МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 26 марта 2012 г. N ВК-08-03-36/3421

О ПАСПОРТИЗАЦИИ ОТХОДОВ

В Федеральную службу по надзору в сфере природопользования поступают многочисленные обращения предприятий и организаций по вопросам проведения работ по паспортизации отходов.

В соответствии с пунктом 5.2.30 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, Минприроды России принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе порядок паспортизации опасных отходов. В настоящее время проект указанного порядка разработан Минприроды России и проходит необходимые согласования. До вступления в силу данного документа Росприроднадзор при проведении работ по паспортизации отходов руководствуется Порядком организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 (зарегистрирован в Минюсте России 17.08.2007, N 9996, далее - Порядок), в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В связи с изложенным, сообщаем следующее.

Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). Перечень видов отходов, указанный в письме Ростехнадзора от 02.02.2010 N 00-07-12/308, является предложением по включению отходов в ФККО. В связи с тем, что указанные в перечне виды отходов в установленном порядке в ФККО включены не были, то работы по паспортизации данных отходов проводятся в порядке, установленном пунктами 3.1.2 и 3.6 - 3.10 Порядка.

Согласно пункту 3.2 Порядка территориальные органы Росприроднадзора принимают заявление и другие документы и материалы, указанные в пункте 3.1 порядка (далее - материалы заявителя), в день поступления по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных материалов заявителя направляется (вручается) заявителю.

В пункте 3.1 Порядка приведен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе материалов заявителя, в двух экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде.

Согласно пункту 3.1.1 для видов отходов, зарегистрированных в ФККО, заявителями должен быть представлен следующий перечень документов:

1) заявление о выдаче свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовании паспортов опасных отходов, в котором должны быть указаны:

перечень отходов;

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица;

место нахождения юридического лица;

государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;

идентификационный номер налогоплательщика;

сведения о месте нахождения отдельной производственной территории;

2) заполненная согласно пункту 2.5 Порядка форма "Исходные сведения об отходе" по каждому виду отхода;

3) копия аттестата аккредитации лаборатории и приложения к нему с указанием соответствующей области аккредитации, с привлечением которой определен компонентный состав отходов;

4) паспорта опасных отходов.

Согласно пункту 3.1.2 для видов отходов, не зарегистрированных в ФККО, заявители представляют:

1) заявление, содержащее указанные выше в пункте 1 настоящего письма сведения;

2) материалы, включающие заполненную согласно пункту 2.5 Порядка форму "Исходные сведения об отходе" по каждому виду отхода, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, подготовленные в соответствии с Критериями, указанные в пункте 2.6 Порядка;

3) копии документа об аккредитации лаборатории и приложения к нему с указанием соответствующей области аккредитации;

4) паспорта опасных отходов.

Согласно пунктам 3.5 и 3.9 Порядка основаниями для отказа в выдаче свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода могут являться:

некомплектность материалов;

неполнота представленных сведений;

наличие (выявление в результате независимой экспертной оценки, проведенной в аккредитованной лаборатории) в представленных материалах заявителя недостоверной или искаженной информации о составе отхода и/или его свойствах, в том числе о классе опасности отхода для окружающей среды (для видов отходов, зарегистрированных в ФККО).

Для видов отходов, не зарегистрированных в ФККО, помимо вышеуказанных, основанием для отказа также может являться выявление при проведении проверки обоснованности классов опасности отходов для окружающей среды ошибок в установлении конкретного класса опасности отхода для окружающей среды расчетным и/или экспериментальным методами.

Согласно пункту 3.7 Порядка ошибки в установлении конкретного класса опасности отходов для окружающей среды могут быть выявлены при проверке материалов заявителя экспертами федерального бюджетного учреждения "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия".

Под некомплектностью материалов Росприроднадзор рекомендует понимать несоответствие представленных заявителем документов указанному в Порядке перечню, в том числе представление документов (а также их копий), не содержащих оттиск печати заявителя и подпись лица, ответственного за достоверность отраженной в документе информации, в случаях, когда это требуется в соответствии с порядком.

Неполнотой представленных сведений предлагается считать отсутствие в представленных документах предусмотренной Порядком информации либо указание в материалах заявителя не соответствующей действительности информации.

В соответствии с пунктами 3.3 - 3.4 Порядка в случае выявления неполноты сведений, указанных в представленных материалах заявителя, и (или) некомплектности материалов территориальный орган Росприроднадзора в пятидневный срок со дня поступления материалов заявителя в письменной форме уведомляет об этом заявителя. После получения от заявителя полного комплекта материалов территориальный орган Росприроднадзора обязан организовать их рассмотрение.

Согласно пункту 2.5.2 Порядка компонентный состав отхода должен указываться на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией. Однако обязательность представления заявителем протокола (акта) отбора проб Порядком не установлена. Таким образом, отклонять от рассмотрения материалы на основании отсутствия в них протокола (акта) отбора проб недопустимо.

Если в ходе рассмотрения материалов заявителей есть основания для сомнений в компетентности аккредитованной лаборатории, проводившей исследования по определению компонентного состава отхода, в том числе:

работы были проведены с нарушением требований соответствующих методик на проведение данного вида лабораторных исследований;

самостоятельно отобранная заявителем проба отхода может являться причиной недостоверных результатов, полученных в ходе лабораторных исследований;

то о выявленных фактах необходимо сообщить в уполномоченные на осуществление контроля за деятельностью аналитических лабораторий органы и организации, а также в органы прокуратуры.

Порядком также не предусмотрено предоставление заявителем копий документов (в том числе договоров, актов, лицензий), подтверждающих передачу отхода специализированным предприятиям, имеющим возможность размещения, использования или обезвреживания отходов.

В связи с тем, что порядок внесения изменений в согласованный паспорт опасного отхода законодательством Российской Федерации не определен, Росприроднадзор считает, что материалы на имеющие постоянный состав отходы, многократно образующиеся в процессе хозяйственной и иной деятельности заявителя, могут содержать общие требования к возможным объектам размещения отхода, технологиям их использования и обезвреживания, а также данные относительно допустимой к применению в целях накопления отхода тары (упаковки).

Кроме того, недопустимо направлять заявителям письма (в том числе уведомления о некомплектности), не содержащие исходящих номера и даты регистрации.

Территориальным органам Росприроднадзора необходимо принять к сведению настоящее и направленные ранее разъяснения по данному вопросу и руководствоваться ими в дальнейшей работе.

В.В.КИРИЛЛОВ