УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

В целях обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года.

2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года.

3. Признать утратившими силу Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 29 мая 2012 г. N Пр-1459.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
20 июля 2017 года
N 327

Утверждены
Указом Президента
Российской Федерации
от 20 июля 2017 г. N 327

ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ВОЕННО-МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются цели, задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года, а также роль и место Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности в военной составляющей морского потенциала Российской Федерации.

2. Государственная политика Российской Федерации в области военно-морской деятельности (далее - государственная политика в области военно-морской деятельности) является совокупностью объединенных общим замыслом мер, направленных на обеспечение и реализацию национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.

3. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.

5. Настоящими Основами конкретизируются отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации, Морской доктрины Российской Федерации и других документов стратегического планирования Российской Федерации в военной сфере, а также Концепции внешней политики Российской Федерации.

6. Военно-морская деятельность - это целенаправленная деятельность государства по формированию и поддержанию военными методами благоприятных условий в Мировом океане для устойчивого развития Российской Федерации и реализации основных приоритетов ее национальной безопасности.

7. Военно-морская деятельность является составной частью (видом) военной деятельности государства, осуществляемой в Мировом океане в целях предотвращения агрессии против Российской Федерации и в целях реализации ее национальных интересов, и относится к категории высших государственных приоритетов.

8. Российская Федерация по-прежнему сохраняет статус великой морской державы, морской потенциал которой обеспечивает реализацию и защиту ее национальных интересов в любом районе Мирового океана, является важным фактором международной стабильности и стратегического сдерживания и позволяет проводить независимую национальную морскую политику в качестве равноправного участника международной морской деятельности.

9. Военно-морскую деятельность осуществляют Военно-Морской Флот и органы федеральной службы безопасности.

10. В осуществлении военно-морской деятельности участвует Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое определяет основные направления внешней политики в части, касающейся обеспечения военно-морского присутствия Российской Федерации и демонстрации флага Российской Федерации в Мировом океане, а также координирует военное сотрудничество с иностранными партнерами в соответствии с внешнеполитическими приоритетами Российской Федерации и международной обстановкой.

11. В осуществлении военно-морской деятельности также принимают участие другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

12. Военно-Морской Флот как вид Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности на глобальном и региональном уровнях, отражения агрессии против Российской Федерации с океанских и морских направлений.

13. Военно-Морской Флот создает и поддерживает условия, необходимые для обеспечения безопасности морской деятельности Российской Федерации, обеспечивает ее военно-морское присутствие, демонстрацию флага Российской Федерации и военной силы государства в Мировом океане, принимает участие в борьбе с пиратством, в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации, осуществляет заходы военных кораблей (судов) Российской Федерации в порты иностранных государств, защиту государственной границы Российской Федерации в подводной среде, в том числе противолодочную, противоподводно-диверсионную оборону в интересах безопасности Российской Федерации.

14. Органы федеральной службы безопасности выполняют основные задачи в сфере пограничной политики Российской Федерации, обеспечивают защиту и охрану государственной границы Российской Федерации, экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, осуществляют меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

15. Органы федеральной службы безопасности участвуют в выполнении международных договоров Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности в пограничной сфере, координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

16. Состав сил и средств органов федеральной службы безопасности оптимизируется в соответствии с угрозами безопасности Российской Федерации в пограничной сфере.

17. Военно-Морской Флот и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют между собой в целях решения поставленных перед ними задач.

II. Россия и Мировой океан. Военные опасности и угрозы
национальной безопасности Российской Федерации

18. Значение Мирового океана для всего мира и Российской Федерации в долгосрочной перспективе будет неуклонно расти в связи с истощением природных ресурсов суши, воздействием хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, изменением климата, миграцией населения и другими процессами.

19. Современный этап развития человечества характеризуется расширением экономической и научной деятельности на континентальном шельфе и дне Мирового океана, вовлечением их ресурсного потенциала в промышленное производство.

20. В последнее время обострилась конкуренция между странами за доступ к природным ресурсам Мирового океана, усилилось стремление ряда государств к получению контроля над стратегически важными морскими транспортными коммуникациями. В условиях повышения интенсивности использования Мирового океана в экономических и военных целях политическая значимость указанных факторов приобретает глобальный характер.

21. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать свое военно-морское присутствие в основных районах Мирового океана, в том числе в акваториях, непосредственно прилегающих к территории Российской Федерации.

22. Для обеспечения влияния на военно-политическую обстановку в мире и защиты своих интересов Российская Федерация реализует бесспорное право на военно-морское присутствие в Мировом океане, руководствуясь принципами и нормами международного права.

23. В период до 2030 года в мире прогнозируется нестабильная военно-политическая обстановка, характеризующаяся усилением глобальной конкуренции, соперничеством мировых центров силы, неустойчивостью политических и экономических процессов, происходящих на фоне осложнения международных отношений и активизации транснациональных террористических группировок.

24. Сохраняются существующие и появляются новые опасности и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане, основными из которых являются:

а) стремление ряда государств, прежде всего Соединенных Штатов Америки (США) и их союзников, к доминированию в Мировом океане, в том числе в Арктике, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил;

б) наличие территориальных претензий иностранных государств к Российской Федерации в отношении приморских территорий и прилегающих к ним акваторий;

в) увеличение количества государств, обладающих боеспособными, мощными военно-морскими силами;

г) распространение оружия массового поражения и ракетных технологий;

д) стремление ряда государств ограничить доступ Российской Федерации к ресурсам Мирового океана и ее выход на жизненно важные морские транспортные коммуникации;

е) экономическое, политическое, международно-правовое и военное давление на Российскую Федерацию в целях снижения эффективности ее морской деятельности в Мировом океане, ослабления ее контроля над Северным морским путем - исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией Российской Федерации;

ж) увеличение масштабов международного терроризма, пиратства, браконьерства, незаконных перевозок морским транспортом оружия, наркотических средств, психотропных веществ, а также химических веществ и радиоактивных материалов;

з) наличие очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации и ее союзников, а также на территориях государств, имеющих выход к Мировому океану.

25. С учетом негативных изменений международной обстановки в Мировом океане могут возникнуть непосредственные военные угрозы национальной безопасности Российской Федерации, такие как:

а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы в районах Мирового океана, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальных интересов Российской Федерации;

б) развертывание (наращивание) иностранными государствами в прилегающих к территории Российской Федерации акваториях морей и океанов стратегических неядерных систем высокоточного оружия морского базирования, а также систем противоракетной обороны морского базирования;

в) применение рядом государств военной силы в нарушение Устава Организации Объединенных Наций и других норм международного права, угрожающее национальным интересам Российской Федерации.

26. В целях обеспечения своих национальных интересов и в соответствии с международными обязательствами Российская Федерация определяет стратегически важные и другие районы Мирового океана, в которых ее военно-морское присутствие осуществляется на постоянной или периодической основе.

27. Необходимость военно-морского присутствия Российской Федерации в стратегически важных и других районах Мирового океана определяется также исходя из следующих опасностей:

а) усиливающееся стремление ряда государств к обладанию источниками углеводородных ресурсов на Ближнем Востоке, в Арктике и в бассейне Каспийского моря;

б) негативное воздействие на международную обстановку ситуации в Сирийской Арабской Республике, Республике Ирак, Исламской Республике Афганистан, конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки;

в) возможность обострения существующих и возникновения новых межгосударственных конфликтов в любом районе Мирового океана;

г) рост пиратской активности в Гвинейском заливе, а также в акваториях Индийского и Тихого океанов;

д) возможность оказания иностранными государствами противодействия осуществлению Российской Федерацией экономической деятельности и проведению научных исследований в Мировом океане.

