2.3. Инвестиции и внутренний рынок
Для повышения инвестиционной активности мы и дальше будем наводить порядок в государственных финансах, снижать процентные ставки и доходность на рынке государственных ценных бумаг.
Однако только финансовых условий недостаточно для того, чтобы увеличился поток инвестиций.
Во-первых, сами эти условия сейчас хуже, чем в начале осени 1997 года. Наши финансовые рынки достигнут лучших прошлогодних отметок не раньше лета.
Во-вторых, даже выход на такие показатели не гарантирует массированного перетока финансовых ресурсов в сферу производства. Долгосрочных кредитов слишком мало, процентные ставки все еще непосильно высоки для большинства предприятий.
В-третьих, банки и другие финансовые институты имеют немало возможностей для прибыльного размещения своих денег. Реальный сектор пока не стал для них привлекательным. И без реформы предприятий, без серьезных стимулов со стороны государства они туда не пойдут.
Иными словами, на механизмы финансового рынка можно и нужно рассчитывать. Но нельзя пассивно ждать, когда они заработают в полную силу.
Для повышения инвестиционной активности потребуется серия продуманных шагов.
Прежде всего - земельная реформа. Проведенный в конце предыдущего года Круглый стол показал, что принципиальных разногласий по вопросу о частной собственности на землю нет, есть только проблема государственного контроля за оборотом земли. На этом и следует сконцентрировать внимание.
В 1998 году Правительство должно представить в Федеральное Собрание законопроекты о регулировании земельных отношений. Их базовые принципы:
- сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения;
- ограничение на владение такими землями для иностранцев;
- недопущение ухудшения качества сельскохозяйственных угодий;
- "прозрачность" процедуры оформления купли - продажи земли. Призываю Федеральное Собрание открыть "зеленую улицу" таким законам. Создать для согласования позиций, если понадобится, трехстороннюю комиссию, как по бюджету. Промедлим - так и оставим сельское хозяйство без инвестиций, на периферии экономического развития.
Необходимо мобилизовать все источники инвестиций. У нас они есть. Назову основные. Это рублевые сбережения населения, средства предприятий, экспорт, иностранные инвестиции, бюджет (долевое участие в инвестиционных проектах, гарантии и иные механизмы). По каждому из этих источников понадобится специальная программа действий, позволяющая максимально привлечь инвестиционные ресурсы.
Есть и другие резервы.
Сбережения населения в иностранной валюте. Они должны работать на экономику, а не лежать мертвым грузом. Правительству надо серьезно заняться этой проблемой. Использовать налоговые и иные инструменты для стимулирования конвертации этих средств в рубли с последующим размещением в российской финансовой системе. Помогут делу развитие рынков недвижимости и золота. Немалый вклад в решение проблемы способен внести Центральный банк.
Банковские кредиты предприятиям. Банки боятся давать деньги, так как риски слишком высоки, но при этом потенциальные инвесторы не обладают сведениями о финансовом состоянии предприятий. Отсюда ясна задача государства: гарантировать правовыми средствами финансовую "прозрачность" предприятий независимо от форм собственности.
Внешние заимствования российских предприятий. Политику надо построить так, чтобы эти деньги расходовались только на инвестиционные цели. Следует исключить их использование для уплаты налогов и других обязательных платежей.
Продажа дебиторской задолженности. Такой путь позволит не только привлечь инвестиционные ресурсы, но и развязать узлы взаимных неплатежей предприятий.
Ресурсы банков, направляемые на ипотечное кредитование. Земельная реформа даст простор залоговым операциям с недвижимостью, позволит привлечь значительные средства для инвестиций в аграрный сектор и жилищное строительство.
Среди прочих источников:
- использование собственности России за рубежом в качестве залога под привлечение финансовых ресурсов;
- операции с высвобождаемым военным имуществом - залог, долгосрочная аренда, продажа, внесение в уставные фонды.
Важно не только нарастить объем инвестиций, но и добиться положительного изменения их структуры. Здесь все еще чувствуются перекосы старой экономической системы. Скажем, издавна высок внешний спрос на продукцию сырьевых отраслей. Потому они и остаются инвестиционно привлекательными.
