МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 11 января 2013 г. N 14-00065/13

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев письмо, сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В рамках реализации приказа Росреестра от 10.05.2011 N П/161 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по приему-выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" прием документов для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество может осуществляться сотрудниками филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации.

При этом при осуществлении полномочий по приему-выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанные сотрудники руководствуются в своей деятельности в том числе пунктом 4 статьи 13 Закона о регистрации, согласно которому отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.

В соответствии с абзацем девятым Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184, уполномоченному должностному лицу при приеме документов для проведения государственной регистрации рекомендуется осуществлять следующие действия:

установить (идентифицировать) личность заявителя (заявителей) и проверить полномочия представителя правообладателя и (или) участников сделки действовать от их имени, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица;

проверить соответствие указанных в заявлении о государственной регистрации данных (сведений) с аналогичными данными (сведениями), содержащимися в представленных (предъявленных) на государственную регистрацию документах, а также удостовериться в наличии в заявлении подписи заявителя и даты его представления;

проверить наличие всех документов, необходимых для проведения государственной регистрации;

проверить соответствие представленных документов требованиям, установленным статьей 18 Закона о регистрации;

в случаях, когда представленные копии документов не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - сличить копии документов с их подлинными экземплярами и сделать на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам (пункт 51 Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 24.12.2001 N 343, далее - Правила);

в случае установления факта несоответствия представленных документов требованиям Закона о регистрации, в том числе отсутствия всех необходимых для государственной регистрации документов, обратить внимание заявителя на данный факт, а также на то, что указанное обстоятельство может препятствовать проведению государственной регистрации, о чем сделать отметку на подлинном экземпляре, а также на копии расписки в получении документов на государственную регистрацию;

внести в соответствии с Правилами записи о принятии документов в книгу учета входящих документов с указанием даты и времени их получения с точностью до минуты;

выдать заявителю расписку в получении документов на государственную регистрацию.

Учитывая изложенное и принимая во внимание наделение в соответствии с приказом Росреестра от 10.05.2011 N П/161 филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" полномочиями органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полагаем возможным в случае установления факта несоответствия представленных документов требованиям Закона о регистрации, в том числе отсутствия всех необходимых для государственной регистрации документов, уполномоченному должностному лицу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" обратить внимание заявителя на данный факт, а также на то, что указанное обстоятельство может препятствовать проведению государственной регистрации, о чем сделать отметку на подлинном экземпляре, а также на копии расписки в получении документов на государственную регистрацию.

Вместе с тем сообщаем, что в настоящее время в Минюсте России на регистрации находится приказ Минэкономразвития России "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Для сведения и учета в работе дополнительно направляем письмо Росреестра от 01.11.2012 N 14-8969-ГЕ, содержащее рекомендации по порядку приема-выдачи документов на государственную регистрацию прав и предоставление сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (копия прилагается).

И.о. начальника Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО