ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
А.Ю.ПОПОВА
12 мая 2022 г.
2.6.1. ГИГИЕНА. РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА,
ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
КРИЗИСНАЯ РИСК-КОММУНИКАЦИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАДИАЦИОННЫХ
АВАРИЙ И ПРОИСШЕСТВИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 2.6.1.0285-22
1. Разработаны ФБУН "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева" Роспотребнадзора (А.М. Библин, Л.В. Репин, А.А. Давыдов, Н.М. Вишнякова, Руслан Р. Ахматдинов, Рустам Р Ахматдинов, А.В. Громов).
2. Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 12 мая 2022 г.
3. Введены впервые.
I. Область применения
1.1. В настоящих методических рекомендациях (далее - МР) определены принципы и особенности ведения кризисной риск-коммуникации во время радиационных аварий и в ситуации распространения недостоверной информации при отсутствии радиационной аварии.
1.2. МР разработаны с целью повышения гигиенической эффективности защитных мероприятий путем обеспечения населения достоверной информацией о санитарно-эпидемиологической обстановке и о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении радиационных аварий.
1.3. МР предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также могут быть использованы органами и организациями, принимающими участие в информационной работе с населением при возникновении радиационных аварий.
II. Общие положения
2.1. Риск-коммуникация <1> является неотъемлемой частью анализа риска для здоровья и представляет собой интерактивный процесс обмена информацией и мнениями о рисках, в том числе санитарно-эпидемиологического характера, между специалистами по оценке риска, лицами, принимающими управленческие решения, средствами массовой информации (далее СМИ), заинтересованными группами и широкой общественностью.
--------------------------------
<1> В качестве синонима термина "риск-коммуникация" могут использоваться следующие понятия' "информирование о риске", "распространение информации о риске", "коммуникация о риске", "коммуникация риска".
2.2. В МР рассматривается кризисная риск-коммуникация на следующих фазах радиационных аварий:
- ранняя фаза - период, продолжающийся от начала аварии до окончания формирования радиоактивного следа на местности;
- промежуточная фаза - период от момента завершения формирования радиоактивного следа до принятия основных мер по защите населения,
- поздняя (восстановительная) фаза длится до прекращения выполнения защитных мер и заканчивается одновременно с отменой всех ограничений жизнедеятельности населения на загрязненной территории и переходом к обычному санитарно-дозиметрическому контролю радиационной обстановки.
В МР дополнительно рассматривается подготовительный (безаварийный) период и кризисная риск-коммуникация в условиях распространения информации о радиационной аварии при ее отсутствии.
2.3. Кризисная риск-коммуникация является одним из инструментов информирования федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении радиационных аварий или распространении недостоверной информации об их возникновении.
2.4. Кризисная риск-коммуникация может быть использована для взаимодействия между представителями федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также вышеуказанными представителями с населением, СМИ и др.
2.5. Использование кризисной риск-коммуникации как формы информационного взаимодействия рекомендуется при появлении информации в СМИ и на интернет-платформах. позволяющих размешать пользовательский контент (далее - социальные медиа), о событиях, представляющих прямую или потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан.
2.6. Кризисная риск-коммуникация направлена на повышение эффективности санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для максимального снижения доз облучения населения, дополнительных к естественному фону, и снижение негативных последствий радиационных аварий или распространения информации (как истинной, так и недостоверной) о радиационных происшествиях.
III. Основные принципы кризисной риск-коммуникации
3.1. В зависимости от характера, длительности и степени тяжести радиационной аварии задачи и методы кризисной риск-коммуникации могут различаться.
3.2. Особым случаем в кризисной риск-коммуникации является ситуация распространения недостоверной информации о радиационной аварии.
3.3. Восприятие риска, в том числе радиационного, включает в себя две главные составляющие: понимание и доверие, поэтому при появлении сведений о радиационных авариях оценка ситуации населением формируется источниками информации, завоевавшими доверие в докризисный период. Факторы, влияющие на восприятие риска, описаны в приложении I к настоящим МР.
Особенностями восприятия радиационного риска человеком являются невозможность непосредственного восприятия человеком ионизирующего излучения, а также отсроченный характер последствий воздействия ионизирующего излучения на человека, что создает угрозу манипулирования общественным мнением.
