5. Внесение дополнений, уточнений и исправлений в материалы заявки
(1) Общие положения
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона заявитель вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять, исправлять (далее - изменять) материалы заявки до принятия по ней решения. Внесение изменений может испрашиваться заявителем по предложению экспертизы (пункт 10 Закона, абзац второй пункта 14.7 Правил ТЗ).
Процедура внесения изменений регламентирована пунктами 6, 16 Правил ТЗ.
Порядок оформления документов в связи с внесением изменений в материалы заявки и процедура испрашивания пошлин за внесение изменений регламентированы приказами директора Института.
Основное требование, предъявляемое к дополнительным материалам, в которых испрашивается внесение изменений, заключается в том, что они не должны изменять заявку по существу.
На практике изменения могут выражаться в замене, дополнении, изъятии, уточнении, исправлении:
- реквизитов документов заявки;
- элементов заявляемого обозначения;
- составляющих перечня товаров и услуг (указаний классов, товаров, услуг).
Внесение изменений может осуществляться с целью:
- формального исправления допущенных ошибок, замены, уточнения данных, содержащихся в реквизитах документов заявки в связи с их изменением в процессе рассмотрения заявки (например, см. пункты 6 (3), 6 (4) Правил ТЗ);
- устранения обстоятельств, препятствующих регистрации заявленного обозначения, сведения о которых приведены в запросе экспертизы, направленном в соответствии с абзацем вторым пункта 14.7 Правил (далее - преодоление мотивов отказа).
Формальное исправление допущенных ошибок, замену, уточнение данных, содержащихся в реквизитах документов, как правило, не относят к изменениям заявки по существу. Изменение же заявленного обозначения и / или перечня может привести к изменению заявки по существу, в связи с чем предлагается использовать следующие методические подходы.
(2) Внесение изменений в заявленное обозначение
Согласно пункту 16 (2) Правил ТЗ "дополнительные материалы признаются изменяющими заявку по существу, если изменения затрагивают восприятие заявленного обозначения в целом или его основных (т.е. занимающих доминирующее положение и влияющих на восприятие обозначения в целом) элементов".
Просьба заявителя о внесении изменений может касаться включения, исключения, уточнения какого-либо элемента обозначения.
При принятии решения по вопросу о том, может ли быть внесено испрашиваемое заявителем изменение, целесообразно оценить, потребует ли внесение изменений дополнительного поиска. Если в результате внесения изменений проведение дополнительного поиска необходимо, испрашиваемое изменение может быть признано изменяющим заявку по существу.
Таким образом, по просьбе заявителя, в том числе в ответ на запрос экспертизы, могут быть внесены следующие изменения в заявленное обозначение:
- включение и / или исключение элементов, если эти элементы не являются доминирующими, не влияют на восприятие обозначения в целом и их включение (исключение) не приводит к необходимости проведения дополнительного поиска;
- фонетическое или смысловое уточнение недоминирующего словесного элемента, графическое или смысловое уточнение недоминирующего изобразительного элемента, если такие изменения не влияют на восприятие обозначения в целом и не приводят к необходимости проведения поиска;
- указание недоминирующего словесного элемента неохраняемым.
(3) Внесение изменений в заявленный перечень товаров и услуг
Согласно пункту 16 (2) Правил ТЗ просьба заявителя о внесении изменений в перечень товаров и услуг не может быть удовлетворена, если она касается "дополнения перечня товарами и услугами, не указанными в заявке".
При принятии решения по вопросу о том, содержит ли представленный в дополнительных материалах перечень товары и услуги, изменяющие заявку по существу, целесообразно исходить из следующего.
Если в дополнительных материалах представлен измененный перечень, целесообразно оценить, являются ли вновь заявленные товары или услуги:
(1) тождественными (эквивалентными) по содержанию ранее заявленным,
(2) видовыми понятиями по отношению к ранее заявленным,
(3) родовыми понятиями по отношению к ранее заявленным.
В первом и втором случаях можно признать, что испрашиваемые изменения перечня товаров и услуг не изменяют заявку по существу.
В третьем случае, а также в случае, если установлено, что вновь заявленный термин не является ни тождественным (эквивалентным) по содержанию понятием по отношению к какому-либо термину первоначально заявленного перечня, ни видовым, ни родовым, возможно сделать вывод о том, что вновь заявленный термин перечня изменяет заявку по существу.