МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 27 октября 2015 г. N 14-исх/15402-ГЕ/15

НА ПОРУЧЕНИЕ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в пределах компетенции Росреестра обращение, сообщает.

Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

С учетом позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 20.02.2014 N Д23и-478, в случае, если реконструкция объекта недвижимости проводится путем изменения его характеристик, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в отношении реконструируемого сооружения осуществляется в том числе государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости (сооружения).

В соответствии со статьями 16, 22 Закона о кадастре государственный кадастровый учет изменений сооружения осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и технического плана сооружения, требования к подготовке которого утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке" (далее - Требования), либо копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Согласно пункту 14 Требований сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации сооружения, разрешения на ввод в эксплуатацию сооружения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта сооружения; копии указанных документов включаются в состав приложения.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, государственный кадастровый учет изменений сооружения (линейного объекта) в связи с его реконструкцией осуществляется на основании технического плана сооружения, подготовленного в соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, либо на основании такого разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в том числе направленного в орган кадастрового учета в порядке статьи 15 Закона о кадастре).

При этом Требованиями не предусмотрена подготовка технического плана сооружения в отношении только лишь реконструируемой его части, в связи с чем технический план должен подготавливаться в отношении всего объекта недвижимости.

Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом (часть 1 статьи 35 Закона о кадастре).

Согласно статье 36 Закона о кадастре:

по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 Закона о кадастре, или юридическое лицо, указанное в статье 33 Закона о кадастре, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований Закона о кадастре, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы, если иное не установлено Законом о кадастре (часть 1);

в результате выполнения указанных в части 1 статьи 36 Закона о кадастре кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости; объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ (часть 2).

Индивидуализация недвижимого имущества осуществляется в процессе кадастрового учета, в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей. При проведении учета (в том числе в связи с реконструкцией сооружения) описывается реально существующий объект недвижимости, объективными границами которого являются конструктивные элементы сооружения (стены, перегородки, потолки и т.п.).

Таким образом, возможность описания объекта недвижимости кадастровым инженером без проведения измерительных работ устанавливается в том числе договором подряда на выполнение кадастровых работ.

За внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в соответствии со статьей 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении кадастрового инженера предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Статьей 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в предусмотренных названной статьей случаях установлена уголовная ответственность кадастрового инженера.

Позиция Росреестра по вопросу описания объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе в связи с изменением его характеристик, и отражения сведений о нем в свидетельстве о государственной регистрации права ранее направлялась в Минэкономразвития России письмом от 27.07.2015 N 14-исх/10776-ГЕ/15.

Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА