Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы по аккредитации
Н.В.СКРЫПНИК
21 сентября 2023 г.
СМ N 04.1-1.0026
ВЕРСИЯ 01. СЕНТЯБРЬ 2023 Г.
РУКОВОДСТВО
ПО ТРЕБОВАНИЯМ ПО ПЕРЕХОДУ НА ISO 22003-1:2022
(IAF MD 27:2023, IDT)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее руководство разработано Федеральной службой по аккредитации с учетом требований документа IAF MD 27:2023 и стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 и вводится впервые. Настоящее руководство вводится в действие по истечении десяти рабочих дней со дня его утверждения.
1. Область применения
1.1. Все документы, содержащие информацию по переходу на нормативные документы, должны соблюдаться ОА - подписантами IAF MLA и аккредитованными ООС в рамках области, как это определено настоящим руководством. Настоящее руководство разработано временной рабочей группой, назначенной Техническим комитетом IAF, в соответствии с IAF PR 7:2023. Настоящее руководство является обязательным для всех ОА-подписантов IAF MLA и аккредитованных ООС.
1.2. Настоящее руководство содержит требования по переходу, касающиеся следующего:
Нормативный документ:
|
ISO 22003-1:2022
|
Документ, который он заменяет:
|
ISO/TS 22003:2013
|
Текущий статус (на момент публикации IAF MD 27:2023):
|
Опубликован
|
Продолжительность переходного периода:
|
3 года (36 месяцев) с даты публикации
|
1.3. Настоящее руководство было разработано в соответствии с требованиями IAF PR 7:2023 и, в соответствии с этим, согласно пункту 1.2.2 IAF PR 7:2023 настоящее руководство не применяется, если схема предусматривает особый процесс перехода.
2. Нормативные ссылки
2.1. В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие документы:
ISO/IEC 17021-1:2015
|
Международный стандарт ISO/IEC 17021-1:2015 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования" (ISO/IEC 17021-1:2015 "Conformity assessment - Requirements for bodies providing audit and certification of management systems - Part 1: Requirements")
|
ISO 22003-1:2022
|
Международный стандарт ISO 22003-1:2022 "Безопасность пищевой продукции. Часть 1. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента безопасности пищевой продукции" (ISO 22003-1:2022 "Food safety - Part 1: Requirements for bodies providing audit and certification of food safety management systems")
|
IAF MD 27:2023
|
Документ Международного форума по аккредитации IAF MD 27:2023 "Требования к переходу на стандарт ISO/IEC 22003-1:2022" (IAF MD 27:2023 "Transition Requirements for ISO 22003-1:2022")
|
IAF PR 7:2023
|
Документ Международного форума по аккредитации IAF PR 7:2023 "Требования к оформлению обязательных документов IAF при переходе" (IAF PR 7:2023 "Requirements for Producing IAF Mandatory Documents on Transitions")
|
2.2. При применении настоящего руководства следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при применении настоящего руководства следует руководствоваться замененным (измененным) документом.
3. Термины и определения
3.1. В настоящем руководстве применяются следующие сокращения:
ОА
|
-
|
орган по аккредитации
|
ООС
|
-
|
орган по оценке соответствия
|
ХАССП
|
-
|
анализ опасностей и исследование критических контрольных точек
|
IAF
|
-
|
международный форум по аккредитации
|
IAF MLA
|
-
|
многостороннее соглашение о взаимном признании результатов аккредитации IAF
|
4. Основные изменения
Основные изменения в ISO 22003-1:2022 по сравнению с ISO/TS 22003:2013 включают, но не ограничиваются, следующее:
1) Новое определение изучения ХАССП;
2) Изменения/дополнения в разделе 7:
а) Определение обязанностей по сертификации внутри ООС;
б) Установлены технические требования в соответствии с приложением A и требования в отношении компетентности в соответствии с приложением C;
в) Требование для ООС оценивать знания безопасности пищевых продуктов;
г) Установлены требования к знаниям для лиц, оценивающих компетентность персонала.
3) Изменения/дополнения в разделе 8:
а) Требование применять таблицу A.1 для области документов по сертификации;
б) Расширенное руководство по применению знаков.
4) Изменения/дополнения в разделе 9:
а) Требования к продолжительности аудита;
б) Требования к определению области сертификации;
в) Выборочный контроль в отношении нескольких мест осуществления деятельности;
г) Требования в отношении первичного аудита;
д) Ожидаемые итоги первичного аудита;
е) Аудиты без предварительного уведомления.
5) Изменения/дополнения в приложении A:
а) Определяется область деятельности органа по сертификации на уровне подкатегории;
б) Определяется компетентность аудитора и аудиторской группы;
в) Изменения в подкатегориях и направлениях:
- Дополнение ВIII - Предшествующая переработке обработка растениеводческой продукции;
- Дополнение С0 - Первичная обработка животного сырья;
- Разделены направления для категорий H, I и J;
- Удалены подкатегории D и G.
6) Изменения/дополнения в приложении B:
а) Добавлены рекомендации, касающиеся нескольких мест осуществления действия и интегрированные системы менеджмента;
б) В таблицу добавлены подкатегории;
в) Внесены изменения, касающиеся минимального количества дней для проведения аудита по месту осуществления деятельности, а также сотрудников полной занятости;
г) Изменения, касающиеся расчета продолжительности аудита.
7) Изменения/дополнения в приложении C:
а) Дополнено компетенцией из ISO/IEC 17021-1, приложение A;
б) Изменения, касающиеся компетенции.
