленными органами Росстандарта документами.

2.17. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренными ч. 11 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие основания для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

3) несоблюдение требований, установленных Федерального закона N 294-ФЗ, к оформлению решения органа Росстандарта о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа Росстандарта;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

2.18. Необоснованный отказ в согласовании проведения внеплановой выездной проверки следует обжаловать вышестоящему прокурору или в суд немедленно после получения такого отказа в письменной форме.

Данную жалобу либо заявление в суд вправе подписывать:

- руководитель Росстандарта или его заместитель;

- руководитель МТУ Росстандарта или его заместитель.

Необходимо учитывать, что рассмотрение таких жалоб в органах прокуратуры Российской Федерации не приостанавливает действие обжалуемого решения.

Порядок приостановления действия указанного решения при обращении в суд регламентирован положениями процессуального законодательства.

2.19. В случае получения отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки должностное лицо Росстандарта, ответственное за проведение проверки, при отсутствии оснований для обжалования такого отказа принимает необходимые меры по устранению причин для отказа в согласовании проведения проверки, если они связаны с отсутствием необходимых приложенных документов, нарушением при оформлении решения о проведении внеплановой выездной проверки и т.п., и повторно направляет в соответствующий орган прокуратуры заявление о согласовании проверки.

Уведомляет заявителя об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки в связи с отказом органами прокуратуры в согласовании проверки.

2.20. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также обнаружение нарушений обязательных требований в сфере технического регулирования в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер Госстандарт, МТУ Росстандарта вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов (ч. 12 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствующий орган Росстандарта.

2.21. В случае если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки может направляться с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

2.22. Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) приказ (распоряжение) руководителя органа Росстандарта, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованием прокурора.

Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

2.23. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (ч. 17 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ).

Данное уведомление в соответствии с ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ также не требуется, если основание для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

2.24. Особенности проведения внеплановых проверок членов саморегулируемых организаций указаны в частях 18 и 20 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

В случае проведения в отношении члена саморегулируемой организации внеплановой проверки следует в обязательном порядке уведомить данную саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя в ходе проверки.