3.2. Участие государства в капитале кредитных организаций

3.2. Участие государства в капитале
кредитных организаций

3.2.1. В отношении кредитных организаций, доли участия в которых принадлежат государству, Правительство Российской Федерации намерено обеспечить сокращение участия государства или выход из капиталов банков. Прежде всего будет осуществлен выход из капиталов кредитных организаций, доля участия государства в которых составляет 25 и менее процентов.

По кредитным организациям с долей участия в капитале свыше 25% будет оценена целесообразность участия государства в их капитале и разработан механизм выхода государства из капиталов таких кредитных организаций. Будет составлен перечень кредитных организаций с долей государственного участия свыше 25%, доли которых подлежат реализации. В целях определения рыночной цены долей участия государства в капитале кредитных организаций, из которых предусматривается выход государства, предстоит провести независимую оценку.

При выходе государства из капиталов кредитных организаций будут учитываться возможные негативные последствия для банковского сектора.

Предстоит реализовать мероприятия по повышению эффективности участия государства в кредитных организациях, где доля государства в капитале будет сохранена, за счет усиления роли представителей государства в управлении указанными кредитными организациями.

3.2.2. Установление кредитным организациям, контролируемым государством, определенных задач, решаемых в рамках проводимой государственной экономической политики, не должно входить в противоречие с реализацией цели получения прибыли, определенной Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" в качестве основной деятельности кредитных организаций, а также с задачей поддержания их финансовой устойчивости.

Правительство Российской Федерации и Банк России считают целесообразным участие в капитале кредитных организаций только при одновременном соблюдении следующих условий:

- деятельность кредитных организаций имеет стратегическое значение для решения задач государственной экономической политики;

- участие в капитале обеспечивает оптимальные условия для решения вышеуказанных задач, включая контроль за деятельностью кредитных организаций.

3.2.3. В целях решения специальных задач государственной экономической политики Правительством Российской Федерации созданы Российский банк развития, Российский сельскохозяйственный банк. Основными функциями указанных банков является кредитование реального сектора экономики, а также обеспечение возврата ранее выделенных бюджетных средств. Правительство Российской Федерации не считает целесообразным дальнейшее расширение функций указанных банков.

3.2.4. Правительство Российской Федерации примет меры для того, чтобы организации - резиденты, осуществляющие банковские операции и не являющиеся кредитными организациями, были преобразованы в кредитные организации в соответствии с действующим законодательством либо прекратили осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В отношении Внешэкономбанка СССР Правительство Российской Федерации намерено разделить функции агента по обслуживанию внешнего долга и функции кредитной организации.

3.2.5. Правительство Российской Федерации будет воздерживаться как от создания новых государственных банков, так и от предоставления действующим банкам привилегий.

3.2.6. Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) является в настоящее время кредитной организацией, занимающей ведущую роль на рынке вкладов населения. Будет повышен контроль за деятельностью Сбербанка России, в том числе за качеством управления рисками, принимаемыми Сбербанком России, в первую очередь кредитными рисками. Усиление контроля за коммерческой политикой Сбербанка России, включая вопросы направлений и границ кредитования, процентных ставок и тарифов на оказываемые услуги, будет осуществляться Наблюдательным Советом банка, в состав которого входят представители Банка России и Правительства Российской Федерации.

Признано целесообразным, чтобы Сбербанк России вошел в качестве участника в систему гарантирования вкладов, имея в виду в перспективе формирование единых условий гарантирования вкладов населения для всех банков - участников указанной системы. Такое решение обеспечит дополнительные возможности для развития межбанковской конкуренции на рынке вкладов.

Банк России в ближайшие годы сохранит контрольный пакет акций Сбербанка России. Вопросы выхода Банка России из капитала Сбербанка России и изменения структуры его акционеров будут рассмотрены после вхождения Сбербанка России в систему гарантирования вкладов.

3.2.7. В отношении Внешторгбанка и российских загранбанков признано целесообразным руководствоваться сроком 1 января 2003 года в качестве целевой даты выхода Банка России из их капиталов.

После выхода Банка России из капитала Внешторгбанка Правительство Российской Федерации намерено обеспечить такую долю государственного участия в капитале Внешторгбанка, которая позволит оказывать влияние на проводимую банком политику. Правительство Российской Федерации и Банк России рассмотрят вопрос о продаже части акций Внешторгбанка международным финансовым организациям и частным инвесторам.

3.2.8. Правительство Российской Федерации и Банк России предпримут необходимые усилия по внесению изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающих выход Банка России из состава акционеров Внешторгбанка и российских загранбанков.