III. Цели, задачи и приоритетные
направления государственной политики в области
военно-морской деятельности

28. Основными целями государственной политики в области военно-морской деятельности являются:

а) поддержание военно-морского потенциала на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание агрессии против Российской Федерации с океанских и морских направлений и возможность нанесения неприемлемого ущерба любому потенциальному противнику;

б) поддержание стратегической стабильности и международного правопорядка в Мировом океане, в том числе путем эффективного использования Военно-Морского Флота в качестве одного из основных инструментов внешнеполитической деятельности Российской Федерации;

в) обеспечение благоприятных условий для освоения и рационального использования природных ресурсов Мирового океана в интересах социально-экономического развития страны.

29. Основными задачами государственной политики в области военно-морской деятельности являются:

а) в сфере обороны и национальной безопасности:

обеспечение постоянной готовности Военно-Морского Флота к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права;

развитие системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане путем разработки и реализации комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, правовых, военных, экономических, информационных и иных мер по предупреждению и снижению уровня угрозы агрессии против Российской Федерации в Мировом океане;

обеспечение контроля за функционированием морских транспортных коммуникаций в Мировом океане;

повышение эффективности защиты и охраны государственной границы Российской Федерации на море, в том числе в подводной среде, обеспечения суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

проведение эффективной военно-технической политики, развитие военной инфраструктуры, совершенствование системы управления военно-морской деятельностью в Мировом океане;

развитие системообразующих интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, деятельность которых направлена на обеспечение Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности современными видами вооружения, военной и специальной техники, включая их разработку, производство, сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию, а также на внедрение новых технологий и разработок в области военного кораблестроения и вооружения;

совершенствование организационно-штатной структуры и системы базирования сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности;

совершенствование форм и способов применения сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности, в том числе совместно с другими видами (родами) войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в составе межвидовых и межведомственных группировок сил (войск);

доработка основополагающих нормативных правовых, программных и плановых документов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также учреждений, предприятий, организаций и других субъектов морской деятельности независимо от формы собственности в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности;

поддержание научно-технического, технологического, промышленного и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективное осуществление военно-морской деятельности;

развитие системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в соответствии с российскими морскими традициями и морским наследием, реализация комплекса мер по повышению престижа военной службы в Военно-Морском Флоте;

совершенствование международно-правового обеспечения военно-морской деятельности в Мировом океане, в том числе путем заключения соглашений о предупреждении инцидентов с военно-морскими силами иностранных государств;

организация взаимодействия с иностранными государствами (проведение совместных учений, маневров, походов и других мероприятий);

создание при организующей роли Российской Федерации международных советов (комитетов) по вопросам военно-морской деятельности;

продвижение национальных интересов Российской Федерации в области военно-морской деятельности на различных международных площадках (симпозиумах, конференциях, форумах, семинарах);

освещение на постоянной основе в средствах массовой информации военно-морской деятельности Российской Федерации, в том числе военно-морского присутствия сил (войск) Военно-Морского Флота в стратегически важных районах Мирового океана (заходы и визиты военных кораблей в порты иностранных государств, мероприятия международного военно-морского сотрудничества);

б) в сфере государственной и общественной безопасности:

поддержание в соответствии с международными договорами Российской Федерации правовых режимов на государственной границе Российской Федерации, приграничной территории, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в акваториях Каспийского и Азовского морей;

обеспечение безопасности в морском пограничном пространстве путем развертывания высокотехнологичных многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышение эффективности пограничной деятельности, совершенствование межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества;

привлечение на основании решений Президента Российской Федерации сил (войск) Военно-Морского Флота к деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Мировом океане и на прилегающих к нему территориях;

совершенствование мер по выявлению, предупреждению и пресечению террористических актов, проявлений религиозного радикализма, сепаратизма, иных форм экстремизма и других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, а также противоправных действий в отношении граждан Российской Федерации и их собственности в Мировом океане, расширение международного сотрудничества в данной сфере;

формирование механизма регулирования торгового мореплавания и контроля за ним в целях противодействия международному терроризму, пиратству, нелегальной миграции, перевозкам морским транспортом наркотических средств, психотропных веществ, химических веществ и радиоактивных материалов, оружия;

в) в экономической сфере:

обеспечение в соответствии с принципами и нормами международного права гарантированного доступа Российской Федерации к пространствам Мирового океана, его водным, топливно-энергетическим, биологическим ресурсам, недопущения дискриминационных действий со стороны отдельных государств или военно-политических блоков в отношении Российской Федерации и ее союзников;

привлечение сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности к обеспечению безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

полный перевод цикла разработки и производства ключевых элементов вооружения и военной техники в интересах Военно-Морского Флота на российскую научно-промышленную базу;

развитие кораблестроительного комплекса в целях модернизации промышленного производства и обновления производственно-технологической базы Российской Федерации;

расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики и формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур в районах базирования Военно-Морского Флота в Мировом океане;

создание в удаленных районах Арктического и Дальневосточного регионов Российской Федерации объектов инфраструктуры двойного назначения в целях обеспечения базирования гражданских судов, кораблей и судов Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности;

г) в сфере внешнеполитической деятельности:

обеспечение достаточного военно-морского присутствия Российской Федерации в стратегически важных районах Мирового океана, демонстрации флага Российской Федерации и военной силы;

расширение географии визитов и деловых заходов кораблей и судов Военно-Морского Флота в порты иностранных государств;

д) в сфере науки, технологий и образования:

развитие фундаментальных и прикладных отраслей науки и технологий, системы образования и подготовки специалистов в сфере оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, в военной и иных сферах в целях достижения необходимого боевого потенциала сил (войск) Военно-Морского Флота, сил и средств органов федеральной службы безопасности;

проведение научных исследований Мирового океана, оценки военно-политических и иных аспектов его использования в целях устойчивого развития морской деятельности;

проведение научных исследований, направленных на обоснование и научно-методическое обеспечение приоритетных направлений строительства и развития Военно-Морского Флота, программ вооружения Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности, на реализацию федеральных целевых и иных программ в области военно-морской деятельности;

развитие государственных научных и научно-производственных организаций в целях обеспечения эффективной военно-морской деятельности;

развитие национальной инновационной системы, освоение новых ресурсных источников, модернизация приоритетных секторов экономики за счет стимулирования и развития рынка инноваций, в том числе с применением технологий общего, двойного и специального назначения, связанных с созданием, производством и базированием морского вооружения и техники;

совершенствование системы образования, обеспечивающей подготовку специалистов для Военно-Морского Флота, а также повышение квалификации и профессиональную переподготовку научных работников и профессорско-преподавательского состава научных и образовательных организаций морского профиля;

е) в сфере экологической безопасности и рационального природопользования:

создание условий для поиска перспективных экологически чистых возобновляемых источников энергии для боевых кораблей, судов, вооружения, военной и специальной техники с последующим использованием таких источников энергии в гражданских отраслях экономики;

обеспечение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов при эксплуатации в мирное время кораблей и судов, оружия и объектов инфраструктуры, обеспечивающих военно-морскую деятельность;

ж) в сфере стратегической стабильности:

привлечение иностранных государств к совместным действиям по обеспечению безопасности и стратегической стабильности в Мировом океане;

развитие пунктов материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота за пределами Российской Федерации;

формирование группировок специальных кораблей и судов для всестороннего обеспечения деятельности сил (войск) Военно-Морского Флота в Мировом океане;

выполнение международных договоров Российской Федерации в области ограничения и сокращения стратегических вооружений, участие Российской Федерации в разработке и заключении новых соглашений, отвечающих ее национальным интересам;

содействие укреплению региональной стабильности, разработка и применение мер доверия в области военно-морской деятельности;

участие сил (войск) Военно-Морского Флота в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности Организации Объединенных Наций или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с нормами международного права;

подготовка в образовательных организациях морского профиля руководящих кадров и специалистов для военно-морских сил иностранных государств;

расширение сферы практического сотрудничества органов федеральной службы безопасности с пограничными органами иностранных государств;

з) в сфере социального обеспечения и комплектования Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности:

обеспечение социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, гражданскому персоналу Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности;

развитие системы медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности;

совершенствование системы комплектования Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

30. Приоритетными направлениями государственной политики в области военно-морской деятельности являются:

а) поддержание оперативных и боевых возможностей Военно-Морского Флота на уровне, обеспечивающем ему одну из лидирующих позиций в мире;

б) развитие и поддержание способности Военно-Морского Флота к поражению наземных объектов потенциального противника как обычным, так и ядерным оружием;

в) сбалансированное развитие Военно-Морского Флота в целях недопущения исключительного превосходства над ним военно-морских сил США и других ведущих морских держав;

г) обеспечение возможности длительного присутствия сил (войск) Военно-Морского Флота в стратегически важных районах Мирового океана;

д) создание современной системы безопасности Российской Федерации в пограничной сфере, обеспечивающей формирование благоприятной обстановки в морском пространстве и за его пределами.

IV. Военно-Морской Флот как эффективный инструмент
стратегического сдерживания

31. В XXI веке значительно возрастает роль вооруженных сил в борьбе государств за лидерство на океанских и морских направлениях. Флоты мировых держав своими действиями с моря способны изменить ход вооруженной борьбы и исход войны в целом. Подтверждением этого является разработанная США концепция "глобального удара", которая представляет собой новый вызов международной безопасности и напрямую угрожает военной безопасности Российской Федерации. Важное значение в реализации этой концепции отводится военно-морским силам.

32. Военно-Морской Флот является одним из наиболее эффективных инструментов стратегического (ядерного и неядерного) сдерживания, в том числе предотвращения "глобального удара". Это обусловлено наличием в составе Военно-Морского Флота морских стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения, возможностью реализации его боевого потенциала практически в любом районе Мирового океана, способностью к развертыванию в короткие сроки группировок сил (войск) Военно-Морского Флота в районах возникновения конфликтных ситуаций и длительному нахождению в этих районах без нарушения суверенитета других государств, а также высокой степенью готовности к действиям, в том числе к нанесению ударов по критически важным объектам противника.

33. С развитием высокоточного оружия перед Военно-Морским Флотом стоит качественно новая задача - уничтожение военно-экономического потенциала противника путем поражения его жизненно важных объектов с моря.

34. Наличие достаточного количества высокоточного оружия и возможность его применения разными способами позволят обеспечить сдерживание широкомасштабных военных действий против Российской Федерации.

35. Основными элементами системы стратегического сдерживания являются ядерное и неядерное сдерживание.

36. Важное место в решении задач стратегического сдерживания занимают морские силы общего назначения.

37. В условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором.

38. Основными задачами военно-морской деятельности по предотвращению военных конфликтов и стратегическому сдерживанию являются:

а) непрерывная оценка и прогнозирование военно-политической обстановки в Мировом океане на глобальном и региональном уровнях;

б) поддержание стратегической стабильности в Мировом океане;

в) поддержание готовности сил (войск) Военно-Морского Флота к действиям в стратегически важных районах Мирового океана;

г) обеспечение возможности применения кораблями Военно-Морского Флота оружия, в том числе высокоточного оружия большой дальности, в отношении любого потенциального противника;

д) выполнение межтеатровых маневров, а также регулярных подледных плаваний атомных подводных лодок Военно-Морского Флота;

е) повышение оперативных и боевых возможностей Черноморского флота за счет развития на территории Крымского полуострова межвидовой группировки сил (войск);

ж) обеспечение постоянного военно-морского присутствия Российской Федерации в Средиземном море и других стратегически важных районах Мирового океана, в том числе в районах прохождения основных морских транспортных коммуникаций;

з) создание и обеспечение функционирования единой государственной системы освещения подводной и надводной обстановки;

и) усиление взаимодействия с иностранными государствами в области международной безопасности в Мировом океане и развитие военного сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с нормами международного права;

к) заключение и реализация международных договоров Российской Федерации, направленных на укрепление взаимного доверия в области военно-морской деятельности;

л) участие в составе Вооруженных Сил Российской Федерации в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой Организации Объединенных Наций и в рамках взаимодействия с международными организациями.

V. Стратегические требования к Военно-Морскому Флоту,
задачи и приоритеты в области его строительства и развития

39. Российская Федерация не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно-Морским Флотом и будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям.

40. Военно-Морской Флот должен соответствовать следующим основным стратегическим требованиям:

а) в мирное время и в период непосредственной угрозы агрессии:

недопущение силового давления и агрессии в отношении Российской Федерации и ее союзников с океанских и морских направлений;

способность оперативно и скрытно развертывать силы (войска) в удаленных районах Мирового океана;

включение в единый контур управления взаимосвязанных и унифицированных систем военно-морских вооружений, кораблей (судов), подводных лодок, самолетов морской авиации и береговых комплексов Военно-Морского Флота нового поколения;

соответствие структуры и боевого состава Военно-Морского Флота внешним и внутренним социально-экономическим и военно-техническим условиям развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и экономическим возможностям государства;

обеспечение устойчивого, скрытного и непрерывного управления силами (войсками) в реальном масштабе времени при их нахождении в любых районах Мирового океана;

б) в военное время:

способность нанесения неприемлемого ущерба противнику в целях его принуждения к прекращению военных действий на условиях гарантированного обеспечения национальных интересов Российской Федерации;

способность к успешному противоборству с противником, обладающим высокотехнологичным военно-морским потенциалом (в том числе имеющим на вооружении высокоточное оружие), с группировками его военно-морских сил в ближних, дальних морских зонах и океанских районах;

наличие оборонительных возможностей высокого уровня в области противоракетной, противовоздушной, противолодочной и противоминной обороны;

способность к долговременной автономной деятельности, в том числе к самостоятельному пополнению запасов материально-технических средств и оружия в удаленных районах Мирового океана с судов тылового обеспечения новых проектов;

соответствие структуры и оперативных (боевых) возможностей сил (войск) современным формам и способам ведения военных действий, их адаптация к новым оперативным концепциям применения Вооруженных Сил Российской Федерации, учитывающим весь спектр угроз военной безопасности Российской Федерации.

41. Основными задачами в области строительства и развития Военно-Морского Флота являются:

а) формирование сбалансированного по составу Военно-Морского Флота;

б) поддержание на высоком уровне боевого потенциала морских стратегических ядерных сил;

в) создание качественно нового облика морских сил общего назначения, оснащенных новым и модернизированным вооружением, новой и модернизированной военной и специальной техникой.

42. Приоритетами в области строительства и развития Военно-Морского Флота в среднесрочной и долгосрочной перспективе являются:

а) совершенствование и поддержание на высоком уровне морских стратегических ядерных сил в составе группировок ракетных подводных лодок стратегического назначения;

б) развитие группировок морских сил общего назначения в целях наделения их функциями по стратегическому неядерному сдерживанию;

в) формирование боевого состава группировок сил (войск) на различных стратегических направлениях исходя из самых неблагоприятных прогнозов начала военных действий против Российской Федерации;

г) наращивание боевого потенциала Военно-Морского Флота путем строительства и модернизации многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок, многоцелевых кораблей, предназначенных для выполнения задач в ближних, дальних морских зонах и океанских районах, самолетов морской авиации, строительства экранопланов различного назначения, а также создания вооружения, военной и специальной техники для оснащения береговых войск.

