Утверждаю
руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
А.А.МУЗАЕВ
20 декабря 2022 г.
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ НА 2023 ГОД
I Анализ текущего состояния осуществления
вида контроля, описание текущего уровня развития
профилактической деятельности контрольного (надзорного)
органа, характеристика проблем, на решение которых
направлена программа профилактики рисков причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования:
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение N 997).
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Начиная с Плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год (далее - План проверок) формирование контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Названные критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования определены Положением N 997.
При формировании Плана проверок на 2022 год Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) впервые ранжировала организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации, организации, контролируемые лица, подконтрольные субъекты), по категориям риска.
По результатам проведенного Рособрнадзором сопоставления объекты контроля отнесены к следующим категориям риска:
высокий риск - отсутствуют;
средний риск - 100 объектов.
низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям высокого и среднего риска, в отношении которых плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Таким образом, в План проверок 2022 года не вошли организации, отнесенные к категории высокого риска, в рамках периодичности проведения проверок раз в 3 года.
В первом квартале 2022 года в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Рособрнадзором было проведено 8 контрольных (надзорных) мероприятий (6 плановых и 2 внеплановых).
Выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования в части:
лицензионных требований;
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации;
Правил оказания платных образовательных услуг;
Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;
Положения о практической подготовке обучающихся;
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры;
федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
Наиболее часто встречающимся нарушением обязательных требований является нарушение образовательными организациями Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831.
Так, на официальных сайтах организаций, филиалов организаций отсутствует информация: о персональном составе педагогических работников; о стоимости обучения; о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса, включающую сведения об оборудованных учебных кабинетах, объектах для проведения практических занятий, библиотеке, объектах спорта, средствах обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; правила приема, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся и др.
По результатам проведенных проверок одной образовательной организации выдано предписание Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений; возбуждено 9 дел об административных правонарушениях; постановлениями судебных органов назначены административные наказания в виде штрафов на сумму 200 тыс. руб. В отношении одной организации возбуждено административное дело в связи с неисполнением ранее выданного предписания и запрещен прием на обучение (прием на обучение был возобновлен на основании решения суда).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) пять плановых проверок были завершены без выдачи контролируемым лицам предписаний Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений.
Во исполнение постановления N 336 плановые проверки в отношении контролируемых лиц со дня вступления в силу указанного постановления Рособрнадзором не проводились.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 постановления N 336 для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий предусмотрены следующие основания:
поручение Президента Российской Федерации;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления;
поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления и согласованное с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В третьем квартале 2022 года на основании пункта 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении выездной проверки в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям от 29 августа 2022 г. N 76/2-371-2022 Рособрнадзором проведена одна внеплановая выездная проверка в отношении организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования. По результатам проверки с учетом требований пункта 7(1) постановления N 336 образовательной организации объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В 2022 году Рособрнадзор в соответствии с Правилами размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722, актуализировал перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный руководителем Рособрнадзора А.А. Музаевым 31 августа 2022 г.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу. В 2022 году на официальном сайте Рособрнадзора размещено более 60 информационных материалов об издании и внесении изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие сферу образования;
перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
руководство по соблюдению образовательными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере образования в части информационной открытости образовательных организаций, утвержденное руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 30 мая 2022 г.;
проверочные листы, используемые при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденные приказом Рособрнадзора от 29 ноября 2021 г. N 1533 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2022 г., регистрационный N 67302), и информация для подконтрольных субъектов об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный приказом Министерства цифровой развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 23 декабря 2021 N 1372 (зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2022 г., регистрационный N 67424);
перечень объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденный руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 9 сентября 2022 г.;
программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2022 год, утвержденная руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаевым 20 декабря 2021 г.;
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за второе полугодие 2021 года, утвержденный приказом Рособрнадзора от 12 апреля 2022 г. N 510, и Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки за первое полугодие 2021 года, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13 мая 2022 г. N 584;
