II. Главный центр Единой системы
5. Главный центр Единой системы предназначен для планирования и координирования использования воздушного пространства, обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации потоков воздушного движения, организации воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и организации потоков воздушного движения, а также контроля за функционированием оперативных органов Единой системы и соблюдением Федеральных правил в воздушном пространстве Российской Федерации и в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в которых ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.
6. В соответствии с Федеральными правилами и Положением о Единой системе задачами главного центра Единой системы являются:
выполнение стратегического, предтактического и тактического (текущего) планирования и координирования использования воздушного пространства;
оценка соответствия прогнозируемого объема воздушного движения пропускной способности, заявленной соответствующим органом обслуживания воздушного движения, а также выработка и обеспечение реализации мер по их защите от превышений пропускной способности;
выдача разрешений на использование воздушного пространства;
разработка, установление, введение и снятие временного режима, а также кратковременных ограничений;
установление временных опасных зон;
согласование установления местных режимов <2>;
--------------------------------
<2> Пункт 22 Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 171 (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2011 г., регистрационный N 21481), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 августа 2017 г. N 294 (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2017 г., регистрационный N 48504).
обеспечение использования воздушного пространства воздушными судами литера "А" и "К";
подготовка предложений по структуре воздушного пространства и организации воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
уведомление Главного авиационного координационного центра поиска и спасания о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
сбор, обработка информации о международных полетах, а также полетах воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации и на аэродромы, не открытые для международных полетов, для оформления проектов разрешений Федерального агентства воздушного транспорта на их осуществление, доведение таких разрешений до пользователей воздушного пространства и оперативных органов Единой системы;
осуществление взаимодействия с пунктами управления и службами федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации использования воздушного пространства и при возникновении чрезвычайных ситуаций на воздушном транспорте;
осуществление взаимодействия с органами обслуживания воздушного движения иностранных государств, в том числе по вопросам их информирования о запретах и ограничениях на использование воздушного пространства, о деятельности юридических лиц Российской Федерации в воздушном пространстве над открытым морем, представляющей опасность для международной аэронавигации, а также координация времени начала и окончания такой деятельности с участием заинтересованных сторон;
контроль за функционированием зональных и региональных центров Единой системы и координация их деятельности при выполнении ими задач, установленных настоящим Положением;
контроль за соблюдением Федеральных правил в воздушном пространстве Российской Федерации и взаимодействие с органами противовоздушной обороны;
контроль за соблюдением табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации;
принятие решения о прекращении использования воздушного пространства Российской Федерации воздушным судном - нарушителем при выполнении им международного полета;
сбор, анализ и обобщение информации о чрезвычайных ситуациях, авиационных событиях, актах незаконного вмешательствах в деятельность гражданской авиации, нарушениях порядка использования воздушного пространства и других происшествиях, способных повлиять на работу воздушного транспорта, а также информирование структурных подразделений и подведомственных организаций Федерального агентства воздушного транспорта;
направление в орган аэронавигационной информации представлений на издание извещений, передаваемых по каналам связи и содержащих информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию (далее - извещение NOTAM) <3>.
--------------------------------
<3> Пункт 2 Федеральных правил.
7. Поручения должностных лиц главного центра Единой системы в рамках выполнения задач, указанных в пункте 6 настоящего Положения, обязательны для исполнения персоналом оперативных органов Единой системы.
8. Организационно-штатная структура главного центра Единой системы разрабатывается на основе типовой структурной схемы главного центра Единой системы, содержащейся в приложении N 2 к настоящему приказу.
Количество дежурных смен центральной диспетчерской службы главного центра Единой системы определяется исходя из требований пункта 4 Положения.
9. Главный центр Единой системы возглавляет начальник главного центра Единой системы, которым назначается один из заместителей генерального директора ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" после аттестации в Росавиации <4>.
--------------------------------
<4> Подпункт "б" пункта 5 Положения о Единой системе.
Последующая аттестация начальника главного центра Единой системы осуществляется по представлению ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", но не реже одного раза в пять лет.
10. В должностные обязанности начальника главного центра Единой системы входит:
исполнение требований воздушного законодательства Российской Федерации;
организация выполнения главным центром Единой системы задач, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
обеспечение функционирования системы управления безопасностью полетов;
организация обеспечения оперативных органов Единой системы официальной аэронавигационной и метеорологической информацией;
организация работы дежурных смен главного центра Единой системы в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
установление временных режимов, организация установления кратковременных ограничений;
организация согласования местных режимов;
организация учета нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, а также подготовка и реализация, в части касающейся оперативных органов Единой системы, мероприятий по их предотвращению;
организация связи главного центра Единой системы с оперативными органами Единой системы;
организация взаимодействия главного центра Единой системы, предусмотренного пунктом 6 Положения;
обеспечение автоматизации работы главного центра Единой системы и подготовка предложений по совершенствованию применения и модернизации комплексов средств автоматизации планирования использования воздушного пространства;
организация разработки и утверждение должностных инструкций для начальника дежурной смены, заместителя начальника дежурной смены, а также для персонала главного центра Единой системы, не входящего в дежурную смену;
организация разработки и утверждение технологий работы <5> персонала дежурной смены главного центра Единой системы;
--------------------------------
<5> Пункт 3.2.10 Федеральных авиационных правил.
организация планирования и контроля непрерывной профессиональной подготовки персонала главного центра Единой системы <6>;
--------------------------------
<6> Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 апреля 2010 г. N 93 (зарегистрирован Минюстом России 26 августа 2010 г., регистрационный N 18264), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 14 мая 2012 г. N 144 (зарегистрирован Минюстом России 30 июля 2012 г., регистрационный N 25045), от 25 февраля 2014 г. N 47 (зарегистрирован Минюстом России 27 марта 2014 г., регистрационный N 31750), от 16 сентября 2014 г. N 251 (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34723), от 15 января 2016 г. N 7 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2016 г., регистрационный N 41141), от 27 июня 2016 г. N 176 (зарегистрирован Минюстом России 22 июня 2016 г., регистрационный N 42955), от 18 октября 2016 г. N 294 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2016 г., регистрационный N 44280).
подготовка предложений для руководящего органа Единой системы по совершенствованию воздушного законодательства Российской Федерации в части вопросов организации использования воздушного пространства и обеспечения функционирования оперативных органов Единой системы;
выполнение указаний Федерального агентства воздушного транспорта и организация их исполнения оперативными органами Единой системы;
обеспечение в ходе функционирования главного центра Единой системы защиты сведений, отнесенных к государственной тайне.