ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 22 сентября 2016 г. N 01/12735-16-31

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рассмотрев обращение, на основании пункта 6.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, и пункта 6 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") по существу поставленного в нем вопроса разъясняет следующее.

Исходя из императивного правила, установленного пунктом 4 статьи 16.1 Закона "О защите прав потребителей", определяющего, что "при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов", несоблюдение которого фактически будет означать наступление для продавца (исполнителя) административной ответственности по части 4 статьи 14.8 КоАП РФ за "нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)", юридическое содержание такого запрета подразумевает недопустимость совершения действий, выражающихся в завышении соответствующей цены товаров (работ, услуг), изначально объявленной продавцом (исполнителем) в качестве существенного условия договора, информация о которой должна доводиться до сведения потребителей с соблюдением требований, установленных статьей 10 Закона "О защите прав потребителей".

При этом в любом публичном договоре, связанном с продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг), каковым, в том числе, является договор розничной купли-продажи (см. статью 492 Гражданского кодекса Российской Федерации), цена по общему правилу должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории (см. пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а иные условия "не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей".

Во взаимосвязи с соответствующими положениями пункта 2 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей", согласно которым в число информации о товарах (работах, услугах) помимо цены также входят "условия приобретения товаров (работ, услуг)", вышеизложенное означает, что разрабатываемые и реализуемые продавцами товаров маркетинговые стратегии, направленные, в частности, на повышение привлекательности безналичных расчетов за счет предоставления разного рода скидок (бонусов и т.п.) с "основной" цены товаров при их оплате банковскими картами или иными электронными средствами платежа, в тех случаях, когда они адресованы неопределенному кругу потребителей, свидетельством нарушения законодательства о защите прав потребителей не являются.

Заместитель руководителя
И.В.БРАГИНА