МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ
И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 27 марта 2017 г. N 294
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА В 2017 ГОДУ
Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора в 2017 году (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора и территориальным управлениям Россельхознадзора обеспечить выполнение Программы в 2017 году.
3. Территориальным управлениям Россельхознадзора обеспечить представление в Россельхознадзор информации об исполнении Программы ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Ю.А. Швабаускене.
Руководитель
С.А.ДАНКВЕРТ
Утверждена
приказом Россельхознадзора
от 27.03.2017 N 294
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА В 2017 ГОДУ
Цели профилактических мероприятий:
1) Мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
2) Предупреждение нарушения поднадзорными субъектами обязательных требований земельного законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований земельного законодательства.
3) Повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора).
4) Разъяснение поднадзорным субъектам обязательных требований.
5) Снижение административных и финансовых издержек как Россельхознадзора, так и поднадзорных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Задачи профилактических мероприятий:
1) Формирование единого понимания обязательных требований земельного законодательства у всех участников контрольно-надзорной деятельности.
2) Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
3) Установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных поднадзорных субъектов (объектов).
4) Инвентаризация состава и особенностей поднадзорных субъектов (объектов) и оценки состояния поднадзорной сферы.
Описание видов и типов поднадзорных субъектов (объектов)
Россельхознадзор и его территориальные органы (далее - Служба) в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Указанные полномочия Служба осуществляет в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон).
Такие земельные участки являются поднадзорными Службе объектами.
Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), по использованию земельных участков установлены статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, все правообладатели указанных земельных участков, в частности, юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления являются поднадзорными Службе субъектами.
Описание ключевых наиболее значимых рисков, а также текущих
и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие
на состояние поднадзорной среды
Земли сельскохозяйственного назначения являются важным природным ресурсом страны, и подлежат охране. От состояния и плодородия сельскохозяйственных земель напрямую зависит способность государства развивать растениеводство, животноводство и другие отрасли сельского хозяйства. Это, в свою очередь, позволяет обеспечивать население продуктами питания, а также выходить на международные продовольственные рынки и обеспечивать экономический рост государства. В настоящее время вопрос сохранения плодородия сельскохозяйственных земель стоит особенно остро в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и импортозамещения продовольственных товаров.
Ключевым и наиболее значимым риском является увеличение площади земель сельскохозяйственного назначения, в частности сельскохозяйственных угодий (особо продуктивных земель), выбывающих из сельскохозяйственного оборота. Указанное выбытие происходит в т.ч. по причинам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства, что зачастую выражается в зарастании земель сорной, кустарниковой, лесной растительностью.
Разлив нефтепродуктов, чрезмерное применение пестицидов и агрохимикатов, перекрытие поверхности почвы различными объектами, разработка карьеров для добычи общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень, глина и т.п.), снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а также несанкционированное размещение отходов производства и потребления приводит к порче, уничтожению плодородного слоя почвы.
Указанные нарушения земельного законодательства способствуют выбыванию сельскохозяйственных земель из оборота.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение поднадзорными субъектами обязательных требований земельного законодательства, на побуждение поднадзорных субъектов к добросовестности, должно способствовать улучшению в целом ситуации, снижению количества выявляемых нарушений обязательных требований в указанной сфере.
Следует отметить, что Службой ежегодно осуществлялось информирование хозяйствующих субъектов, населения о своей деятельности в сфере государственного земельного надзора, ее результатах, а также доводилась информация о недопустимости нарушений требований российского законодательства в указанной сфере, о мерах ответственности за допущенные нарушения.
Указанная работа проводилась путем публикаций в СМИ (газеты, журналы), сети "Интернет" на сайтах Россельхознадзора и его территориальных управлениях, иных интернет-ресурсах, выступления на радио и телевидении. Кроме того, представители Службы принимали участие в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых СМИ.
Указанная работа будет продолжена в рамках профилактических мероприятий.
Статистические показатели состояния поднадзорной среды
В 2016 году территориальными управлениями Россельхознадзора обследовано 26,8 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом.
