МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 16 октября 2007 г. N 0100/10418-07-32
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА СТАБИЛИЗАЦИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 09.10.2007 N Пр-1817, Правительства Российской Федерации от 11.10.2007 N ВЗ-п9-4985 и в дополнение к письму от 11.10.2007 N 0100/10267-07-32 сообщает:
В связи с проводимой в настоящее время федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целенаправленной работой, направленной на поддержание стабильности потребительского рынка, недопущение ухудшения обеспечения населения товарами первой необходимости и какого-либо снижения достигнутого уровня потребления основных продуктов питания, территориальным органам Роспотребнадзора при реализации возложенных на них функций в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия необходимо учесть нижеследующее.
1. В числе первоочередных задач, связанных с совершенствованием региональной инфраструктуры предприятий розничной торговли в сторону ее большей социальной ориентированности и доступности, следует инициировать рассмотрение и практическое решение вопросов по развитию в субъектах Российской Федерации на базе, в первую очередь, соответствующих государственных (муниципальных) унитарных предприятий сети "социальных" магазинов по обслуживанию малообеспеченных контингентов граждан. При этом в целях исключения соответствующих необоснованных и неоправданных затрат и издержек на их открытие и эксплуатацию необходимо добиваться оптимизации предъявляемых к ним требований до минимального уровня, обеспечивающего гарантии качества и безопасности реализуемых в них товаров при максимальном ассортименте предлагаемой покупателям продукции.
В связи с этим, в частности, необходимо ставить перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления вопросы об открытии специализированных торговых сетей социальной направленности: магазинов (отделов) типа "Ветеран", "Забота", "Милосердие" и т.п. для социально незащищенных и малообеспеченных граждан с выдержанным ассортиментом социально значимых товаров и минимальной торговой надбавкой.
2. В настоящее время в субъектах Российской Федерации активизируется работа по развитию "упрощенных" форм торговли, в частности, ярмарок вне пределов розничных рынков и др., предусматривающих прямой доступ пищевых продуктов от производителя к потребителю. На данных объектах планируется реализация продуктов питания первой необходимости, которыми согласно статье 1 Федерального закона от 31.03.2006 N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" являются: хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые), картофель, овощи, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, масло растительное, маргарин и другие жиры, соль, чай.
В связи с этим следует в первоочередном порядке обеспечивать скорейшее рассмотрение соответствующих обращений хозяйствующих субъектов и органов муниципальной власти по вопросам открытия и функционирования данных ярмарок, а также иных подобного рода форм нестационарной торговли, обеспечивающих максимальное приближение товаропроизводителей к конечному потребителю.
При этом на данных объектах должно обеспечиваться выполнение следующих минимальных санитарно-эпидемиологических требований:
- территория организации торговли должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам;
- наличие у продавцов санитарной одежды;
- прохождение продавцами обязательных медицинских осмотров при торговле молоком и молочными продуктами;
- соблюдение продавцами сроков годности и условий хранения продукции;
- наличие документов на продукцию, подтверждающих ее качество и безопасность;
- при реализации молока в розлив из цистерн они должны быть опломбированы, изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с молоком и молочными продуктами, и иметь надпись "молоко";
- при реализации молока из цистерн до потребителя должна доводиться информация с предупреждением о необходимости его кипячения;
- реализация молока должна осуществляться только из благополучных хозяйств по зооантропонозным инфекциям только в чистую тару потребителя.
3. Обратить особое внимание на недопустимость снижения ассортимента и полноценности питания школьников в образовательных учреждениях, уменьшения количества учащихся, получающих в них горячее питание.
Информацию о проведенных соответствующих плановых и внеплановых мероприятиях по надзору, в том числе по жалобам, с пояснительной запиской о проделанной в указанных направлениях работе следует представлять еженедельно, каждый понедельник до 15:00 (МСК), в виде таблиц по системе электронного перевода отчетов на сайт: report.gsen.ru с учетом логина и пароля (е-mail: depart@gsen.ru, Ivanov_GE@gsen.ru).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ЦЕН
НА ПРОДУКТЫ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
Таблица 1
О РЕЗУЛЬТАТАХ НАДЗОРА ЗА ТОВАРАМИ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