5. Ключевые контрольные точки
ISO 22003-1:2022 был опубликован в июне 2022 г. В соответствии с решением IAF приведенные ниже даты отсчитывались от 30 июня 2022 г.
Мероприятие
|
Контрольный срок
|
ОА
|
|
ОА готов проводить оценки по ISO 22003-1:2022 не позднее, чем
|
через 18 месяцев с месяца публикации документа - 31 декабря 2023 г.
|
ОА применяет ISO 22003-1:2022 для всех первичных оценок в рамках аккредитации не позднее, чем
|
через 24 месяца с месяца публикации документа - 30 июня 2024 г.
|
ОА завершает переход для всех ООС не позднее, чем
|
через 30 месяцев с месяца публикации стандарта - 31 декабря 2024 г.
|
ООС
|
|
ООС могут применять ISO 22003-1:2022 для всех новых клиентов, после получения аккредитации на соответствие ISO 22003-1:2022
|
Дата определяется для каждого органа по сертификации на основании даты перехода, но не позднее, чем через 24 месяца с месяца публикации документа - 30 июня 2024 г. или с момента транзита аккредитации, в зависимости от того, что произойдет позже.
|
ООС применяет ISO 22003-1:2022 для всех клиентов не позднее, чем
|
30 месяцев с месяца публикации документа - 31 декабря 2024 г.
|
ООС реализуют все изменения, касающиеся сертифицированных ими клиентов, такие как выборочный контроль и расчет продолжительности аудита не позднее, чем <1>
|
36 месяцев с месяца публикации документа - 30 июня 2025 г.
|
--------------------------------
<1> Касающиеся сертифицированных ими клиентов: в связи с тем, что требования в отношении выборочного контроля в отношении нескольких мест осуществления деятельности, а также определения продолжительности аудита изменились в версии 2022 года, приемлемым является пересмотр договоров между ООС и его клиентами в соответствии с новыми требованиями. Пересмотр должен быть осуществлен в сроки, дающие ООС достаточно времени для реализации всех изменений не позднее, чем до 31 декабря 2024 г. Реализация должна обеспечивать проведение аудитов для всех клиентов в соответствии с новыми требованиями до 30 июня 2025 г., например, были проведены аудиты всех мест осуществления деятельности, которые больше не подходят для выборочного контроля.
6. Действия в рамках переходного процесса
6.1. Действия ОА
Мероприятие
|
Да/Нет
|
Примечания
|
Организационные мероприятия ОА
|
Да
|
- Осуществить планирование и подготовку, чтобы обеспечить готовность проводить оценки на соответствие новой версии в возможно короткие сроки и не позднее установленного контрольного срока.
- Определить изменения в новой версии по сравнению со старой.
- Обеспечить своевременное информирование ООС о необходимых организационных мероприятиях в рамках перехода, включая любые промежуточные контрольные точки в рамках переходного периода.
- Обеспечить компетентность персонала, которого коснулись изменения, в части новой версии и процесса перехода <2>.
|
Рассмотрение документов ООС
|
Нет
|
|
Рассмотрение технических документов ООС
|
Да
|
- Рассмотреть подготовленные ООС GAP-анализ, план перехода/внедрения, соответствующие документы, касающиеся изменений, включая свидетельства внедрения, а также иную необходимую по мнению ОА информацию
|
Техническая оценка в головном офисе ООС (выездная или удаленная)
|
Если применимо
|
Если ОА в состоянии рассмотреть изменения и их практическое внедрение по итогам технической документарной оценки, не требуется проведения оценки в головном офисе ООС. Если ОА не в состоянии это сделать, то необходима оценка в офисе
|
Свидетельская оценка проводимых ООС аудитов
|
Нет
|
|
Прочее
|
Нет
|
|
Решение ОА в отношении перехода
|
Да
|
ОА принимает решение о переходе на актуализированный документ после того, как была продемонстрирована компетентность и все имеющиеся вопросы были надлежащим образом разрешены
|
--------------------------------
<2> ОА рекомендуется осуществить планирование и предпринять необходимые действия при первой возможности.
6.2. Действия ООС
Мероприятие
|
Да/Нет
|
Примечания
|
Организационные мероприятия ООС
|
Да
|
- Осуществить планирование и подготовку обращения в ОА по поводу перехода и быть готовым применять новые требования в соответствии с установленными контрольными сроками.
- завершить GAP-анализ.
- Разработать план перехода, в целях обеспечить следующее:
1) Определить изменения в новой версии по сравнению со старой. Как правило, процессы, требующие изменений, касаются продаж/котировок, процесса аудита, управления компетентностью и взаимодействия с имеющимися сертифицированными клиентами.
2) Проанализировать влияние изменений на соответствующую деятельность/процессы и определить необходимые действия, чтобы обеспечить соответствие (например, система менеджмента/документы, средства IT).
3) Осуществить необходимые действия.
- Обеспечить, чтобы соответствующий персонал, которого коснулись изменения, компетентен в части новой версии и процесса перехода. Такой персонал может включать, но не ограничиваться, аудиторов, лиц, рассматривающих отчеты об итогах аудита, принимающих решения о сертификации, рассматривающих контракты и осуществляющих планирование <1>.
|
--------------------------------
<1> ООС рекомендуется осуществить планирование и предпринять необходимые действия при первой возможности.
6.3. Прочее
Сертифицированные клиенты будут затронуты изменениями, которые могут коснутся контрактов с ООС <2>. Изменения включают:
--------------------------------
<2> См. примечание к разделу 5.
1) Требования, касающиеся определения продолжительности аудита.
2) Требования, касающиеся выборочного контроля в отношении нескольких мест осуществления деятельности.
3) Область сертификации.