3.3. Усиление ответственности региональной и местной власти
Без теснейшего взаимодействия федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления невозможна стратегия подъема. Усилия властей всех уровней сейчас, как никогда, нуждаются во взаимной поддержке.
Неверие в возможность эффективного управления правовыми, а не командными методами, въевшееся унитаристское мышление обусловливают страх многих представителей федеральной власти перед региональной самостоятельностью. В ней они склонны видеть угрозу единству страны и ее территориальной целостности.
На самом деле самостоятельность регионов - преимущество, особенно в такой стране, как наша - с ее огромным экономическим и национально - культурным разнообразием.
Необходимо научиться использовать это преимущество. Путь очевиден: самостоятельность регионов должна развиваться, но только при строгом разграничении функций, полномочий, финансовых ресурсов и ответственности между федеральным и региональным уровнями.
Процесс такого разграничения начался несколько лет назад. Его механизмом стали договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Договорная практика была естественным ответом на отсутствие законодательных актов, регулирующих и уточняющих наши федеративные отношения. При любом отношении к этой практике ясно, что она сыграла огромную роль в сохранении единства России, особенно в наиболее трудный период ее новейшей истории.
Сегодня нам необходимо сообща вырабатывать рычаги, которые позволят более эффективно упорядочить федеративные отношения. Не следует, однако, искать каких-то новшеств. Принципиально должно измениться само отношение к этой жизненно важной проблеме.
Смысл текущей политики - создать на действующей конституционной основе сбалансированную систему взаимных прав и ответственности Федерации и каждой ее составной части. Эта система предполагает:
- обеспечение полного и безусловного осуществления функций, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации, только федеральными органами государственной власти;
- перенос акцента в сфере совместных предметов ведения на регулирующую, координирующую и контролирующую роль федерального центра;
- законодательную конкретизацию конституционного понятия единой системы исполнительной власти в Российской Федерации;
- политику дифференцированного (в зависимости от конкретных условий) делегирования исполнительно - распорядительных функций в сфере совместных предметов ведения органам власти субъектов Федерации под их полную ответственность;
- реализацию вместе с властями субъектов Федерации в рамках предметов совместного ведения программ и проектов, направленных на выравнивание социальных и экономических условий;
- обеспечение правовой защиты законных интересов местного самоуправления.
Для выстраивания такой системы потребуется предпринять ряд шагов организационного, финансового и правового характера.
Соответствующие федеральные органы обязаны обеспечить работникам своих территориальных подразделений условия, гарантирующие их независимость от региональных и местных властей. В то же время обязанностью органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления должна оставаться организационная помощь федеральным органам при осуществлении ими своих функций на местах.
Для таких целей требуется твердо установленная процедура взаимодействия региональных и местных властей с территориальными подразделениями федеральных структур.
Задачу координации деятельности территориальных подразделений федеральных структур необходимо возложить на полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах. Они должны возглавлять федеральные коллегии - регулярные совещания руководителей территориальных "филиалов" федеральных органов исполнительной власти.
Понятно, что раз и навсегда разделить функции и полномочия между федеральным и региональным уровнями невозможно. Непродуктивно для всех без исключения органов исполнительной власти определять их принадлежность - либо федеральную, либо региональную.
Здесь надо "не перетягивать канат", а действовать правовыми средствами, в частности переходить к практике заключения соглашений между отдельными федеральными и региональными органами исполнительной власти. Такие соглашения могут касаться выполнения как конкретных проектов, так и постоянных задач. Но при этом опять-таки должны быть предусмотрены строгие взаимные обязательства, в том числе в области ресурсного обеспечения и ответственности.
По-прежнему одним из самых значительных барьеров на пути к нормальным федеративным отношениям остается низкий уровень соблюдения федерального законодательства представительными и исполнительными органами власти субъектов Федерации.
В прошедшем году, правда, на этом направлении работа стала более активной. Органы прокуратуры чаще обжалуют в судах нормативные региональные акты, противоречащие федеральному законодательству. Активизировалась информационно - аналитическая деятельность Минюста России в этой сфере.
Тем не менее число незаконных актов субъектов Федерации остается недопустимо большим. Поэтому необходимо как можно быстрее законодательно закрепить систему инструментов федерального контроля за законностью нормативных актов субъектов Федерации, предусматривающую, в частности, ведение федерального Регистра правовых актов субъектов Федерации и установление конституционно - правовых санкций за умышленное неподчинение правовым актам федеральных органов власти или должностных лиц.
Федеральная власть должна наращивать усилия по защите интересов местного самоуправления. Это не означает, что в каждом руководителе субъекта Федерации надо видеть противника местного самоуправления, а в каждом муниципальном руководителе - страстного поборника этой системы. Необходимо помочь и тем и другим освоить глубинный потенциал новых возможностей самоорганизации жителей.
Хорошие перспективы для этого открыл созданный в 1997 году Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации. На нем рассматриваются наиболее острые проблемы практического становления институтов местного самоуправления. В ближайшее время будут, например, обсуждаться вопросы о проведении эксперимента по формированию полноценных муниципальных органов охраны общественного порядка, о гарантиях прав органов местного самоуправления при делегировании им государственных полномочий, о реализации конституционного права местного самоуправления на судебную защиту. Решения Совета будут давать мощный импульс для практической реализации новых принципов и институтов.
Более внимательное отношение федерального и регионального уровней власти к муниципальным проблемам диктуется и необходимостью решать непосредственно экономические задачи. Ведь именно органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно - коммунальным хозяйством населенных пунктов. От эффективности их деятельности в огромной степени зависит оборот недвижимости. Эти органы способны наладить контроль за использованием не только муниципальной, но и государственной собственности по поручению органов государственной власти. От позиции местной власти во многом зависит и создание благоприятного климата для расширения малого и среднего предпринимательства.
Другими словами, в обеспечении общего подъема роль органов местного самоуправления не меньше, а в некоторых случаях даже больше, чем роль федерального и регионального властных уровней.