доклад об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2021 год.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 997 контролируемым лицам объявлено 319 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с наличием у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Контролируемые лица не позднее 10 рабочих дней со дня получения предостережения направили в Рособрнадзор 10 возражений в отношении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
По результатам рассмотрения возражений в отношении предостережений 8 контролируемым лицам Рособрнадзор отказал в их удовлетворении; возражения двух контролируемых лиц были удовлетворены.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением N 997 в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведено 19 обязательных профилактических визитов в целях информирования контролируемого лица, об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ два контролируемых лица уведомили Рособрнадзора об отказе от проведения обязательного профилактического визита.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в 2022 году осуществлялось консультирование в устной форме, а также посредством размещения на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих материалов разъяснительного характера:
письмо-разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об осуществлении профилактического визита;
презентация "Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования в 2022/2023 году";
информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о типичных ошибках, допускаемых образовательными организациями, при внесении информации в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении (далее - ФИС ФРДО, Система);
разъяснения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросу внесения сведений в ФИС ФРДО о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выдаваемых при реализации образовательных программ с использованием сетевой формы обучения, в соответствии с условиями договора о сетевой форме реализации образовательных программ;
презентация "Реформа контрольной (надзорной) деятельности";
методические рекомендации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по организации приема на обучение детей военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, в пределах социальной квоты;
методические рекомендации Рособрнадзора по внесению в ФИС ФРДО сведений о сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и о сертификатах то владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", утвержденные и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки И.К. Круглинским 11 июля 2022 г.;
презентация "Особенности организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении образовательных программ высшего образования - программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре" и консультация на тему "Соблюдение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования к разработке и реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (в вопросах и ответах)".
Рособрнадзор, учитывая приоритетность профилактических мероприятий над контрольными (надзорными) мероприятиями, провел мониторинг приемной кампании в образовательные организации высшего образования, по результатам которого были выявлены факты некорректного заполнения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ФИС ГИА и приема), в части внесения сведений о документах об образовании, в связи с чем Рособрнадзором подготовлены и направлены письма:
- руководителям образовательных организаций с рекомендациями по внесению сведений об аттестатах о среднем общем образовании с отличием в ФИС ГИА и приема (далее - аттестат с отличием);
- федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции учредителя образовательных организаций, о необходимости проведения работы по обеспечению внесения сведений в полном объеме в ФИС ГИА и приема подведомственными образовательными организациями и информировании о результатах Рособрнадзора.
В образовательные организации, в которых были выявлены факты некорректного внесения сведений в ФИС ГИА и приема в части аттестатов с отличием и начисления дополнительных баллов за индивидуальные достижения, направлено 202 письма (с указанием конкретных фамилий абитуриентов - 446) о необходимости проведения проверки сведений по каждому абитуриенту, внесения изменений в ФИС ГИА и приема и предоставления в Рособрнадзор соответствующей информации с приложением подтверждающих материалов.
В связи с многочисленными жалобами граждан, поступившими в Рособрнадзор во время приемной кампании 2022/2023 гг., Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проинформированы Аппарат Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России и Минпросвещения России об отказе образовательных организаций высшего образования в приеме от поступающих документов об образовании в связи с их отсутствием в ФИС ФРДО.
Проведен также мониторинг сведений, содержащихся в ФИС ФРДО на предмет правомерности внесения в нее сведений о документах об образовании, в результате которого было установлено, что в нарушение пункта 1 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825, ряд образовательных организаций, подведомственных отдельным "силовым" ведомствам, зарегистрированы в Системе и вносят в нее сведения о документах об образовании. В указанные ведомства направлены письма Рособрнадзора с предложением провести в отношении образовательных организаций соответствующие разъяснительные мероприятия по данным фактам и информировании Рособрнадзора о результатах.
Представители Рособрнадзора приняли участие в заседании круглого стола, организованного Главным управлением военной полиции Минобороны России, и посвященного повышению контроля и качества подготовки водителей транспортных средств для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации; в трех мероприятиях, организованных Учебным комитетом Русской Православной Церкви для представителей духовных учебных заведений, и посвященных актуальным проблемам правового регулирования деятельности духовных учебных заведений.
Для представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, проведен онлайн-семинар, посвященный новым требованиям законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих проведение мониторинга системы образования.
II Цели и задачи реализации программы профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом.
Целями реализация программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- повышение прозрачности системы осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц.
