МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"

ПИСЬМО
от 31 декабря 2014 г. N 10-4436-КЛ

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА РОСРЕЕСТРА ОТ 05.11.2014 N 14-15190/14

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение) направляет для руководства в работе копии ответа Управления методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.11.2014 N 14-15179/14, от 11.12.2014 N 14-17145/14@.

Просим довести позицию Росреестра, изложенную в письмах от 05.11.2014 N 14-15179/14, от 11.12.2014 N 14-17145/14@, до сведения сотрудников филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с приказом Учреждения от 21.03.2014 N П/057 "Об ознакомлении сотрудников филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" с письмами методического характера".

Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 11 декабря 2014 г. N 14-17145/14@

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра), рассмотрев обращение, поступившее из Минэкономразвития России, сообщает следующее.

Соответствующие разъяснения были даны письмом Управления Росреестра от 05.11.2014 N 14-15179/14, которое было направлено в том числе в Управление Росреестра по <...> области для учета в работе и принятия исчерпывающих мер по недопущению нарушений законодательства Российской Федерации.

Поступившее в Росреестр обращение, идентичное по содержанию, направлено в Управление Росреестра по <...> области для дополнительных разъяснений.

При этом также полагаем возможным сообщить следующее.

Пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок ведения ГКН), установлено, что в отношении частей объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", либо "учтенный" - на "архивный":

со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права либо со дня государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права (при отсутствии сведений о том, что на данную часть земельного участка зарегистрировано другое ограничение (обременение) вещного права);

со дня принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о части объекта недвижимости на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территории, либо со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны;

со дня принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о части объекта недвижимости, сформированной самостоятельно органом кадастрового учета с использованием АИС ГКН в соответствии с пунктом 72.1 Порядка ведения ГКН, либо со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Учитывая, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на части земельных участков зарегистрированы ограничения (обременения) прав, то, как представляется, в данном случае применяются положения абзаца шестого (а не седьмого) пункта 53 Порядка ведения ГКН.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит заявительный характер. Пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации установлено, что представление заявлений на государственную регистрацию ограничения (обременения) прав, а также сделок, связанных с ограничением (обременением) прав, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13, пунктами 1 - 3, 5 и 7 статьи 23.1, пунктом 1 статьи 26, пунктами 1 - 6 статьи 26.1, пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 29 Закона о регистрации, если иное не установлено федеральным законом.

В этой связи для государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) прав в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, если иное не установлено федеральным законом, правообладатель либо лицо, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение) права (их уполномоченные представители), вправе обратиться в Управление с соответствующими заявлениями и документами, необходимыми для государственной регистрации прекращения ограничений (обременений) прав в отношении частей указанных земельных участков.

И.о. начальника Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Ю.В.КУНИЦЫНА

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 5 ноября 2014 г. N 14-15179/14

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра), рассмотрев обращения, одно из которых поступило из Минэкономразвития России, сообщает следующее.

Согласно информации, представленной ФГБУ "ФКП Росреестра", в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения:

о земельном участке с кадастровым номером: <...>.444 площадью 83 870 кв. м, расположенном по адресу: <...> область, <...> муниципальный район, уч. <...>, а также о частях данного земельного участка площадью 1926,46 кв. м и 474,81 кв. м (охранная зона ЛЭП). Сведения о названном земельном участке, в том числе о частях под охранной зоной ЛЭП, внесены в государственный кадастр недвижимости по результатам рассмотрения представленного в феврале 2009 г. заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и документов о межевании. При этом отмечаем, что в государственном кадастре недвижимости уже имелись сведения о части, образованной под охранной зоной ЛЭП, земельного участка, из которого был образован в том числе земельный участок с кадастровым номером <...>.444;

о земельных участках с кадастровыми номерами <...>.1497 площадью 76378 кв. м, <...>.1498 площадью 8052 кв. м, расположенных по адресу: <...> область, <...> муниципальный район, уч. <...>. Также в государственном кадастре недвижимости о названных земельных участках имеются сведения об их частях площадью 12010 кв. м и 958 кв. м (охранная зона ЛЭП), площадью 870 кв. м (охранная зона ЛЭП).

Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами <...>.1497 и <...>.1498, в том числе о частях под охранной зоной ЛЭП, внесены в государственный кадастр недвижимости по результатам рассмотрения поступившего в октябре 2013 г. заявления о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и приложенного к нему межевого плана, подготовленного в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером <...>.799. При этом в государственном кадастре недвижимости уже имелись сведения о части, образованной под охранной зоной ЛЭП, преобразуемого земельного участка с кадастровым номером <...>.799, из которого были образованы земельные участки с кадастровыми номерами <...>.1497, <...>.1498.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет в связи с изменением сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).

В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре при учете части земельного участка необходимым для кадастрового учета документом является межевой план.

Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования).

Согласно пункту 61 Требований в редакции, действовавшей до 30.06.2014, графа "Характеристика части" разделов текстовой части межевого плана заполнялась в том числе на основании сведений государственного кадастра недвижимости - в отношении существующих частей, земельных участков, которые сохраняются в прежних либо уточняемых границах на образуемых, измененных или уточняемых земельных участках.

Сведения о государственной регистрации ограничения (обременения) прав в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами <...>.444, <...>.1497, <...>.1498 были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с информацией, поступившей из Управления Росреестра по Ленинградской области (далее - Управление).

При этом, как сообщило Управление, записи о государственной регистрации ограничения (обременения) прав в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами <...>.444, <...>.1497, <...>.1498 под охранной зоной ЛЭП были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на основании кадастровых паспортов земельных участков, представленных для государственной регистрации права собственности на названные земельные участки.

По данному вопросу полагаем необходимым отметить следующее.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

При этом согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (пункт 6).

Однако действующими федеральными законами не предусмотрена государственная регистрация ограничений (обременений) прав на земельные участки в связи с установлением охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.

Согласно статье 21 Закона о регистрации техническая ошибка - это описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ЕРП, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРП, которая исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях; в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда; с заявлением об исправлении такой технической ошибки в суд, арбитражный суд также вправе обратиться соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Основываясь на названных положениях, в том числе статьи 21 Закона о регистрации, сам факт государственной регистрации ограничения (обременения) права - наличия в ЕГРП записи о государственной регистрации ограничения (обременения) права на какой-либо объект недвижимости - технической ошибкой являться не может.

В соответствии с Законом о регистрации государственная регистрация наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит заявительный характер. Пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации установлено, что представление заявлений на государственную регистрацию ограничения (обременения) прав, а также сделок, связанных с ограничением (обременением) прав, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13, пунктами 1 - 3, 5 и 7 статьи 23.1, пунктом 1 статьи 26, пунктами 1 - 6 статьи 26.1, пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 29 Закона о регистрации, если иное не установлено федеральным законом.

В этой связи для государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) прав в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами <...>.444, <...>.1497, <...>.1498 правообладатель либо лицо, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение) права, либо их уполномоченные представители вправе обратиться в Управление с соответствующими заявлениями и документами, необходимыми для государственной регистрации прекращения ограничений (обременений) прав в отношении частей указанных земельных участков. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

Пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок ведения ГКН), установлено, что в отношении частей объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", либо "учтенный" - на "архивный":

со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права либо со дня государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права (при отсутствии сведений о том, что на данную часть земельного участка зарегистрировано другое ограничение (обременение) вещного права);

со дня принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о части объекта недвижимости на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территории, либо со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны;

со дня принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о части объекта недвижимости, сформированной самостоятельно органом кадастрового учета с использованием АИС ГКН в соответствии с пунктом 72.1 Порядка ведения ГКН, либо со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

В Управление и ФГБУ "ФКП Росреестра" направляется для учета в работе. Кроме того, Управлению поручается принять исчерпывающие меры по недопущению нарушений законодательства Российской Федерации.

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО