Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы по аккредитации
Н.В.СКРЫПНИК
14 августа 2023 г.
СМ N 04.1-1.0021
ВЕРСИЯ 01. АВГУСТ 2023 Г.
РУКОВОДСТВО
ПО ГАРМОНИЗАЦИИ САНКЦИЙ И РЕАГИРОВАНИЮ В ОТНОШЕНИИ
МОШЕННИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
(IAF MD 7:2023, IDT)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее руководство разработано Федеральной службой по аккредитации с учетом требований документа IAF MD 7:2023 и стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 и вводится впервые. Настоящее руководство вводится в действие по истечении десяти рабочих дней со дня его утверждения.
1. Область применения
1.1. Настоящее руководство является обязательным для последовательного соблюдения пунктов 7.2 и 7.11 стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 в определенных обстоятельствах, описанных в настоящем руководстве. Настоящее руководство не подменяет ни одно из требований указанного стандарта.
1.2. В соответствии со стандартом ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 от ОА требуется иметь процедуры для приостановления аккредитации, отмены или сокращения области аккредитации, а также начала процесса отмены аккредитации в определенных обстоятельствах <1>.
--------------------------------
<1> См. пункты 7.11.1 и 7.11.2 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018.
1.3. Целью настоящего руководства является разъяснение ситуаций, когда в отношении заявителя или аккредитованных ООС должны применяться санкции, а также последующего необходимого информационного взаимодействия, которое должно быть осуществлено со стороны ОА.
1.4. Настоящее руководство применимо не только для области IAF MLA, но и в отношении любой иной деятельности IAF по аккредитации. Он также может применяться в других ситуациях (с соответствующими поправками), касающихся отдельных ОА, ООС, третьих сторон, регуляторов, владельцев схем, государственных органов и других.
1.5. В разделе 4 настоящего руководства описаны некоторые конкретные ситуации, в которых ОА следует прибегать к санкциям, а в разделе 5 настоящего руководства описаны санкции, которые обычно последовательно применяются ОА.
1.6. В разделах 6 и 7 настоящего руководства описаны конкретные примеры, требующие гармонизированного подхода со стороны всех ОА.
1.7. Приложение 1 (обязательное) содержит требования к подходу, применяемому ОА при обнаружении мошеннического поведения со стороны ООС-заявителей, аккредитованных ООС и/или их клиентов.
1.8. Приложение 2 (информационное) представляет основания и контекст, касающиеся требований пункта 6.2 настоящего руководства.
2. Нормативные ссылки
2.1. В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие документы <2>:
--------------------------------
<2> ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 применяются к области аккредитации.
ГОСТ ISO/IEC 17011-2018
|
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 (ISO/IEC 17011:2017, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия"
|
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017
|
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 (ISO/IEC 17021-1:2015, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования"
|
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017
|
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 (ISO/IEC 17024:2012, IDT) "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала"
|
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022
|
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 (ISO/IEC 17029:2019, IDT) "Оценка соответствия. Общие принципы и требования к органам по валидации и верификации"
|
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012
|
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 (ISO/IEC 17065:2012, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг"
|
ISO/IEC 17030:2021
|
Международный стандарт ISO/IEC 17030:2021 "Оценка соответствия. Общие требования к знакам соответствия при оценке, проводимой третьей стороной" (ISO/IEC 17030:2021 "Conformity assessment - General requirements for third-party marks of conformity")
|
IAF MD 7:2023
|
Документ Международного форума по аккредитации IAF MD 7:2023 "Обязательный документ IAF по гармонизации санкций и реагированию в отношении мошеннического поведения" (IAF MD 7:2023 "IAF Mandatory Document for the Harmonization of Sanctions and Dealing with Fraudulent Behaviour")
|
2.2. При применении настоящего руководства следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при применении настоящего руководства следует руководствоваться замененным (измененным) документом.
3. Термины и определения
3.1. В настоящем руководстве применяются следующие сокращения:
ОА
|
-
|
орган по аккредитации
|
ООС
|
-
|
орган по оценке соответствия
|
IAF
|
-
|
международный форум по аккредитации
|
IAF MLA
|
-
|
многостороннее соглашение о взаимном признании результатов аккредитации IAF
|
ILAC
|
-
|
Международная ассоциация по аккредитации лабораторий
|
ILAC MRA
|
-
|
Договоренности о взаимном признании ILAC
|
4. Введение санкций
4.1. Ситуации, ведущие к применению санкций в отношении заявителя или аккредитованного ООС, включают, но не ограничиваются:
- неспособность устранить несоответствия в соответствии с процедурами ОА;
- негативные результаты рассмотрения жалобы;
- неправильное использование/неправильное представление знака аккредитации <1>;
--------------------------------
<1> См. пункт 4.3.5 и Примечание ГОСТ ISO/IEC 17011-2018.
- несоответствие соответствующему законодательству, нормативным документам, указам или директивам, которые применяются в отношении области аккредитации;
- ситуации, описанные в разделе 6 настоящего руководства, включая доказательства мошеннического поведения <2>;
--------------------------------
<2> См. пункт 6.1 настоящего руководства.
- неуплата обязательных платежей.
5. Возможные санкции
5.1. Возможные санкции включают, но не ограничиваются <3>:
--------------------------------
<3> Никакие положения настоящего руководства не отменяют права ООС апеллировать против принятого решения, как это описано в пункте 7 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018. Применение санкций, упомянутых в настоящем руководстве, не исключает возможности юридических действий со стороны третьих лиц, регуляторов, владельцев схем, государственных органов или любых других заинтересованных сторон.
- усиление контроля и целенаправленные расследования (включая документарную проверку и/или проверки по месту осуществления деятельности, а также свидетельские оценки);
- сокращение области аккредитации (в т.ч. в части мест осуществления деятельности, указанных в области);
- приостановление аккредитации;
- отмена аккредитации;
- приостановление или прекращение процесса первичной аккредитации или подтверждения компетентности;
- публичное уведомление о сокращении области, приостановлении, отмене аккредитации или о ненадлежащем заявлении об аккредитации;
- действия юридического характера.
6. Конкретные гармонизированные санкции
Ниже описаны ситуации, требующие применения конкретных санкций со стороны ОА:
6.1. Если, как это описано в пункте 7.11.2 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018, имеются доказательства мошеннического поведения или намеренного предоставления ООС ложной информации, или сокрытия информации, или, в дополнение к прочему, если ООС умышленно нарушают правила аккредитации, ОА должен инициировать процесс отмены аккредитации или прекращения работ по заявке или по подтверждению компетентности ООС (что применимо);
6.2. Если ООС осуществляет оценку соответствия третьей стороной, используя стандарты уровней 1 - 4 IAF MLA или ILAC MRA, применяемые как основа при аккредитации ООС (например, ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 или ISO 15189:2022), ОА должен приостановить процесс рассмотрения заявки ООС или инициировать процесс приостановления аккредитации (что применимо) <1>.
--------------------------------
<1> См. Приложение 2.
- Дальнейшие решения должны основываться на действиях ООС.
- ОА должны включить необходимое положение, касающееся такой возможности, в свои соглашения по аккредитации с ООС.
7. Информационное взаимодействие
7.1. В случае приостановления или отмены аккредитации, обязательным является публичное уведомление <2>.
--------------------------------
<2> См. пункт 8.2.2 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018. Важно поддерживать обновление информации во всех соответствующих базах данных IAF (например, как этого требует IAF CertSearch в части сертификации систем менеджмента), включая информацию о приостановленных/отмененных аккредитациях и соответствующих подтверждениях о соответствии.