Задачами реализация программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- выявление факторов угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
- определение способов устранения причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований и их реализация.
III Перечень профилактических мероприятий, сроки
(периодичность) их проведения
В рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) объявление предостережения;
3) консультирование;
4) профилактический визит;
5) обобщение правоприменительной практики.
Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также Положением N 997.
1) Информирование.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию, предусмотренную частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
2) Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки возражение в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте.
В возражении в отношении предостережения указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;
дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
В случае получения от контролируемого лица возражения в отношении предостережения Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки рассматривает указанное возражение в течение 15 рабочих дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки принимает одно из следующих решений:
удовлетворить возражение в отношении предостережения в форме отмены объявленного предостережения;
отказать в удовлетворении возражения в отношении предостережения.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения по почте и (или) электронной почте (при наличии).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет учет объявленных предостережений.
3) Консультирование.
Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей:
а) в виде устных разъяснений на личном приеме;
б) в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита;
в) посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе с:
порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей на личном приеме осуществляется в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки его руководителем (заместителем руководителя) и уполномоченными должностными лицами.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки информирует контролируемых лиц и их представителей о месте проведения консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах посредством размещения указанной информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При консультировании контролируемых лиц на личном приеме контролируемое лицо предъявляет контрольному (надзорному) органу в сфере образования документ, удостоверяющий его личность, а его представитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а также оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, удостоверяющую полномочия представлять интересы контролируемого лица.
4) Профилактический визит.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предусматривает проведение обязательных профилактических визитов в отношении:
- контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;
- контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории высокого риска в соответствии с пунктом 7 Положения N 997.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется контролируемому лицу по почте и (или) электронной почте (при наличии).
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в уведомлении о проведении обязательного профилактического визита указывает дату проведения профилактического визита.
Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет учет обязательных профилактических визитов.
5) Обобщение правоприменительной практики.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ежегодно осуществляет обобщение правоприменительной практики и не позднее 30 апреля каждого года обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки за предшествующий календарный год (далее - доклад о правоприменительной практике), и его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения составляет 10 рабочих дней.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 июня каждого года.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РИСКОВ
ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2023 ГОД
Вид мероприятия
|
Форма мероприятия
|
Сроки (периодичность) проведения
|
Ответственные исполнители
|
Информирование
|
Поддержка в актуальном состоянии на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки осуществляет учет объявленных предостережений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующих сведений:
а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, о сроках и порядке их вступления в силу;
в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
|
По мере необходимости в течение года, но не позднее 10 рабочих дней со дня их утверждения или актуализации на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
|
Должностные лица Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющим и образовательную деятельность, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
|
г) утвержденные проверочные листы;
д) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
е) порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
ж) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
з) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки у контролируемого лица;
и) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
к) сведения о порядке досудебного обжалования решений Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, действий (бездействия) его должностных лиц.
|
|||
Обобщение правоприменительной практики
|
Подготовка проекта доклада о правоприменительной практике и его размещение на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекомуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения
|
до 3 февраля 2023 г.
|
Управление правовой работы, государственной службы и кадров;
Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
|
Утверждение доклада о правоприменительной практике (в части полномочий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки)
|
до 28 февраля 2023 г.
|
Управление правовой работы, государственной службы и кадров Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
|
|
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
|
Направление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
|
При наличии наличия у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
|
Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
|
Консультирование
|
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе с:
а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) порядком принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
г) порядком обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования
|
При поступлении в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки обращения контролируемого лица о проведении консультирования в том числе в рамках профилактического визита
|
Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственном) контролю (надзору) в сфере образования, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
|
Профилактический визит
|
Проведение обязательных профилактических визитов в отношении:
- контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в срок не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности;
- контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, - в срок не позднее одного года со дня принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категории высокого риска в соответствии с пунктом 7 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997.
|
I и IV квартал (с учетом пункта 22 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997)
|
Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий
|
IV Показатели результативности и эффективности программы
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям
Отчетными показателями результативности и эффективности мероприятий программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
количество проведенных обязательных профилактических визитов;
количество осуществленных консультирований в устной и письменной форме, а также посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменных разъяснений.