ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИКАЗ
от 29 сентября 2022 г. N 1037
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МЕТОДИКУ
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРУППЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НЕ НИЖЕ)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПРИКАЗОМ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ ОТ 28 ЯНВАРЯ 2021 Г. N 50
В связи с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 11 мая 2022 г. N 577/320 в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 590/219, приказываю:
1. Внести изменения в Методику расчета показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже)", утвержденную приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 января 2021 г. N 50, с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 мая 2021 г. N 703, от 25 августа 2021 г. N 1166, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Е.Е. Семченко.
Руководитель
А.А.МУЗАЕВ
Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 29.09.2022 N 1037
"Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 28.01.2021 N 50
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ "СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРУППЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НЕ НИЖЕ)"
1. Настоящая Методика определяет порядок расчета Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже)" (далее - Показатель), предусмотренного подпунктом 1.1 раздела 2 паспорта национального проекта "Образование", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16 (с учетом изменений, утвержденных протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 17.12.2020 N 14), и разработана в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6043; 2013, N 30, ст. 4084), пунктом 2.12.Е.1 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2019, N 14, ст. 1640, 16.08.2021, N 33, ст. 6148, 07.02.2022, N 6, ст. 912), и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (с учетом изменений, внесенных приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2019 N 1718/716 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219", от 23.12.2021 N 1681/1004 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219", от 11.05.2022 N 577/320 "О внесении изменений в Методологию и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219").
1.1 Формирование официальной статистической информации по Показателю осуществляется на федеральном уровне с ежемесячной периодичностью в целом по Российской Федерации.
1.2 Периодичность предоставления (распространения) официальной статистической информации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки:
ежемесячно на 6 рабочий день месяца, следующего за отчетным;
ежегодно 30 декабря года, следующего за отчетным (публикации в Единой межведомственной информационно-статистической системе).
В случае отсутствия информации для расчета ежемесячного значения Показателя в отчетном периоде, принимаются для расчета значения предыдущего отчетного периода.
1.3 Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование и предоставление (распространение) информации по Показателю, является Рособрнадзор.
2. Для целей настоящей Методики используются основные понятия:
Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже) - показатель, значение которого рассчитывается по результатам последних проведенных международных сравнительных исследований качества образования PIRLS, TIMSS, PISA и общероссийской оценки по модели PISA.
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - международное исследование качества чтения и понимания текста (далее - PIRLS). Данное мониторинговое исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира. Проводится с периодичностью 1 раз в 5 лет.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования (далее - TIMSS). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Проводится с периодичностью 1 раз в 4 года.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) - мониторинговое исследование качества общего образования, которое отвечает на вопрос: "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?".
Общероссийская оценка по модели PISA - исследование качества общего образования, позволяющее получать результаты по международной шкале PISA.
3. Расчет Показателя осуществляется по формуле:
где
FOO - Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований;
Xi - место Российской Федерации в i-м исследовании:
X1 - PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста;
X2 - TIMSS (4 класс) по математическому направлению;
X3 - TIMSS (4 класс) по естественно-научному направлению;
X4 - TIMSS (8 класс) по математическому направлению;
X5 - TIMSS (8 класс) по естественно-научному направлению;
X6 - PISA по направлению читательская грамотность;
X7 - PISA по направлению математическая грамотность;
X8 - PISA по направлению естественно-научная грамотность.
Величины базового значения Показателя и значения Показателя на 2018 год (на декабрь 2019 г.) представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Величина базового значения Показателя
Исследование
|
Направление
|
Xi
|
PISA-2015
|
Математическая грамотность
|
23
|
PISA-2015
|
Читательская грамотность
|
26
|
PISA-2015
|
Естественно-научная грамотность
|
32
|
TIMSS-2015
|
Математика, 4 класс
|
7
|
TIMSS-2015
|
Естествознание, 4 класс
|
4
|
TIMSS-2015
|
Математика, 8 класс
|
6
|
TIMSS-2015
|
Естествознание, 8 класс
|
7
|
PIRLS-2016
|
Читательская грамотность
|
1
|
Среднее
|
13,25
|
Таблица 2. Величина значения Показателя на 2018 год
Исследование
|
Направление
|
Xi
|
PISA-2018
|
Математическая грамотность
|
30
|
PISA-2018
|
Читательская грамотность
|
31
|
PISA-2018
|
Естественно-научная грамотность
|
33
|
TIMSS-2015
|
Математика, 4 класс
|
7
|
TIMSS-2015
|
Естествознание, 4 класс
|
4
|
TIMSS-2015
|
Математика, 8 класс
|
6
|
TIMSS-2015
|
Естествознание, 8 класс
|
7
|
PIRLS-2016
|
Читательская грамотность
|
1
|
Среднее
|
14,88
|
4. Источниками данных для расчета Показателя являются результаты следующих процедур:
- результаты последних проведенных международных сравнительных исследований PISA, TIMSS, PIRLS соответственно;
- результаты специально организованных по модели PISA процедур оценки качества подготовки обучающихся (общероссийская оценка по модели PISA).
Верификация данных осуществляется подведомственной Рособрнадзору организацией, Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный институт оценки качества образования", согласно методикам обработки данных, описанных для каждого исследования: PISA - технические стандарты Организации экономического сотрудничества и развития, TIMSS, PIRLS - технические стандарты IEA.
Автоматизация осуществляется посредством размещения данных в Единой межведомственной информационно-статистической системе.
5. Осуществление расчета Показателя производится в соответствии со сроками проведения процедур и сроками осуществления расчета параметров величин X1, ..., X8.
