МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО
ПИСЬМО
от 8 февраля 2016 г. N 7/279-А
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 452) в Федеральное архивное агентство поступают многочисленные обращения по вопросам реализации положений пункта 2.2 статьи 45 названного закона в отношении уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела и государственных архивов субъектов Российской Федерации.
Федеральное архивное агентство считает необходимым высказать свою позицию по данному вопросу с учетом действующего архивного законодательства.
Документы, образовавшиеся в процессе деятельности организаций технической инвентаризации, поскольку находятся в делопроизводстве этих организаций вплоть до сноса здания или сооружения, не могут быть переданы на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Эти документы могут быть отнесены к составу Архивного фонда Российской Федерации лишь после сноса здания или сооружения и проведения в установленном порядке экспертизы их ценности в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Как правило, это касается только технических паспортов тех снесенных зданий и сооружений, которые были отнесены в установленном порядке к памятникам истории и культуры.
Что же касается порядка приема архивных документов на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы, то он определен пунктом 4.4.1 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. N 19. Согласно этому порядку архивные документы передаются на постоянное хранение в упорядоченном состоянии по описям, утвержденным экспертно-проверочными комиссиями уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.
При этом очевидно, что применить эту норму архивного законодательства к документации БТИ в силу специфики организации ее хранения и использования невозможно.
Безусловно, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять организации, которые будут осуществлять временное и постоянное хранение документов, образовавшихся в деятельности организаций по государственному учету и технической инвентаризации, а также орган, который будет устанавливать порядок их постоянного хранения и инвентаризации. Однако, как это вытекает из всего ранее сказанного, передача таких полномочий уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела и, соответственно, государственным архивам субъектов Российской Федерации вступит в противоречие с нормами действующего архивного законодательства.
В связи с этим при принятии решений о реализации положений пункта 2.2 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 452) просим принять во внимание данную позицию Росархива.
А.Н.АРТИЗОВ