7. Методика оценки развития ведомственных систем профилактики нарушений обязательных требований
1. Оценка развития ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований осуществляется путем определения эффективности и результативности профилактической деятельности контрольно-надзорного органа и уровня зрелости ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований.
2. Динамический рост показателей обоих или каждого в отдельности из указанных элементов оценки свидетельствует об увеличении степени развития ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований.
3. Оценку развития ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований проводят советы, формируемые из представителей объединений подконтрольных субъектов, определяемых контрольно-надзорными органами с учетом проведенных работ по внедрению риск-ориентированного подхода (далее - совет).
Каждое общественное объединение подконтрольных субъектов имеет в совете равное число представителей.
4. Развитие ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований оценивается советами не реже чем 1 раз в полгода.
5. По критерию степени развития ведомственных систем профилактики нарушений обязательных требований Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации ведется публичный рейтинг эффективности контрольно-надзорных органов (далее - рейтинг КНО), в который включаются все контрольно-надзорные органы - участники приоритетной программы стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности", а также иные контрольно-надзорные органы, принявшие на себя обязательство действовать в соответствии с настоящим Стандартом.
6. Рейтинг КНО формируется на основании определяемых в соответствии с настоящим разделом Стандарта показателей эффективности и результативности профилактической деятельности контрольно-надзорных органов и уровней зрелости ведомственных систем профилактики нарушений обязательных требований.
Место в рейтинге КНО присваивается контрольно-надзорному органу исходя из представляемых советом в Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации данных об оценке развития ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований.
7. Рейтинг КНО в электронной форме ведется на едином информационном ресурсе Правительства Российской Федерации, аккумулирующем информацию о ходе реализации приоритетной программы стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности".
На главных страницах официальных сайтов контрольно-надзорных органов размещаются активные ссылки, обеспечивающие непосредственный переход на страницу указанного информационного ресурса с рейтингом КНО.
8. Эффективность и результативность ведения контрольно-надзорными органами профилактической работы определяются в рамках общей оценки эффективности и результативности деятельности контрольно-надзорных органов исходя из вклада профилактики в снижение совокупного ущерба охраняемым законом ценностям, на обеспечение безопасности которых направлен соответствующий вид государственного контроля (надзора).
9. В течение установленного проектным комитетом приоритетной программы стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" переходного периода, связанного с внедрением контрольно-надзорными органами Стандарта в текущую практику, эффективность и результативность профилактической деятельности контрольно-надзорных органов дополнительно систематически (не реже 1 раза в полгода) оценивается по самостоятельным качественным и количественным показателям.
10. К показателям качества профилактической деятельности контрольно-надзорных органов относятся следующие:
- действительная полнота охвата профилактическими мероприятиями подконтрольных субъектов за установленный период времени (по общему правилу определяется как среднее арифметическое результатов, рассчитываемых для каждого предусмотренного Стандартом и реализуемого контрольно-надзорным органом вида профилактических мероприятий отношений числа подконтрольных субъектов, являвшихся адресатами соответствующих профилактических мероприятий, к общему числу подконтрольных субъектов; для докладов с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований, докладов с руководством по соблюдению обязательных требований, анализом новых обязательных требований и необходимых для их исполнения организационных и технических мероприятий указанное отношение определяется как среднее арифметическое результатов отношений числа подконтрольных субъектов, охваченных конкретными вопросами докладов с учетом дифференцирования подконтрольных субъектов, к общему числу подконтрольных субъектов, при этом разделы докладов, ориентированные на всех подконтрольных субъектов и (или) иных заинтересованных лиц, не учитываются при расчете);
- результаты проводимых среди подконтрольных субъектов социологических исследований на предмет оценки качества (влияние на повышение уровня понимания подконтрольными субъектами обязательных требований), доступности форматов и информационной открытости реализуемых контрольно-надзорным органом профилактических мероприятий по следующим направлениям:
- информированность подконтрольных субъектов об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, возникающих в связи с проведением мероприятий по контролю (надзору) и т.д.;
- понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование подконтрольными субъектами и контрольно-надзорным органом;
- вовлечение подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с контрольно-надзорным органом.
