1.5. Описание ключевых наиболее значимых рисков, а также текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние поднадзорной среды
1.5. Описание ключевых наиболее значимых рисков,
а также текущих и ожидаемых тенденций, которые могут
оказать воздействие на состояние поднадзорной среды
Ключевым, наиболее значимым риском для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, является риск причинения ущерба охраняемым законом ценностям в результате нарушения обязательных требований. Основными причинами аварийных случаев (инцидентов <1>, аварий <2>, очень серьезных аварий <3>) являются:
--------------------------------
<1> повреждение судна без потери мореходных качеств; посадка судна на мель и его нахождение на мели 24 часа и менее; смещение перевозимого судном груза, не приведшее к потере мореходных качеств судна; лишение возможности движения судна 24 часа и менее; намотка сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль; вызванное повреждением судна загрязнение окружающей среды.
<2> гибель человека, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна; тяжкий вред, причиненный здоровью человека в прямой связи с эксплуатацией судна; потеря человека с судна; повреждение судна (утрата мореходных качеств и/или создание препятствий производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений); смещение перевозимого судном груза и/или изменение физико-химических свойств перевозимого судном груза, приведшее к утрате мореходных качеств судна; посадка судна на мель и его нахождение на мели более 24 часов; лишение возможности движения судна более 24 часов, за исключением случая намотки на гребной винт или руль; повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства; причинение серьезного ущерба окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде.
<3> гибель судна; гибель двух и более человек, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна; гибель буксируемого судна или иного плавучего объекта, буксируемого судном; причинение очень серьезного ущерба окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов от 500 тонн и выше, вызванный повреждением судна или судов.
- нарушение Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ;
- поломка главного двигателя;
- намотка на винто-рулевую группу посторонних предметов;
- нарушение хорошей морской практики, несоблюдение общепринятых практических приемов и способов управления судном;
- нарушение правил по предупреждению аварий и борьбе за живучесть;
- ошибки в счислении места судна;
- неиспользование лота, эхолота;
- нарушение рекомендаций лоции;
- превышение скорости, в результате чего судно не в состоянии предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения и своевременно остановиться;
- неправильное управление судном при следовании в узкости;
- неисправность навигационного оборудования и неточность карт;
- неосторожное приближение к берегу во время сильного прижимного ветра;
- нарушение требований правил охраны труда;
- нарушение техники безопасности;
- нарушение правил пожарной безопасности;
- нарушение правил технической эксплуатации судна;
- ошибка судового персонала при приемке\выдаче топлива, балластировке судна;
- нарушение Наставления по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов флота рыбной промышленности СССР;
- нарушение правил маневрирования.
В связи с тем, что основные причины аварийных случаев выражаются в серьезном нарушении судовладельцами и экипажами судов в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований, что указывает на необходимость принятия мер, направленных на усиление интенсивности проведения профилактических мероприятий в зависимости от особенностей поднадзорных субъектов (объектов) и их деятельности, что в свою очередь позволит повысить уровень безопасной эксплуатации судов, не допустить гибель судов и членов их экипажей.
С учетом результатов проведенного анализа поднадзорной среды, приоритетом при проведении профилактических мероприятий на период с 2018 - 2020 гг. являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу (вылов) водных биологических ресурсов с использованием судов в Дальневосточном и Северном бассейнах, что обусловлено высокой интенсивностью промысла и сложными метеоусловиями в данных районах.
Приоритет при проведении профилактических мероприятий
с учетом количества российских судов рыбопромыслового флота
на промысле в ИЭЗ и континентальном шельфе
Российской Федерации
В зоне особого риска находятся маломерные суда рыбопромыслового флота (Азово-Черноморский бассейн, Волжско-Каспийский бассейн), требующие особого внимания при осуществлении профилактических мероприятий.
Текущими и ожидаемыми тенденциями, которые могут оказать влияние на состояние подконтрольной сферы, являются совершенствование обязательных требований, увеличение доли профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности, мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов, работа по выявлению причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения, разработка механизмов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов и повышение уровня их правовой грамотности.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение поднадзорными субъектами обязательных требований, на побуждение поднадзорных субъектов к добросовестности, должно способствовать улучшению в целом ситуации, снижению количества выявляемых нарушений обязательных требований в рассматриваемой сфере.
Следует отметить, что Росрыболовством ежегодно осуществлялось информирование хозяйствующих субъектов, населения о своей деятельности в сфере государственного надзора за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства, ее результатах, а также доводилась информация о недопустимости нарушений обязательных требований, о мерах ответственности за допущенные нарушения.
Указанная работа проводилась путем публикаций в СМИ (газеты, журналы), сети Интернет на сайтах Росрыболовства и его территориальных управлений, иных интернет-ресурсах, выступлений на радио и телевидении. Кроме того, представители Росрыболовства принимали участие в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых СМИ.
Признавая необходимость обеспечения высокого уровня безопасности в области морской деятельности надо отметить, что начатая работа должна продолжаться в направлении совершенствования осуществления функции государственного надзора путем внедрения актуальных механизмов ее максимальной реализации в рамках профилактической работы.