МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 25 января 2010 г. N 01/755-10-32

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ КОАП
В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНОСИМЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
N 380-ФЗ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с подписанием Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 380-ФЗ), который вступает в силу с 31 марта 2010 года <*>, обращает внимание на следующее.

--------------------------------

<*> Опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2009 г. N 253, в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 4 января 2010 г. N 1, ст. 1.

Указанным выше Законом внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в частности, по вопросам давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП), полномочий по проведению административного расследования (ч. 1 ст. 28.7 КоАП), изменения внесены в перечень составов административных правонарушений, дела о которых уполномочены возбуждать и (или) рассматривать должностные лица Роспотребнадзора (статьи 23.13, 23.49, 28.3 КоАП), а также в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статьи 23.13, 23.49 КоАП).

Давность привлечения к административной ответственности за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения увеличена до 1 года со дня совершения (обнаружения) такого правонарушения.

Кроме того, в случае выявления правонарушений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения допускается проведение административного расследования в порядке, установленном статьей 28.7 КоАП.

Наименования должностей должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13 КоАП), защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), приведены в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, в перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 23.13 КоАП) и в области защиты прав потребителей и потребительского рынка (часть 2 статьи 23.49 КоАП), включены руководители структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и их заместители. В связи с этим территориальным органам Роспотребнадзора следует внести соответствующие изменения в бланки процессуальных документов, используемых при производстве по делам об административных правонарушениях.

Изменениями, внесенными в КоАП Федеральным законом N 380-ФЗ, предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о техническом регулировании, в связи с чем внесены соответствующие дополнения в статьи 6.3, 14.4 и 19.19 КоАП.

Из составов административных правонарушений, по которым должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы и (или) рассматривать дела, с момента вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ будут исключены три состава административных правонарушений, предусмотренные:

- частью 2 статьи 7.8 (Самовольное занятие земельного участка зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения),

- частью 2 статьи 8.6 (Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления),

- статьей 14.3 (Нарушение законодательства о рекламе).

Вместе с тем к полномочиям Роспотребнадзора по рассмотрению дел будут отнесены три состава административных правонарушений, предусмотренные:

- статьей 6.1 (Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями),

- частью 2 статьи 8.42 (Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами),

- частью 2 статьи 14.5 (Неприменение контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения).

Кроме того, с 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2009 N 121-ФЗ, в соответствии с которым статья 14.5 КоАП разделена на две части, из которых к ведению Роспотребнадзора в настоящее время относится только часть 1 указанной статьи КоАП. Однако со дня вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ к ведению Роспотребнадзора будут отнесены обе части статьи 14.5 КоАП.

С момента вступления в силу Федерального закона N 380-ФЗ (31 марта 2010 года) должностные лица органов МВД России не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7 (за нарушения санитарно-эпидемиологических требований), частью 2 статьи 14.4 КоАП (за нарушения санитарных правил при продаже товаров), а также будут введены ограничения полномочий милиции по составлению протоколов по части 1 статьи 14.4, статьях 14.7 и 14.15 КоАП (см. приложение N 2 к настоящему письму).

Кроме того, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования (т.е. с 27 мая 2010 года), глава 9 КоАП дополнена статьей 9.16 "Нарушение законодательства об энергосбережении...". При этом полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.16 КоАП, в соответствии с частью 1 статьи 23.49 КоАП наделяются должностные лица Роспотребнадзора.

Прошу принять указанные разъяснения к руководству в деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора).

Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО

Приложение N 1
к письму Роспотребнадзора
от 25.01.2010 N 01/755-10-32

ИЗМЕНЕНИЯ
ПЕРЕЧНЯ СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА И (ИЛИ) СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ О КОТОРЫХ
УПОЛНОМОЧЕНЫ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА РОСПОТРЕБНАДЗОРА

(с учетом Федеральных законов N N 121-ФЗ, 261-ФЗ и 380-ФЗ)