- степень реализуемости ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований (определяется на основании сличения содержания плана-графика профилактических мероприятий ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований и данных проводимого контрольно-надзорными органами мониторинга реализации программы и последующего определения процентного соотношения числа осуществленных в установленный период профилактических мероприятий к числу запланированных на соответствующий период);
- результаты проводимых среди контрольно-надзорных органов конкурсов на выявление лучших практик профилактической деятельности;
- сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (или улучшении) состояния степени защищенности охраняемых законом ценностей;
- снижение количества однотипных ("серийных") и общего количества нарушений обязательных требований, допускаемых одним и тем же подконтрольным субъектом, одной и той же группой подконтрольных субъектов (на одном и том же объекте (группе объектов)).
11. К количественным показателям профилактической деятельности контрольно-надзорных органов относятся следующие:
- количество проведенных за расчетный период профилактических мероприятий;
- количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
- доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов);
- количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов;
- стоимостная оценка (себестоимость) одного профилактического мероприятия;
- средняя продолжительность одного профилактического мероприятия (определяется при возможности ее исчисления).
12. Для оценки эффективности и результативности профилактической деятельности контрольно-надзорных органов качественные и количественные показатели применяются в совокупности.
13. Результаты оценки эффективности и результативности профилактической деятельности контрольно-надзорного органа размещаются на официальном сайте контрольно-надзорного органа и на едином информационном ресурсе Правительства Российской Федерации, аккумулирующем информацию о ходе реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.
14. Организационно-правовое, методологическое и технологическое сопровождение конкурсов на выявление лучших практик профилактической деятельности (далее - конкурсы лучших практик) обеспечивается Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.
15. Конкурсы лучших практик проводятся и их результаты определяются конкурсной комиссией, состоящей из представителей Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и общероссийских объединений предпринимателей, задействованных в реализации приоритетной программы стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности", и действующей на основании утвержденного ее проектным комитетом положения о конкурсной комиссии по выявлению лучших практик профилактической деятельности.
16. Опыт осуществления контрольно-надзорным органом профилактической деятельности, признанный по итогам конкурса лучшим, включается в открытую электронную библиотеку лучших практик профилактической деятельности, размещенную на едином информационном ресурсе Правительства Российской Федерации, аккумулирующем информацию о ходе реализации реформы контрольно-надзорной деятельности.
17. Уровни зрелости ведомственных систем профилактики нарушений обязательных требований определяются исходя из набора применяемых контрольно-надзорными органами на постоянной основе профилактических инструментов и внедрения ими корреспондирующих уровням зрелости правовой, организационной, кадровой, технической и информационной инфраструктур в соответствии с разделом 6 настоящего Стандарта.
18. С учетом базового положения систем профилактики контрольно-надзорных органов, реализующих предусмотренные законом профилактические меры <*>, на начальном ("нулевом") уровне зрелости, для достижения ведомственной системой профилактики нарушений обязательных требований первого уровня зрелости контрольно-надзорный орган предпринимает следующие меры:
--------------------------------
<*> Размещение на официальных сайтах контрольно-надзорных органов перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования; осуществление различными способами информирования подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, включая консультирование, проведение публичных мероприятий, подготовку докладов с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований, докладов с руководством по соблюдению обязательных требований, анализом новых обязательных требований и необходимых для их исполнения организационных и технических мероприятий; использование проверочных листов; объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
- освоение действующих каналов "обратной связи" с подконтрольными субъектами и разработка контрольно-надзорными органами необходимых дополнительных каналов такой связи (в том числе создание предусмотренных настоящим Стандартом электронных форм "обратной связи") для непосредственного получения, накопления и анализа информации по проблемным вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля;
- качественное кадровое и техническое обеспечение проведения аналитической работы в контрольно-надзорном органе по мониторингу и определению состояния подконтрольной сферы общественных отношений, выявлению текущих и потенциальных факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, по оценке вклада профилактической деятельности контрольно-надзорного органа в повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей, определению направлений совершенствования применяемого профилактического инструментария и внедрению нового и т.д.;
- дифференцирование подконтрольных субъектов по категориям риска (классам опасности), видам и характеристикам осуществляемой ими деятельности, используемых ими производственных объектов, и иным параметрам, влияющим на риск причинения вреда охраняемым законом ценностям, включая критерий добросовестности подконтрольных субъектов, с целью конкретизации адресной направленности применяемых контрольно-надзорным органом профилактических мер и глубокого и полного охвата ими подконтрольных субъектов;
- разработка и функционирование системы внутреннего аудита профилактической деятельности контрольно-надзорного органа;
- предусмотренные настоящим Стандартом организационно-правовые меры по обеспечению единства правоприменительной практики всеми территориальными подразделениями и должностными лицами контрольно-надзорного органа (в том числе меры, указанные в разделах 5.1, 5.2, 5.8 настоящего Стандарта);
- принятие необходимых организационно-правовых мер для налаживания постоянного межведомственного взаимодействия с контрольно-надзорными органами, осуществляющими смежные виды контроля (надзора), по вопросам профилактики нарушений обязательных требований (заключение соглашений о межведомственном взаимодействии с определением конкретного предмета (виды сведений и вопросов) и порядка взаимодействия);
- проведение с подконтрольными субъектами на постоянной основе общей и индивидуальной разъяснительной работы относительно процедур контроля;
- разработка соответствующей специфике вида (видов) осуществляемого контрольно-надзорным органом государственного контроля (надзора) системы мер поощрения и стимулирования добросовестных подконтрольных субъектов, критериев добросовестности подконтрольных субъектов, и введение их в практику контрольно-надзорного органа;
- внедрение в деятельность контрольно-надзорного органа информационных технологий, необходимых для функционирования предусмотренных настоящим Стандартом электронных инструментов профилактики (в частности, интерактивные сервисы, обеспечивающие взаимодействие с подконтрольными субъектами, (включая мобильные приложения), в том числе действующие на базе "личных кабинетов" подконтрольных субъектов, специальный электронный сервис для обжалования в досудебном (внесудебном) порядке решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и его должностных лиц);
- создание в соответствии с настоящим Стандартом и (после успешной апробации) запуск интерактивных сервисов, обеспечивающих взаимодействие с подконтрольными субъектами, в том числе для самостоятельного определения и добровольного подтверждения подконтрольными субъектами соблюдения обязательных требований, а также мобильных приложений;
- внедрение и обеспечение функционирования соответствующих настоящему Стандарту порядка и механизмов досудебного (внесудебного) обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа и его должностных лиц.
19. Для достижения ведомственной системой профилактики нарушений обязательных требований второго уровня зрелости контрольно-надзорные органы предпринимают следующие меры:
- совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности;
- разработка методики автоматизированной оценки влияния профилактических мероприятий на эффективность и результативность осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- разработка и внедрение механизмов самообследования и непрерывного совершенствования профилактической деятельности в рабочие процессы контрольно-надзорных органов с целью налаживания эффективной взаимосвязи между всеми элементами контрольно-надзорной деятельности (например, между текущими результатами контрольно-надзорной деятельности, планированием профилактических мероприятий в ее составе и оптимизацией рабочих процессов внутри контрольно-надзорного органа);
- организационно-правовая и технологическая интеграция системы профилактики нарушений обязательных требований в ведомственную систему управления рисками;
- организационная интеграция элементов профилактической деятельности в состав процессов осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- внедрение и аналитическое использование в рамках профилактической деятельности механизмов общественного контроля и средств дистанционного мониторинга;
- принятие необходимых организационно-правовых мер для налаживания постоянного межведомственного взаимодействия со всеми контрольно-надзорными органами по вопросам профилактики нарушений обязательных требований, в том числе посредством применения современных информационных технологий;
- периодический (не реже 1 раза в месяц) анализ зарубежного опыта в части профилактики нарушений обязательных требований с целью выявления актуальных и эффективных подходов к осуществлению профилактической деятельности и внедрения их контрольно-надзорным органом в собственную практику.
20. Для целей оценки развития ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований и использования данных об уровне зрелости системы профилактики контрольно-надзорного органа для определения его места в рейтинге КНО советы устанавливают в том числе этапы (точки) нахождения контрольно-надзорного органа в процессе адаптации конкретного уровня зрелости и наличие у ведомственной системы профилактики нарушений обязательных требований признаков соответствующего уровня зрелости.