43. Основу вооружения подводных и надводных сил и береговых войск Военно-Морского Флота на период до 2025 года составят высокоточные крылатые ракеты большой дальности.

44. После 2025 года на вооружение подводных и надводных сил и береговых войск Военно-Морского Флота будут поступать гиперзвуковые ракеты и роботизированные средства различного назначения, в том числе автономные необитаемые подводные аппараты.

45. Планируется создание морского авианесущего комплекса, перспективных боевых надводных кораблей и подводных лодок (боевых платформ), глубоководных морских систем нового поколения, развертывание морских роботизированных систем для выполнения большого комплекса боевых и обеспечивающих задач.

46. К 2030 году Российская Федерация должна обладать на всех стратегических направлениях мощными сбалансированными флотами, состоящими из кораблей, предназначенных для выполнения задач в ближних, дальних морских зонах и океанских районах, а также из морской авиации и береговых войск, оснащенных эффективным ударным высокоточным оружием, имеющих развитую систему базирования и обеспечения.

VI. Механизмы реализации государственной политики
в области военно-морской деятельности и показатели
состояния национальной безопасности Российской Федерации

47. Государственная политика в области военно-морской деятельности реализуется посредством осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (при координирующей роли Министерства обороны Российской Федерации) комплекса скоординированных и целенаправленных мер организационного, нормативно-правового, внешнеполитического, военного, экономического, финансового и информационного характера.

48. Ресурсное обеспечение мероприятий по реализации военно-морской деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Вооруженным Силам Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а в отдельных случаях - за счет собственных средств организаций.

49. Основными мероприятиями по реализации настоящих Основ являются:

а) разработка и издание нормативных правовых актов, регламентирующих порядок планирования и обеспечения мероприятий по осуществлению военно-морской деятельности;

б) разработка и реализация федеральных и иных целевых программ в области морской и военно-морской деятельности, пограничной деятельности, государственной программы вооружения, программы кораблестроения и государственного оборонного заказа на плановый период;

в) организация системного мониторинга и анализа реализации государственной политики в области военно-морской деятельности;

г) совершенствование международной нормативно-правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для защиты национальных интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане;

д) развитие системообразующих структур оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, специализированных отраслей науки и технологий;

е) организация и проведение научных исследований в области военно-морской деятельности.

50. Основными показателями состояния национальной безопасности в области военно-морской деятельности являются состав, состояние и возможности Военно-Морского Флота, обеспечивающие военную безопасность Российской Федерации с океанских и морских направлений, а также защиту национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.

51. Показателями эффективности мер по реализации государственной политики в области военно-морской деятельности являются:

а) уровень оснащенности Военно-Морского Флота современными вооружением, военной и специальной техникой, обеспечивающий ему второе место в мире по боевым возможностям;

б) способность Военно-Морского Флота нанести ущерб флоту противника на уровне не ниже критического с применением нестратегического ядерного оружия;

в) способность Военно-Морского Флота применить в любой обстановке морские стратегические ядерные силы;

г) способность Военно-Морского Флота наращивать военно-морскую группировку на опасном стратегическом направлении за счет межтеатрового маневра силами флотов;

д) способность органов федеральной службы безопасности оперативно реагировать на изменения обстановки в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.

VII. Заключение

52. Российская Федерация, являясь великой морской и сухопутной державой, должна учитывать все аспекты геополитических процессов, происходящих в Мировом океане, на приморских территориях и в прилегающих акваториях.

53. Тенденции развития современной геополитической обстановки в мире убедительно подтверждают, что только наличие сильного Военно-Морского Флота обеспечит Российской Федерации лидирующие позиции в многополярном мире в XXI веке, позволит ей эффективно реализовывать и защищать свои национальные интересы.

54. Настоящие Основы реализуются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с функциями и полномочиями, возложенными на них Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

55. Настоящие Основы могут уточняться в связи с изменением военно-политической обстановки в Мировом океане, а также социально-экономической ситуации в Российской Федерации.