3.4. При доведении до заинтересованных сторон достоверной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении радиационных аварий или распространении недостоверной информации об их возникновении рекомендуется учитывать информационные запросы населения, которые можно сформулировать в виде 5 базовых вопросов:
- что случилось;
- почему это произошло;
- каковы могут быть последствия произошедшего;
- кто несет ответственность за случившееся;
- какие меры предпринимаются для уменьшения или предотвращения негативных последствий.
3.5. В ситуации стресса, вызванной кризисной ситуацией, восприятие информации отличается от ее восприятия в обычном состоянии. В активной фазе любого кризиса одним из условий эффективной риск-коммуникации является оперативность реагирования на изменение ситуации, поэтому на подготовку информационных сообщений отводится ограниченное количество времени.
3.6. Рекомендуется придерживаться следующих общих рекомендаций при обеспечении населения достоверной информацией о санитарно-эпидемиологической обстановке и о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях повышения доверия к получаемой информации:
- регулярность информирования;
- один источник информации (например, штаб, спикер);
- непротиворечивость информации;
- краткость сообщений;
- использование всех доступных каналов информирования для максимального охвата населения;
- доступный язык сообщений;
- использование в сообщениях единиц измерения международной системы единиц (СИ).
3.7. В случае отсутствия сведений об источнике и характере аварии рекомендуется:
- не озвучивать предположительные сведения;
- указать на факт отсутствия сведений;
- озвучивать только фактические данные об уровнях радиационного загрязнения, полученные в результате собственных измерений или на основании официальных данных
3.8. К снижению эффективности кризисной риск-коммуникации могут приводить:
- выражение субъективного мнения спикера в целях снижения уровня стресса и паники, вызванного кризисной ситуацией;
- подробное разъяснение о ненадежности источника недостоверной или некорректной информации;
- подробное объяснение ошибочности рассуждений источника недостоверной или некорректной информации;
- некорректный выбор стиля и лексики для коммуникации.
3.9. Усилению эффективности кризисной риск-коммуникации способствует повышение уровня знаний в области радиационной безопасности, изучение опыта предыдущих аварий и улучшение навыков риск-коммуникации у лиц, которые привлекаются к информационной работе с населением.
3.10. Базовые рекомендации по организации кризисной риск-коммуникации приведены в приложении 2 к настоящим МР.
IV. Подготовительный (безаварийный) период
кризисной риск-коммуникации
4.1. В подготовительный период осуществляется планирование кризисной риск-коммуникации на случай возникновения потенциальных радиационных аварий, включающее в себя разработку информационных материалов для различных групп населения, установление контактов со СМИ, участие в подготовке контента социальных медиа и формирование доверия к источникам информации.
4.2. Целью подготовительного периода кризисной риск-коммуникации является повышение аварийной готовности, в рамках которой решаются следующие задачи:
- разработка планов кризисной риск-коммуникации исходя из типовых потенциальных радиационных аварий для конкретной территории;
- определение и поддержание работоспособности (регулярное информационное наполнение) информационных ресурсов.
4.3. План кризисной риск-коммуникации разрабатывается с учетом:
- Уровня знаний различных групп населения по вопросам радиационной безопасности;
- информационных запросов населения по вопросам радиационной безопасности;
- предпочтительных форм получения информации;
- восприятия радиационных рисков;
- уровня радиотревожности населения.
4.4. Сценарии радиационных аварий не повторяются в полном объеме, и каждая радиационная авария характеризуется особенностями, на основе которых формируется риск-коммуникация. Анализ данных особенностей, их влияния на коммуникацию риска, допущенных ошибок при коммуникации и разработка рекомендаций по их недопущению осуществляются на подготовительной (безаварийной) фазе кризисной риск-коммуникации.
V. Особенности кризисной риск-коммуникации во время ранней
фазы радиационной аварии
5.1. Ранняя фаза радиационной аварии характеризуется активным неконтролируемым распространением радиоактивного загрязнения в окружающей среде (выброс радиоактивных веществ в атмосферу и сброс в поверхностные воды).
5.2. Ранняя фаза радиационной аварии сопровождается недостаточностью информации о масштабе, территориях и характеристиках радиоактивного загрязнения, числе лиц, пострадавших от радиационного воздействия, значительной неопределенностью при прогнозировании отдаленных радиологических и социально-экономических последствий аварии.
5.3. Кризисная риск-коммуникация на ранней фазе радиационной аварии направлена на стимулирование рекомендуемого защитного поведения и предотвращение неэффективных и потенциально опасных защитных действий населения и включает решение следующих задач:
- оповещение (информирование) о факте радиационной аварии;
- информирование населения о защитных мероприятиях, способствующих снижению ДОЗ облучения, и стимулирование к выполнению данных мероприятий;
- информирование населения об опасности несоблюдения рекомендуемого защитного поведения;
- выявление и оперативное реагирование на распространение недостоверной информации о радиационной аварии.
5.4. Мероприятия кризисной риск-коммуникации во время ранней фазы радиационной аварии представлены в табл. 1 приложения 3 к настоящим МР.
VI. Особенности кризисной риск-коммуникации во время
промежуточной фазы радиационной аварии
6.1. Промежуточная фаза радиационной аварии характеризуется существенным снижением или прекращением распространения радиоактивных загрязнений и (или) существенным повышением предсказуемости их распространения,
6.2. Для промежуточной фазы радиационной аварии характерно наличие более точных, чем во время ранней фазы, оценок масштаба нанесенного аварией ущерба и прогнозов возможного будущего ущерба,
6.3. Цели коммуникации с населением в данной фазе - сформировать практики защитного и здоровьесберегающего поведения и минимизировать необоснованные самоограничения у населения в повседневной жизни.
Достижению данных целей способствует решение следующих задач:
- выявление информационных потребностей, запросов;
- информирование населения о защитных мероприятиях, способствующих снижению доз облучения, и стимулирование к их выполнению;
- коммуникация с населением о возможных путях и способах негативного влияния ионизирующего излучения на здоровье человека и его потомство;
- коммуникация с населением о способах снижения вредного воздействия ионизирующего излучения;
- разъяснение принципов воздействия ионизирующего излучения;
- формирование адекватного восприятия радиационного риска;
- снижение социально-психологической нагрузки на население.
6.4. Рекомендуемые мероприятия кризисной риск-коммуникации во время промежуточной фазы радиационной аварии представлены в табл. 2 приложения 3 к настоящим МР.
VII. Особенности кризисной риск-коммуникации во время
поздней (восстановительной) фазы радиационной аварии
7.1. Поздняя (восстановительная) фаза радиационной аварии характеризуется комплексом мер, осуществляемых для возвращения населения к привычному образу жизни, и может длиться от нескольких недель до десятилетий в зависимости от масштаба и характера радиационной аварии.
7.2. Для поздней (восстановительной) фазы радиационной аварии характерно наличие исчерпывающей информации о радиационном загрязнении территорий, числе пострадавших, радиационных рисках для здоровья населения, необходимых мерах защитного поведения в повседневной жизни.
Восстановительные мероприятия на поздней фазе радиационной аварии направлены на снижение годовых доз облучения населения, постепенное возвращение населения к доаварийному образу жизни, снятие всех установленных ограничений.
7.3. Кризисная риск-коммуникация на данной фазе способствует повышению эффективности защитных мероприятий, направленных на снижение доз облучения населения, стимулирует население к их выполнению, способствует смягчению социально-психологических последствий радиационной аварии, минимизации влияния фактора стресса от проживания на загрязненных территориях на медицинские показатели здоровья населения при продолжении соблюдения населением мер защиты
7.4. Кризисная риск-коммуникация на данной фазе направлена на решение следующих задач:
- коммуникация об особенностях жизнедеятельности, способствующих снижению годовой дозы облучения, дополнительной к естественному фоновому уровню;
- коммуникация с населением о принятых мерах по ликвидации негативных последствий радиационной аварии;
- коммуникация с населением об изменении радиационного фона в результате аварии, его стабилизации на допустимом уровне, изменении радиационных рисков для здоровья;
- разъяснение принципов воздействия ионизирующего излучения;
- формирование адекватного восприятия радиационного риска, связанного с долгосрочными радиологическими последствиями загрязнения территорий и облучения людей.
7.5. На поздней фазе радиационной аварии кризисная риск-коммуникация осуществляется в форме гигиенического воспитания населения и его критических групп с учетом особенностей радиационной обстановки и включает следующую информацию:
- действие радиации на здоровье;
- меры защиты от радиации;
- прогноз изменения радиационной обстановки.
7.6. По мере улучшения радиационной обстановки рекомендуется снижать интенсивность коммуникации с населением с постепенным переходом к практикам подготовительного (безаварийного) этапа кризисной риск-коммуникации.
7.7. Мероприятия кризисной риск-коммуникации во время поздней фазы радиационной аварии представлены в табл. 3 приложения 3 к настоящим МР.
VIII. Особенности кризисной риск-коммуникации в ситуации
распространения недостоверной информации при отсутствии
радиационной аварии
8.1. Применение кризисной риск-коммуникации рекомендуется в ситуации распространения недостоверной информации о радиационной аварии при отсутствии факта радиационного события, так как реакция населения на данную информацию может стать причиной возникновения негативных последствий медицинского, социально-психологического характера.
8.2. Появление в СМИ и социальных медиа недостоверной информации о радиационных событиях на объектах использования атомной энергии может быть обусловлено информацией о нештатных ситуациях нерадиационного характера на радиационных объектах или поблизости от них, а также злонамеренными действиями каких-либо лиц Ключевое значение в подобной ситуации приобретают скорость реагирования и убедительность опровержения, основанная на доверии к источнику информации.
8.3. Кризисная риск-коммуникация в ситуации распространения недостоверной информации о радиационной аварии при отсутствии факта радиационного события направлена на предотвращение неоправданного защитного поведения и минимизацию негативных психологических последствий для населения и включает:
- выявление информации о радиационных событиях в СМИ и социальных медиа в ходе рутинного мониторинга;
- анализ информационного поля, определение источников недостоверной информации;
- предоставление населению достоверной информации о состоянии радиационной безопасности и радиационной обстановке в районе предполагаемой аварии;
- предоставление населению исчерпывающей информации о происхождении и предполагаемых причинах распространения недостоверной информации.
8.4. Мероприятия кризисной риск-коммуникации в ситуации распространения недостоверной информации при отсутствии радиационной аварии представлены в табл. 4 приложения 3 к настоящим МР.
Приложение 1
к МР 2.6.1.0285-22
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ РАДИАЦИОННОГО РИСКА
Фактор
|
Условия усиления восприятия риска
|
Условия ослабления восприятия риска
|
Катастрофичность
|
Погибшие и раненые сгруппированы во времени и пространстве
|
Погибшие и раненые "рассеяны" во времени и пространстве
|
Ознакомленность общественности
|
Незнакомый риск
|
Знакомый риск
|
Понимание
|
Механизмы или процессы непонятны
|
Механизмы или процессы понятны
|
Неопределенность
|
Риски не исследованы наукой или неопределенны
|
Риски исследованы наукой и определенны
|
Возможность личного контроля
|
Неконтролируемый риск
|
Контролируемый риск
|
Добровольность
|
Недобровольный риск
|
Добровольный риск
|
Воздействие на детей
|
Воздействие на детей специфично
|
Воздействие на детей неспецифично
|
Проявление эффектов
|
Отложенные
|
Незамедлительные
|
Воздействие на следующие поколения
|
Есть риск для следующих поколений
|
Нет риска для следующих поколений
|
Определение жертв
|
Жертвы могут быть определены, названы по именам
|
Именам жертв не придается большого значения
|
Страх
|
Последствия вызывают опасения
|
Последствия не вызывают опасений
|
Доверие к общественным институтам
|
Недостаток доверия к общественным институтам
|
Доверие к общественным институтам
|
Освещение в СМИ и социальных медиа
|
Активно освещается в СМИ и социальных медиа
|
Мало освещается в СМИ и социальных медиа
|
История происшествий
|
Наличие значительных и ряда мелких происшествий в прошлом
|
Значительных происшествий не было
|
Справедливость распределения воздействия
|
Несправедливое распределение рисков и выгод от риска
|
Справедливое распределение рисков и выгод от риска
|
Выгоды
|
Выгоды неясны
|
Выгоды понятны
|
Приложение 2
к МР 2.6.1.0285-22
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ
Фазы радиационной аварии
|
Ранняя и промежуточная фазы радиационной аварии
|
Восстановительная фаза радиационной аварии
|
1
|
2
|
3
|
Цель
|
Предотвращение неэффективной, основанной на страхе и потенциально опасной реакции общественности на кризис
|
Повышение эффективности выполнения санитарно-профилактических мероприятий
|
Задачи
|
Коммуникация с населением в целом и с отдельными группами, подверженными риску
|
Объяснение потенциальных рисков проживания на загрязненной территории
|
Информирование о санитарно-гигиенических и профилактических мероприятиях (например, мытье овощей, нахождение внутри помещений)
|
Налаживание коммуникации по поводу рисков и пользы от возможных восстановительных мер
|
|
Оценка восприятия рисков населением
|
||
Обозначение лиц, ответственных за коммуникацию, определение методов коммуникации
|
Информирование общественности о текущих рисках (например, безопасность атомных электростанций, пунктов захоронения радиоактивных отходов) и о связанных с этими рисками решениях
|
|
Оценка готовности лиц, ответственных за коммуникацию, уровня понимания обстоятельств кризиса и его потенциальных последствий
|
Получение обратной связи от заинтересованных сторон, реагирование на недопонимание и слухи
|
|
Обеспечение коммуникации между теми, кто занимается восстановлением территорий (специалистами), и населением
|
||
Вовлечение заинтересованных сторон в дискуссию об очистке, рекультивации, восстановлении территорий
|
||
Поддержание широкой, честной и открытой дискуссии о причинах, ответственности, вине, адекватности реакции
|
||
Метод
|
Активная коммуникация
|
Проактивная, двусторонняя коммуникация и консультирование
|
Средства, каналы коммуникации
|
СМИ, социальные медиа
|
СМИ, социальные медиа
|
Плакаты, постеры, письма, буклеты
|
||
Индивидуальное общение с населением
|
Встречи с заинтересованными сторонами
|
|
Плакаты, постеры, письма, буклеты
|
Рабочие группы с привлечением общественности
|
|
Интернет-ресурсы
|
Консультации населения
|
|
Рассылка электронных писем, СМС-сообщений и сообщений в мессенджерах
|
Фокус-группы
|
|
Интернет-ресурсы
|
||
Активная личная работа непосредственно на загрязненных территориях
|
||
Процедура, вариант организации
|
Разработка коротких сообщений
|
Анализ и улучшение коммуникации, разработка ответов на наиболее часто задаваемые вопросы
|
Разработка текстов публичных сообщений
|
Проведение социальных исследований
|
|
Подготовка возможных вопросов и ответов
|
Вовлечение заинтересованных сторон
|
|
Контроль информационного потока и обратной связи (централизовать контакты со СМИ и социальными медиа)
|
Привлечение авторитетных групп населения
|
|
Привлечение лидеров мнений
|
Осуществление мониторинга распространяемой недостоверной и некорректной информации, реакция на такую информацию
|
|
Создание "горячей линии", информационного центра
|
||
Осуществление мониторинга распространяемой недостоверной и некорректной информации, реакция на такую информацию
|
Приложение 3
к МР 2.6.1.0285-22
Таблица 1
Дополнительные мероприятия
кризисной риск-коммуникации, рекомендуемые во время ранней
фазы радиационных аварий
Рекомендуемые мероприятия
|
Практические рекомендации
|
Ожидаемые результаты
|
1
|
2
|
3
|
Создание и организация работы междисциплинарной рабочей группы
|
Работа специалистов с различными компетенциями в рамках единой рабочей группы упрощает процесс взаимодействия и повышает его эффективность
|
Включение в состав рабочей группы по кризисной риск-коммуникации специалистов в различных областях повышает общий уровень авторитетности и доверия к информации со стороны граждан и существенно повышает эффективность информационной работы за счет сокращения времени горизонтальных коммуникаций
|
Выявление, систематизация и мониторинг информационных ресурсов (например, групп, сообществ), в которых наиболее активно обсуждается радиационная авария, а также активных тематических ресурсов, посвященных радиации
|
Рекомендуется осуществлять мониторинг информационных ресурсов на предмет обсуждения информации о радиационной аварии.
В случае появления информации о радиационной аварии рекомендуется в первую очередь обратить внимание на интернет-сообщества (например, группы в социальных медиа), сформированные по территориальному признаку - месту проживания в регионе радиационной аварии или в сопредельных регионах (от уровня населенного пункта или микрорайона до уровня столицы региона или региона в целом). Особое внимание рекомендуется уделить ресурсам наиболее социально чувствительных групп населения, например сообществам в социальных медиа и форумам родителей
|
Анализ и систематизация наиболее значимых информационных запросов населения по поводу радиационной аварии
|
Организация мониторинга СМИ и социальных медиа, анализ размещаемой информации в целях выявления случаев распространения недостоверной информации
|
Поиск актуальных публикаций в русскоязычных и иностранных новостных системах
|
Анализ и систематизация сведений о радиационной аварии, распространяемых и обсуждаемых на различных информационных ресурсах. Формирование отчетов о группах и ресурсах, в рамках которых активно освещается проблема
|
Разработка кратких сообщений, отвечающих на базовые вопросы кризисной риск-коммуникации.
Подготовка пресс-релизов, их рассылка и размещение на открытых ресурсах
|
В условиях кризисной ситуации способности человека к восприятию и критическому анализу информации снижаются. Рекомендуется информирование в краткой и доступной форме
|
Наличие профессионально подготовленных кратких сообщений и пресс-релизов позволяет избежать типовых ошибок информирования населения
|
Подготовка перечня ожидаемых вопросов и ответов на основе прошлого опыта и актуальных информационных запросов населения
|
Масштабы, характер и особенности конкретной радиационной аварии позволяют сформировать предварительный перечень ожидаемых вопросов и ответов, который необходимо актуализировать по мере развития радиационной аварии с учетом происходящих изменений и прояснения картины аварии
|
Сокращение времени на подготовку ответа и снижение вероятности предоставления неподготовленного ответа, допускающего различное понимание и трактовку
|
Организация обратной связи с населением. Создание открытых информационных ресурсов, содержащих официальную информацию обо всех аспектах кризисной ситуации
|
Рекомендуется использовать различные технические возможности для упрощения процесса обращения граждан за информационной и психологической поддержкой.
Доступность различных способов связи со специалистами кризисного центра снижает общий уровень тревожности и повышает уровень доверия к власти
|
Предотвращение попыток применения потенциально опасных способов самозащиты со стороны населения, стимулирование правильного защитного поведения, снижение психологической нагрузки на наиболее чувствительные группы людей
|
Реагирование на распространение недостоверной или некорректной информации о радиации
|
Рекомендуется использовать заранее подготовленные наглядные информационные материалы, в краткой доступной форме дающие разъяснения о недостоверности или некорректности информации о радиационных авариях, а также о текущей ситуации. Размещать материалы рекомендуется в открытых источниках, не вступая в публичные дискуссии с лицами, распространяющими недостоверную или некорректную информацию
|
Оперативное реагирование на распространение недостоверной информации позволяет снизить негативное психологическое воздействие недостоверной или некорректной информации на население
|
Таблица 2
Основные мероприятия
кризисной риск-коммуникации, рекомендуемые на промежуточной
фазе радиационных аварий
Рекомендуемые мероприятия
|
Практические рекомендации
|
Ожидаемые результаты
|
Организация обратной связи с населением в оперативном режиме и в качестве постоянного механизма кризисной риск-коммуникации в случае продолжительной промежуточной фазы. Анализ и систематизация обращений граждан
|
Практический опыт, получаемый специалистами, участвующими в кризисной риск-коммуникации с населением, играет важнейшую роль в совершенствовании методов информационной работы и в повышении аварийной готовности к будущим радиационным авариям, что позволяет определить наиболее часто задаваемые вопросы и учитывать их при подготовке шаблонов информационных материалов
|
Наличие у населения возможности напрямую обратиться в надзорные органы для получения информации о радиационной аварии позволяет существенно снизить уровень социальной и психологической нагрузки на наиболее чувствительные слои населения и группы граждан
|
Разработка и распространение информационных материалов, разъясняющих цели, задачи и методы реализации защитных мер
|
Понимание смысла защитных мероприятий способствует осознанию необходимости собственного защитного поведения как личного выбора, а не как навязанного извне и противоречащего личным интересам
|
Заполнение информационного вакуума относительно предпринимаемых защитных и восстановительных мер формирует сознательное отношение к осуществляемым мероприятиям и способствует принятию новой реальности (изменение привычного бытового поведения) как привычного существующего повседневного риска, аналогичного другим техногенным рискам
|
Санитарное просвещение населения. Подготовка (адаптация) и распространение информационных материалов о воздействии на человека ионизирующего излучения и о способах защиты от него
|
Низкий уровень знаний и практических навыков проживания в условиях радиоактивного загрязнения территорий может приводить к неоправданным самоограничениям в поведении, игнорированию радиационного фактора, а также к повышению рисков для здоровья, связанных с неприменением защитных мер, и снижению качества жизни
|
Повышение качества жизни и снижение рисков для здоровья, связанных с проживанием на радиоактивно загрязненных территориях
|
Таблица 3
Основные мероприятия
кризисной риск-коммуникации во время поздней фазы
радиационных аварий
Рекомендуемые мероприятия
|
Практические рекомендации
|
Ожидаемые результаты
|
1
|
2
|
3
|
Организация работы с лидерами мнений
|
Восприятие любого сложного фактора риска включает в себя два компонента - понимание и доверие. Одним из способов повышения доверия к информации является привлечение лидеров мнений к санитарному просвещению. Информационная работа с указанными группами лиц включает проведение лекций, семинаров, вебинаров, выездных мероприятий по контролю радиационной обстановки, открытых уроков на базе учебных заведений
|
Более широкое распространение информации и повышение доверия со стороны населения
|
Взаимодействие со СМИ, социальными медиа и общественными объединениями
|
Перед публичными выступлениями и интервью рекомендуется проводить инструктаж и обучение спикеров.
Рекомендуется выработка единой позиции и трактовки событий представителями одного ведомства. Многообразие мнений и трактовок событий увеличивает неопределенность в оценке ситуации и снижает уровень понимания и доверия к информации населением
|
Повышение качества подготовки кадров, привлекаемых к коммуникации риска, способствует эффективности коммуникации риска и поднимает уровень доверия со стороны населения
|
Подготовка, адаптация и размещение информационных материалов
|
В ориентированных на население информационных материалах желательно использовать простой язык, избегать сложных технических терминов. При разработке материалов рекомендуется объяснять, что стресс, вызванный радиотревожностью, отражается на физическом и психологическом здоровье как самих людей, так и их близких (особенно детей).
При этом игнорирование защитного поведения также представляет опасность для здоровья
|
Предоставление проверенной достоверной информации о текущей ситуации способствует снижению эмоционального отклика на ложные тревоги, снижению негативных последствий стресса и игнорирования защитного поведения
|
Мониторинг медиапространства и реагирование на распространение некорректной информации о радиации
|
Реагирование на вопросы/утверждения, содержащие некорректную информацию о радиации
|
Восприятие населением радиации как одного из привычных фоновых факторов риска
|
Организация обратной связи и/или прямого взаимодействия с населением и профилактика негативных социальных явлений
|
Уважительно и внимательно относиться к информационным запросам населения.
Информируя о радиационных рисках, рекомендуется сравнивать их с другими видами риска, превышающими радиационные риски (например, дорожно-транспортные происшествия, плохое качество воздуха, воды).
Осуществлять анализ и систематизацию реакции населения на распространяемую информацию посредством мониторинга социальных медиа (например, под прессрелизами от имени ведомства).
Анализировать искажения информации о радиации, доносимой до населения в рамках кризисной риск-коммуникации.
Производить уточнение и разъяснение (например, в комментариях в социальных медиа под пресс-релизами от имени ведомства).
Рекомендуется приводить в пример и информировать в материалах для СМИ об опыте людей, переживших аварию и вернувшихся к прежнему нормальному образу жизни
|
Снижение социально-психологической нагрузки. Формирование у населения чувства контроля над ситуацией
|
Таблица 4
Основные мероприятия
кризисной риск-коммуникации в ситуации распространения
недостоверной информации при отсутствии радиационных аварий
Рекомендуемые мероприятия
|
Практические рекомендации
|
Ожидаемые результаты
|
1
|
2
|
3
|
Мониторинг СМИ и социальных медиа на предмет размещения сведений о радиационных событиях
|
Главный принцип проверки достоверности опубликованных сведений заключается в установлении первоисточника информации. Большинство заслуживающих доверия источников информации указывают источник полученных сведений со ссылкой на него, но и в данных источниках могут быть опубликованы сведения, не прошедшие тщательную проверку достоверности. Некоторые информационные ресурсы специализируются на распространении недостоверных сведений
|
Мониторинг СМИ и социальных медиа позволяет оперативно реагировать на недостоверную информацию. Оперативная реакция на подобные информационные поводы повышает доверие, населения и способствует следованию правильному защитному поведению в случае радиационной аварии
|
Опровержение недостоверной информации в социальных медиа, на сайтах источников недостоверной информации (по возможности)
|
Рекомендуется опровергать недостоверную информацию на сайтах источников подобной информации, размещая ссылку на опровергающие материалы или, при запрете размещения внешних ссылок, размещая опровержения
|
Предоставление проверенной достоверной информации о реальном положении дел может способствовать снижению эмоционального отклика на ложные тревоги
|
Подготовка и рассылка пресс-релизов в информационные источники, опубликовавшие недостоверную информацию
|
Рекомендуется включать в пресс-релизы кратко и понятно изложенную достоверную информацию о текущей ситуации и (по возможности) указание на источник и причины распространения недостоверной информации
|
Предоставление проверенной достоверной информации о реальном положении дел может способствовать снижению эмоционального отклика на ложные треноги
|
Противодействие распространению недостоверной общественно значимой информации
|
Информирование прокуратур субъектов Российской Федерации о факте распространения недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан <2>
|
Ограничение доступа к недостоверной информации
|
Поддержка общественных инициатив по контролю радиационной обстановки
|
Оказание организационной, информационной и методической поддержки общественным активистам и общественным организациям. осуществляющим измерения значений показателей радиационной обстановки по собственной инициативе, их привлечение к совместным измерениям Организация обучающих курсов. Координация деятельности отдельных активистов, проверка результатов оценки радиационной обстановки в случае получения потенциально опасных результатов измерений
|
Подобный подход приводит к повышению уровня доверия к органам власти и к усилению эффективности защитных мероприятий в ситуациях радиационных аварий
|
--------------------------------
<2> Статья 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. Федеральный закон от 21 12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
5. ГОСТ Р 22.11.04 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях. Требования к информационной работе с населением. Основные положения".
6. International Atomic Energy Agency. Incident and Emergency Centre, Vienna (Austria) (2014) Communication with the Public in a Nuclear or Radiological Emergency Preparedness and Response (Russian Edition) (EPR-Public Communications-2012(R)). International Atomic Energy Agency (IAEA) - 123 c.
7. International Atomic Energy Agency. Report on enhancing transparency and communication effectiveness in the event of a nuclear or radiological emergency, 2012. 52 c.
8. International Atomic Energy Agency. Arrangements for Public Communication in Preparedness and Response for a Nuclear or Radiological Emergency. IAEA Safety Standards Series No. GSG-14. 2020 126 c.
9. Здоровье и окружающая среда: принципы коммуникации риска. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2013. 68 с.
10. Covello V.T Risk communication, radiation, and radiological emergencies: strategies, tools, and techniques//Health physics. 2011. T. 101. N 5. C. 51 N 530.
11. Covello V.T. Guidance in Developing Effective Radiological Risk Communication Messages: Effective Message Mapping and Risk Communication with the Public in Nuclear Plant Emergency Planning Zones. US Nuclear Regulatory Commission, Office of Nuclear Security and Incident Response. 2011, 120 c.
12. Perko T. Importance of risk communication during and after a nuclear accident//Integrated environmental assessment and management. 2011. T. 7. N 3. C. 388 - 392.
13. Regina E. Lundgren, Andrea H. McMakin. Risk communication: A handbook for communicating environmental, safety, and health risks/Regina E. Lundgren, A.H. McMakm. 2013, 416 c.
14. Репин Л.В. Проблемы риск-коммуникации при обеспечении радиационной безопасности населения: основные понятия и определения/Л.В. Репин, А.М. Библин. Н.М. Вишнякова//Радиационная гигиена. 2018. Т. 11. N 3. С. 83 - 91.
15. Архангельская Г.В. Оптимизация информационной работы по проблемам радиационной гигиены с населением, проживающим на территории радиоактивного загрязнения/Г.В. Архангельская, И.А. Зыкова//Радиационная гигиена. 2008. Т. 1. N 3. С. 4 - 11.
16. Организация информационной работы с населением при радиационной аварии. М.: Изд-во "Комтехпринт". 2006. 72 с.