┌────────────────────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│Составы, предусмотренные    │ Исключены в  │ Дополнение в │ Дополнение в │
│КоАП в новой редакции.      │соответствии с│соответствии с│соответствии с│
│                            │ Фед. законом │ Фед. законом │ Фед. законом │
│Всего - 59 составов         │  N 380-ФЗ -  │  N 380-ФЗ -  │  N 261-ФЗ -  │
│ + 1 (ч. 2 ст. 14.5) со дня │вступ. в силу │вступ. в силу │вступ. в силу │
│ вступл. в силу Фед. закона │  с 31 марта  │  с 31 марта  │с 27 мая 2010 │
│ N 380-ФЗ                   │   2010 г.    │   2010 г.    │       г.     │
├────────────┬───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│Ст. 23.13   │6.3            │7.8 (ч. 2)    │              │              │
│(составление│6.4            │8.6 (ч. 2)    │              │              │
│протоколов и│6.5            │              │              │              │
│рассмотрение│6.6            │              │              │              │
│дел)        │6.7            │              │              │              │
│            │7.2 (ч. 2)     │              │              │              │
│10 составов │8.2            │              │              │              │
│            │8.5            │              │              │              │
│            │8.42 (ч. 2)    │              │8.42 (ч. 2)   │              │
│            │14.4 (ч. 2)    │              │              │              │
├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│Ст. 23.49   │9.16 (ч. 1)    │              │              │9.16 (ч. 1)   │
│(составление│9.16 (ч. 2)    │              │              │9.16 (ч. 2)   │
│протоколов и│10.8           │              │              │              │
│рассмотрение│14.2           │              │              │              │
│дел)        │14.4 (ч. 1)    │              │              │              │
│            │14.5 (ч. 1)    │              │              │              │
│22 состава  │#14.5 (ч. 2)#  │14.5 (ч. 2)   │14.5 (ч. 2)   │              │
│ + 1 (ч. 2  │14.6 (ч. 1)    │              │              │              │
│ст. 14.5) - │14.6 (ч. 2)    │исключена     │              │              │
│со дня      │14.7           │с 01.01.2010  │              │              │
│вступл. в   │14.8 (ч. 1)    │(ФЗ N 121-ФЗ) │              │              │
│силу Фед.   │14.8 (ч. 2)    │              │              │              │
│закона      │14.8 (ч. 3)    │              │              │              │
│N 380-ФЗ    │14.15          │              │              │              │
│            │14.16 (ч. 3)   │              │              │              │
│            │14.16 (ч. 4)   │              │              │              │
│            │14.34 (ч. 2)   │              │              │              │
│            │14.34 (ч. 3)   │              │              │              │
│            │14.34 (ч. 4)   │              │              │              │
│            │14.34 (ч. 6)   │              │              │              │
│            │14.34 (ч. 7)   │              │              │              │
│            │14.34 (ч. 8)   │              │              │              │
│            │19.14          │              │              │              │
├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ч. 2 п. 19  │6.1            │              │6.1           │              │
│ст. 28.3    │14.26          │              │              │              │
│(составление│19.4 (ч. 1)    │              │              │              │
│протоколов) │19.5 (ч. 1)    │              │              │              │
│            │19.6           │              │              │              │
│6 составов  │19.7           │              │              │              │
├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ч. 2 п. 63  │6.14           │14.3          │              │              │
│ст. 28.3    │14.1 (ч. 1)    │              │              │              │
│(составление│14.1 (ч. 2)    │              │              │              │
│протоколов) │14.1 (ч. 3)    │              │              │              │
│            │14.1 (ч. 4)    │              │              │              │
│14 составов │14.10          │              │              │              │
│            │14.16 (ч. 1)   │              │              │              │
│            │14.16 (ч. 2)   │              │              │              │
│            │14.34 (ч. 1)   │              │              │              │
│            │14.34 (ч. 5)   │              │              │              │
│            │15.12 (ч. 1)   │              │              │              │
│            │15.12 (ч. 2)   │              │              │              │
│            │18.17 (ч. 1)   │              │              │              │
│            │19.19 (ч. 1)   │              │              │              │
├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ч. 3 ст.    │17.7           │              │              │              │
│28.3        │17.9           │              │              │              │
│(составление│19.20 (ч. 1)   │              │              │              │
│протоколов) │19.20 (ч. 2)   │              │              │              │
│            │19.20 (ч. 3)   │              │              │              │
│6 составов  │19.26          │              │              │              │
├────────────┼───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│п. 12 ч. 5  │20.25 (ч. 1)   │              │              │              │
│ст. 28.3    │               │              │              │              │
│(составление│               │              │              │              │
│протоколов) │               │              │              │              │
│            │               │              │              │              │
│1 состав    │               │              │              │              │
└────────────┴───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘

Приложение N 2
к письму Роспотребнадзора
от 25.01.2010 N 01/755-10-32

ПЕРЕЧЕНЬ
СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРОТОКОЛЫ
О КОТОРЫХ УПОЛНОМОЧЕНЫ СОСТАВЛЯТЬ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МИЛИЦИИ) И РАССМОТРЕНИЕ КОТОРЫХ ОТНЕСЕНО
К ПОЛНОМОЧИЯМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

(с учетом изменений, вносимых в КоАП
Федеральным законом N 380-ФЗ)

┌───────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│      Составы      │  Полномочия должностных лиц органов внутренних дел  │
│ административных  │                      (милиции)                      │
│  правонарушений,  │                                                     │
│  дела о которых   │                                                     │
│  рассматриваются  │                                                     │
│должностными лицами│                                                     │
│ Роспотребнадзора  │                                                     │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│        8.2        │вправе составлять протоколы                          │
│        8.5        │                                                     │
│    8.42 (ч. 2)    │                                                     │
│       14.2        │                                                     │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│    14.4 (ч. 1)    │вправе составлять протоколы только в части соблюдения│
│                   │требований законодательства об оружии                │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│       14.7        │вправе составлять протоколы только по обращениям     │
│                   │граждан                                              │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│       14.15       │- вправе составлять протоколы в части нарушения      │
│                   │  правил продажи:                                    │
│                   │- автомобилей, мототехники, прицепов и номерных      │
│                   │  агрегатов,                                         │
│                   │- изделий из драгоценных металлов и драгоценных      │
│                   │  камней,                                            │
│                   │- лекарственных препаратов и изделий медицинского    │
│                   │  назначения,                                        │
│                   │- товаров бытовой химии,                             │
│                   │- экземпляров аудиовизуальных произведений и         │
│                   │  фонограмм,                                         │
│                   │- программ для электронных вычислительных машин и баз│
│                   │  данных,                                            │
│                   │- оружия и патронов к нему,                          │
│                   │- этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей   │
│                   │  продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых│
│                   │  на его основе                                      │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│   14.16 (ч. 3)    │вправе составлять протоколы и рассматривать дела     │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│   14.16 (ч. 4)    │вправе составлять протоколы и рассматривать дела     │
├───────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│       19.14       │вправе составлять протоколы                          │
└───────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────┘