Проведено 50,8 тыс. контрольно-надзорных мероприятий (что на 4% меньше, чем в 2015 году). В том числе более 20,5 тыс. плановых проверок (на 23% меньше, чем в 2015 году), более 14,1 тыс. внеплановых проверок (на 18% меньше, чем в 2015 году), более 6,7 тыс. административных обследований объектов земельных отношений, более 4 тыс. плановых (рейдовых) осмотров.
Выявлено 24,7 тыс. нарушений (на 15% меньше, чем в 2015 году) на общей площади 1,6 млн. га. Привлечено к административной ответственности: юридических лиц - более 2,2 тыс.; должностных лиц - более 1,5 тыс.; индивидуальных предпринимателей - более 0,4 тыс.; граждан - более 9,3 тыс.
При этом результативность контрольно-надзорных мероприятий осталась на уровне прошлого года и составила около 50%.
Наибольшее количество выявленных нарушений связано с невыполнением землепользователями установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ).
Наложено административных штрафов на сумму 833 млн. рублей. Взыскано штрафов за отчетный период 221,5 млн. рублей. Выдано более 12,4 тыс. предписаний об устранении допущенных нарушений.
В результате работы территориальных управлений Россельхознадзора на площади более 819 тыс. га устранены нарушения требований земельного законодательства. В сельскохозяйственный оборот вовлечено 199,4 тыс. га земель ранее нарушенных, неиспользуемых.
Описание текущего уровня развития
профилактических мероприятий
Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Россельхознадзором в 2016 году утверждена Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований (далее - Программа), в том числе в рамках осуществления государственного земельного надзора в части установленной компетенции Службы.
Россельхознадзором и его территориальными управлениями в рамках реализации Программы в 2016 году регулярно публиковалась информация в сфере государственного земельного надзора в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет-издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований земельного законодательства.
Так, в 2016 году территориальными управлениями Россельхознадзора по вопросам, связанным с осуществлением государственного земельного надзора:
- в печати опубликовано свыше 1,1 тысячи материалов;
- репортажей на телевидении - более 300, проведено около 700 выступлений на радио;
- на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора размещено более 7,7 тысяч материалов (новостей), в других интернет-изданиях размещено более 5,8 тысяч материалов;
- на официальном сайте Россельхознадзора в разделе "Новости" опубликовано более 4 тысяч материалов (новостей);
- принято участие в более 350 совещаниях (форумах) с представителями бизнес-сообществ, хозяйствующих субъектов;
- в рамках приема граждан (физических лиц) даны разъяснения по вопросам государственного земельного надзора 480 гражданам.
Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного земельного надзора.
Целевые показатели результативности мероприятий Программы
на 2017 год
Целевые показатели результативности мероприятий Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере государственного земельного надзора в 2017 году:
1. Количество выявленных нарушений, шт.
2. Количество проведенных в 2017 году профилактических мероприятий (публикации в СМИ, в интернет-изданиях, выступления на радио, телевидении, участие в форумах, совещаниях с поднадзорными субъектами, бизнес-сообществами, публичные мероприятия, консультации и пр.).
Ожидаемый результат: снижение количества выявленных в 2017 году нарушений требований земельного законодательства при увеличении количества и качества проводимых профилактических мероприятий.
Перечень уполномоченных лиц (с контактами), ответственных
за организацию и проведение профилактических мероприятий
в сфере государственного земельного надзора
в Россельхознадзоре
N
|
ФИО
|
Должность
|
телефон
|
e-mail
|
Тюрина Ирина Витальевна
|
Начальник Отдела государственного земельного надзора Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора
|
8 (495) 608-72-80
|
i.turina@svfk.mcx.ru
|
|
Жуков Дмитрий Витальевич
|
Главный специалист-эксперт Отдела государственного земельного надзора Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора
|
8 (495) 607-51-29
|
zhukov_zemnadzor@mail.ru
|
Ссылка на официальный сайт Россельхознадзора
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
на котором должна содержаться информация о текущих
результатах профилактической работы, готовящихся
и состоявшихся профилактических мероприятиях
http://fsvps.ru/fsvps/ground
План-график профилактических мероприятий в сфере
государственного земельного надзора на 2017 год
N п/п
|
Профилактические мероприятия
|
Периодичность проведения
|
Адресат мероприятии
|
1.