┌───┬────────┬─────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┬───────────┬────────────┐ │ N │Наимено-│ Количество │ Количество объектов, на которых выявлены нарушения │Кол-во приоста-│ Штрафы │Забраковано │ │п/п│вание │ проверенных объектов│ │новленных │ │ продукции │ │ │субъекта│ │ │объектов │ │ │ │ │Россий- ├─────┬───────────────┼───────────┬──────────┬──────────┬──────────┬───────────┬──────────┼───────┬───────┼────┬──────┼──────┬─────┤ │ │ской Фе-│опто-│ розничные │неудовлет- │нарушения │нарушение │нарушение │отсутствией│отсутствие│Кол-во │Из них │Кол-│Общая │Кол-во│Объем│ │ │дерации │вые │ │ворительное│санитарно-│ сроков │ условий │документов,│полной и │матери-│принято│во │сумма │партий│(кг) │ │ │ │ │ │санитарно- │гигиени- │ годности │ хранения │подтверж- │достовер- │алов, │решение│ │(руб.)│ │ │ │ │ │ │ │техническое│ческого │ │ │дающих ка- │ной инфор-│направ-│о при- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │состояние │содержания│ │ │чество и │мации для │ленных │оста- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │безопас- │потреби- │в суд │новке │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ность │теля │ │эксплу-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │продукции │ │ │атации │ │ │ │ │ │ │ │ ├────┬──────────┼─────┬─────┼─────┬────┼─────┬────┼─────┬────┼─────┬─────┼─────┬────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │все-│из них │опто-│роз- │опто-│роз-│опто-│роз-│опто-│роз-│опто-│роз- │опто-│роз-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │го │объектов, │вые │нич- │вые │нич-│вые │нич-│вые │нич-│вые │нич- │вые │нич-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │обеспечи- │ │ные │ │ные │ │ные │ │ные │ │ные │ │ные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │вающих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │социально-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │незащищен-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ные слои │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │населения │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼────────┼─────┼────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼─────┼─────┼────┼───────┼───────┼────┼──────┼──────┼─────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ 14 │ 15 │ 16 │ 17 │ 18 │ 19 │ 20 │ 21 │ 22 │ 23 │ └───┴────────┴─────┴────┴──────────┴─────┴─────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┴─────┴─────┴────┴───────┴───────┴────┴──────┴──────┴─────┘
Таблица 2
О ФОРМИРОВАНИИ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ТОВАРЫ ПЕРВОЙ
НЕОБХОДИМОСТИ ПО СОСТОЯНИЮ НА ____________
┌───┬──────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┐ │ N │Наимено- │ Хлеб и хлебобулочные изделия │ Молоко │ Сыр │ │п/п│вание ├────────┬────────┬──────┬─────┼────────┬────────┬──────┬─────┼────────┬────────┬──────┬─────┤ │ │субъекта │коли- │средняя │сред- │тор- │коли- │средняя │сред- │тор- │коли- │средняя │сред- │тор- │ │ │Российской│чество │отпуск- │няя │говая│чество │отпуск- │няя │говая│чество │отпуск- │няя │говая│ │ │Федерации │прове- │ная (оп-│роз- │над- │прове- │ная (оп-│роз- │над- │прове- │ная (оп-│роз- │над- │ │ │ │ренных │товая) │ничная│бавка│ренных │товая) │ничная│бавка│ренных │товая) │ничная│бавка│ │ │ │объектов│цена на │цена │в % │объектов│цена на │цена │в % │объектов│цена на │цена │в % │ │ │ ├───┬────┤оптовых │(руб.)│<**> ├───┬────┤оптовых │(руб.)│<**> ├───┬────┤оптовых │(руб.)│<**> │ │ │ │оп-│роз-│предпри-│<*> │ │оп-│роз-│предпри-│<*> │ │оп-│роз-│предпри-│<*> │ │ │ │ │то-│нич-│ятиях │ │ │то-│нич-│ятиях │ │ │то-│нич-│ятиях │ │ │ │ │ │вые│ные │(руб.) │ │ │вые│ные │(руб.) │ │ │вые│ные │(руб.) │ │ │ │ │ │ │ │<*> │ │ │ │ │<*> │ │ │ │ │<*> │ │ │ ├───┼──────────┼───┼────┼────────┼──────┼─────┼───┼────┼────────┼──────┼─────┼───┼────┼────────┼──────┼─────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13│ 14 │ 15 │ 16 │ 17 │ └───┴──────────┴───┴────┴────────┴──────┴─────┴───┴────┴────────┴──────┴─────┴───┴────┴────────┴──────┴─────┘
┌──────────────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┐ │ Растительное масло │ Яйцо │ Масло животное │ ├────────┬────────┬──────┬─────┼────────┬────────┬──────┬─────┼────────┬────────┬──────┬─────┤ │коли- │средняя │сред- │тор- │коли- │средняя │сред- │тор- │коли- │средняя │сред- │тор- │ │чество │отпуск- │няя │говая│чество │отпуск- │няя │говая│чество │отпуск- │няя │говая│ │прове- │ная (оп-│роз- │над- │прове- │ная (оп-│роз- │над- │прове- │ная (оп-│роз- │над- │ │ренных │товая) │ничная│бавка│ренных │товая) │ничная│бавка│ренных │товая) │ничная│бавка│ │объектов│цена на │цена │в % │объектов│цена на │цена │в % │объектов│цена на │цена │в % │ ├───┬────┤оптовых │(руб.)│<**> ├───┬────┤оптовых │(руб.)│<**> ├───┬────┤оптовых │(руб.)│<**> │ │оп-│роз-│предпри-│<*> │ │оп-│роз-│предпри-│<*> │ │оп-│роз-│предпри-│<*> │ │ │то-│нич-│ятиях │ │ │то-│нич-│ятиях │ │ │то-│нич-│ятиях │ │ │ │вые│ные │(руб.) │ │ │вые│ные │(руб.) │ │ │вые│ные │(руб.) │ │ │ │ │ │<*> │ │ │ │ │<*> │ │ │ │ │<*> │ │ │ ├───┼────┼────────┼──────┼─────┼───┼────┼────────┼──────┼─────┼───┼────┼────────┼──────┼─────┤ │18 │ 19 │ 20 │ 21 │ 22 │ 23│ 24 │ 25 │ 26 │ 27 │ 28│ 29 │ 30 │ 31 │ 32 │ └───┴────┴────────┴──────┴─────┴───┴────┴────────┴──────┴─────┴───┴────┴────────┴──────┴─────┘
--------------------------------
<*> Рассчитывать с учетом минимальной цены на товар.
<**> Соотношение розничной к оптовой цене в % (пример расчета: розничную цену умножить на 100 и разделить на оптовую цену).