В каждой из ситуаций, упомянутых в пунктах 6.1 и 6.2 настоящего руководства, которые повлекли за собой приостановление или прекращение аккредитации, а также после любого решения по апелляции, принятого в соответствии с имеющейся в ОА процедурой для апелляций, ОА должен уведомить секретариат IAF о таком решении и его основаниях. Секретариат IAF в свою очередь должен довести информацию о таком решении до ОА-членов IAF в следующем формате:
"(Наименование ОА) (указывается действие, как "отменил" или "приостановил") аккредитацию (Наименование ООС) с (дата) в соответствии с (пунктом 4.1 или пунктом 4.2 документа СМ N 04.1-1.0020)".
Приложение 1
ПРОЦЕСС РЕАГИРОВАНИЯ НА ОБВИНЕНИЯ В МОШЕННИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ
(обязательное) <1>
--------------------------------
<1> IAF ID 15:2023 содержит информацию о тех подходах, которые может избрать ОА для достижения результатов, перечисленных в пунктах 1 - 6. Обязательными являются результаты, а не пути их достижения.
ОА должен <2>:
--------------------------------
<2> Это не означает требования для ОА применять санкции идентичные тем, которые использованы другим ОА-членом IAF
1) подготовить и опубликовать заявление о том, как он предполагает реагировать на мошенническое поведение аккредитованных ООС и/или их клиентов.
2) иметь в наличии политики, процедуры и юридически обязывающие механизмы, которые позволят ОА реагировать на такого рода мошенническое поведение.
3) иметь в наличии необходимые механизмы для получения, проверки, обработки и передачи информации, касающейся обвинений в мошенническом поведении (включая результаты любых действий, предпринятых им при реагировании на мошенническое поведение) соответствующим заинтересованным сторонам (включая, но не ограничиваясь, соответствующих ОА-членов IAF).
4) иметь необходимые процессы для установления подлинности любых обвинений в мошенническом поведении в отношении заявителя или аккредитованного ООС, а также неспособности ООС адекватно реагировать на обвинения в мошенническом поведении, касающиеся его клиентов.
5) иметь в наличии меры для эффективного и соразмерного реагирования на мошенническое поведение.
6) уважать и поддерживать любые законные действия других ОА-членов IAF, предпринятые в отношении мошеннического поведения.
Приложение 2
ООС,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОЦЕНКУ СООТВЕТСТВИЯ ЛЮБЫМ СТАНДАРТАМ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫМ КАК ОСНОВУ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИИ
(информационное)
Пункт 6.2 настоящего руководства основывается на резолюции N 7 Совместной Генеральной Ассамблеи IAF-ILAC 2007, г. Сидней, актуализированной в части включения деятельности по оценке соответствия, отличной от сертификации (например, по валидации и верификации).
"Совместная Генеральная Ассамблея IAF и ILAC, действуя по рекомендации Совместного комитета по взаимодействию (JCCC), постановляет, что в случаях, когда орган по оценке соответствия (ООС), аккредитованный органом по аккредитации (ОА), осуществляет сертификацию по любому стандарту, используемому в качестве основы для аккредитации ООС (например, ISO/IEC 17025 или ISO 15189), ОА должен инициировать процесс приостановления действия аккредитации, поскольку такие действия ООС поставят ОА, против его воли, в положение предоставления таких же услуг, как и ООС, в нарушение п. 4.3.6 ISO/IEC 17011. Дальнейшие решения должны основываться на действиях, предпринятых ООС.
Все ОА, являющиеся членами IAF и ILAC, должны включать соответствующие положения в отношении возможности в свои договоры с ООС.
Примечание: Согласно общепринятому мнению, ООС может проводить оценку субподрядчиков для подтверждения их соответствия требованиям ООС, что может включать стандарты для аккредитации, например, ISO/IEC 17025. В документации, выданной субподрядчикам по результатам успешной оценки, следует четко указывать, что оценка произведена исключительно для целей субподряда и не является сертификацией или аккредитацией согласно ISO/IEC 17011."