|
Размещение на сайтах Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора актуальной информации:
|
Поддерживать в актуальном состоянии
|
Юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, органы местного самоуправления - землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
|
1.1.
|
об основных полномочиях в указанной сфере деятельности;
|
||
1.2.
|
о мерах ответственности за нарушения земельного законодательства в части установленной компетенции;
|
||
1.3.
|
об обязательных требованиях в сфере государственного земельного надзора в части компетенции
|
||
2.
|
Разработка руководств по соблюдению действующих обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, входящих в компетенцию Россельхознадзора, в виде брошюр, схем, инфографических материалов и их размещение на сайтах Россельхознадзора и его территориальных управлений
|
В течение года, по мере необходимости, поддерживать в актуальном состоянии
|
|
3.
|
Подготовка разъяснений (комментариев) о содержании новых нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, посредством размещения сравнительных схем с кратким обзором на сайте Россельхознадзора и его территориальных управлений
|
Не позднее 2-х месяцев с даты принятия нормативного правового акта
|
|
4.
|
Размещение указанной в п.п. 1 - 2 Плана-графика информации на информационных стендах в территориальных управлениях Россельхознадзора, а также в подведомственных Россельхознадзору учреждениях, осуществляющих деятельность в сфере земельных отношений (схемы, брошюры, выдержки из нормативных актов)
|
В течение года, поддерживать в актуальном состоянии
|
|
5.
|
Проведение территориальными управлениями Россельхознадзора консультаций с поднадзорными субъектами (семинары, конференции, рабочие группы, создание "горячих линий") по разъяснению требований, содержащихся в нормативных правовых актах, об изменениях в них.
|
ежеквартально
|
|
6.
|
Информирование неопределенного круга поднадзорных субъектов о необходимости соблюдения требований земельного законодательства, о результатах деятельности Россельхознадзора и его территориальных управлений, основных нарушениях, а также краткий обзор изменений требований законодательства посредством:
|
В течение года, по мере необходимости
|
|
6.1.
|
публикаций в СМИ (газеты, журналы);
|
||
6.2.
|
публикаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в т.ч. на сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов;
|
||
6.3.
|
выступлений на радио, телевидении, интервью
|
||
7.
|
Обобщение Россельхознадзором и его территориальными управлениями практики осуществления государственного земельного надзора в части компетенции
|
ежеквартально
|
|
8.
|
Проведение Россельхознадзором и его территориальными управлениями публичных мероприятий с обсуждением полученных результатов по итогам обобщения практики и рекомендациями по принятию поднадзорными субъектами мер по недопущению нарушений
|
ежеквартально по отдельному плану-графику
|
|
9.
|
Публикация результатов проведенных публичных мероприятий в сети "Интернет" с механизмом "обратной связи"
|
ежеквартально
|
|
10.
|
Публикация Россельхознадзором и его территориальными управлениями в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" статистики по количеству проведенных контрольно-надзорных мероприятий с указанием наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам
|
ежеквартально
|
|
11.
|
Выдача в рамках осуществления государственного земельного надзора предостережений в установленных российским законодательством случаях
|
В соответствии с российским законодательством
|
|
12.
|
Размещение на сайтах территориальных управлений Россельхознадзора ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного земельного надзора
|
В течение года, по мере необходимости
|
|
13.
|
Разъяснение уполномоченными должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора полномочий в установленной сфере, а также предусмотренных за нарушения требований законодательства в части компетенции мер ответственности, в том числе по телефону.
|
по запросу
|
Ожидаемый результат: снижение количества выявленных в 2017 году нарушений требований земельного законодательства.