Совсем другое дело - отрасли высоких технологий. Раньше деньги давало государство посредством громадного военного заказа. Теперь этого нет. Выходит, сектор высоких технологий обречен на умирание? Такое недопустимо. Но недопустимо и сводить развитие этого сектора к вопросу об увеличении бюджетного финансирования. Как показал опыт последних лет, отечественная наукоемкая продукция находит спрос на мировых рынках, успешно может конкурировать и на внутреннем.
Современные технологии - товар, причем товар весьма дорогой. Его надо не только охранять, но и уметь с выгодой для страны продавать. Отрасли высоких технологий способны и должны превратиться в основную движущую силу экономического роста.
Итак, нужна инвестиционная политика. Мы больше не можем мириться с ее фактическим отсутствием.
Инвестор в первую очередь думает о перспективах сбыта своей продукции. Он уверен в рынке сырья потому, что этот рынок - часть рынка мирового, который понятен и стабилен. В остальных секторах российского рынка инвестор не уверен, поэтому денег не дает и не даст до тех пор, пока эти рынки не выйдут из стагнации и не сбросят оковы неплатежей.
Обеспечить условия для стабильного развития внутреннего рынка - одна из важнейших задач нынешнего года.
Прежде всего государство обязано создать условия для вкладывания средств инвесторами, установив понятные и предсказуемые на ближайшие 5 - 10 лет юридические и экономические нормы хозяйствования.
Требуется внятная политика, направленная на увеличение доходов населения, способствующая оживлению потребительского спроса. Это непростая задача. Рыночная экономика не позволяет государству напрямую воздействовать на уровень доходов. Здесь допустимы лишь косвенные методы. В частности, необходимо разработать и приступить к реализации политики роста заработной платы бюджетников, опережающего темпы инфляции. Требуется также стимулировать развитие потребительского кредита, продаж товаров населению в рассрочку, развитие системы кредитных союзов и других форм целевого кредитования граждан, способствующих росту потребительского спроса.
Но остается вопрос: куда пойдут деньги российских потребителей, какие товары - отечественные или зарубежные - они станут покупать?
Пока наши товаропроизводители, сталкиваясь с острой конкуренцией со стороны иностранных фирм, часто уступают свои позиции, прежде всего из-за высокого уровня издержек. В 1998 году надо не только продолжить снижение тарифов на продукцию естественных монополий, но и провести полную инвентаризацию структуры затрат, принять решения, позволяющие их сократить.
Совершенно недопустимо, когда при осуществлении государственных закупок приоритет отдается импортным товарам при наличии аналогичных по показателям отечественных. Государство само является покупателем промышленной и продовольственной продукции и в этом качестве обязано показывать пример.
Необходимо выстроить систему сопровождения российского экспорта. В частности, ориентироваться на связанное инвестиционное кредитование зарубежных стран, с тем чтобы выделенные нами средства расходовались на приобретение продукции отечественных предприятий. Важнейшим критерием качества работы наших ведомств с зарубежными странами и международными организациями должно стать положение российских предприятий на мировом рынке.
Нашу внешнюю политику следует "экономизировать" - так же, как это делается в других странах. В этом значительный резерв повышения эффективности российской дипломатии. Прежде всего речь идет о продвижении на мировые рынки российской высокотехнологичной продукции.
Внешнеэкономический курс России остается неизменным - вступление во Всемирную торговую организацию, выполнение общепризнанных правил мировой торговли. Но это вовсе не означает, что мы будем закрывать глаза на факты недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных партнеров. Ни один факт дискриминации российских товаров на мировом рынке не должен оставаться без внимания и ответных действий. У нас есть соответствующий закон, в котором определено, что надо делать в подобных случаях. Его попросту надо активно применять.
На внутреннем рынке нам также нужно освоить и научиться применять цивилизованные антидемпинговые процедуры, не допускать вытеснения российских товаров импортными, продаваемыми по заведомо заниженным ценам.
Уже приведенные способы поддержки отечественных производителей показывают, сколько резервов у нас еще не задействовано. Перечисленные и другие рычаги должны составлять систему мер по поддержке отечественных производителей.
У самых разных политических сил идея такой поддержки понимается по-своему. Встречаются и крайние взгляды. Кое у кого слова "поддержка отечественных производителей" просто вызывают аллергию, поскольку это направление политики отождествляют с неэффективными бюджетными расходами и инфляцией. За дискуссиями теряем драгоценное время. Мы можем и должны помогать своим производителям, не прибегая к инфляции или опустошению бюджета, не выходя за рамки наших международных обязательств.