5.1. Сроки проведения процедур:
Год
|
Проводимые процедуры
|
2019
|
TIMSS-2019
|
Общероссийская оценка по модели PISA-2019
|
|
2020
|
Общероссийская оценка по модели PISA-2020
|
2021
|
Общероссийская оценка по модели PISA-2021
|
PIRLS-2021
|
|
2022
|
Общероссийская оценка по модели PISA-2022
|
2023
|
TIMSS-2023
|
Общероссийская оценка по модели PISA-2023
|
|
2024
|
Общероссийская оценка по модели PISA-2024
|
Международные исследования TIMSS, PIRLS проводятся по регламенту, устанавливаемому международной организацией - IEA (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений). Проведение каждого из данных исследований длится в течение ряда лет и включает этапы сбора данных, формирования выборки участников, апробации, проведения оценочных процедур, обработки и анализа результатов.
Одним из результатов проведения каждого международного исследования является формирование рейтинга, в котором указывается место или вероятный диапазон мест каждой участвующей страны.
В результате проведения общероссийской оценки по модели PISA подсчитывается средний балл страны, который можно сопоставить с баллами других стран, которые принимали участие в предыдущем цикле исследования.
5.2. Расчет параметров величин X1, ..., X8 осуществляется согласно проведенным процедурам в соответствии со сроками, представленными в пункте 5.1 Методики, в следующие сроки:
Расчет величины X1
(место России в исследовании PIRLS) по годам
Расчетный год
|
Источник данных (процедура)
|
Срок проведения процедуры
|
Срок расчета величины X1
|
2018
|
PIRLS-2016
|
Апрель 2016 г.
|
Декабрь 2017 г.
|
2019
|
PIRLS-2016
|
Апрель 2016 г.
|
Декабрь 2017 г.
|
2020
|
PIRLS-2016
|
Апрель 2016 г.
|
Декабрь 2017 г.
|
2021
|
PIRLS-2021
|
Апрель 2021 г.
|
Декабрь 2022 г.
|
2022
|
PIRLS-2021
|
Апрель 2021 г.
|
Декабрь 2022 г.
|
2023
|
PIRLS-2021
|
Апрель 2021 г.
|
Декабрь 2022 г.
|
2024
|
PIRLS-2021
|
Апрель 2021 г.
|
Декабрь 2022 г.
|
Расчет величин X2, X3, X4, X5
(места России в исследовании TIMSS) по годам
Расчетный год
|
Источник данных (процедура)
|
Срок проведения процедуры
|
Срок расчета величин X2, X3, X4, X5
|
2018
|
TIMSS-2015
|
Апрель 2015 г.
|
Декабрь 2016 г.
|
2019
|
TIMSS-2019
|
Апрель 2019 г.
|
Декабрь 2020 г.
|
2020
|
TIMSS-2019
|
Апрель 2019 г.
|
Декабрь 2020 г.
|
2021
|
TIMSS-2019
|
Апрель 2019 г.
|
Декабрь 2020 г.
|
2022
|
TIMSS-2019
|
Апрель 2019 г.
|
Декабрь 2020 г.
|
2023
|
TIMSS-2023
|
Апрель 2023 г.
|
Декабрь 2024 г.
|
2024
|
TIMSS-2023
|
Апрель 2023 г.
|
Декабрь 2024 г.
|
Расчет величин X6, X7, X8
(места России в исследовании PISA) по годам
Расчетный год
|
Источник данных (процедура)
|
Срок проведения процедуры
|
Срок расчета величин X6, X7, X8
|
2018
|
PISA-2018
|
Апрель 2018 г.
|
Декабрь 2019 г.
|
2019
|
Общероссийская оценка по модели PISA
|
Октябрь - ноябрь
2019 г.
|
1-й квартал 2020 г.
|
2020
|
Общероссийская оценка по модели PISA
|
Октябрь - ноябрь
2020 г.
|
1-й квартал 2021 г.
|
2021
|
Общероссийская оценка по модели PISA
|
Октябрь - ноябрь
2021 г.
|
1-й квартал 2022 г.
|
2022
|
Общероссийская оценка по модели PISA-2022
|
Октябрь - ноябрь
2022 г.
|
1-й квартал 2023 г.
|
2023
|
Общероссийская оценка по модели PISA
|
Октябрь - ноябрь
2023 г.
|
1-й квартал 2024 г.
|
2024
|
Общероссийская оценка по модели PISA
|
Октябрь - ноябрь
2024 г.
|
1-й квартал 2025 г.
|
5.3. Расчет Показателя осуществляется в следующие сроки:
Расчетный год
|
Сроки расчета величин X1, ..., X8
|
Срок расчета итогового Показателя
|
|
Группа величин
|
Срок расчета
|
||
2018
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2017 г.
|
30 декабря 2019 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2016 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
Декабрь 2019 г.
|
||
2019
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2017 г.
|
30 декабря 2020 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2020 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
1-й квартал 2020 г.
|
||
2020
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2017 г.
|
30 декабря 2021 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2020 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
1-й квартал 2021 г.
|
||
2021
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2022 г.
|
30 декабря 2022 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2020 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
1-й квартал 2022 г.
|
||
2022
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2022 г.
|
30 декабря 2023 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2020 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
1-й квартал 2023 г.
|
||
2023
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2022 г.
|
30 декабря 2024 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2024 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
1-й квартал 2024 г.
|
||
2024
|
X1 (PIRLS)
|
Декабрь 2022 г.
|
30 декабря 2025 г.
|
X2, X3, X4, X5 (TIMSS)
|
Декабрь 2024 г.
|
||
X6, X7, X8 (PISA)
|
1-й квартал 2025 г.
|
".