4.1. Общие организационные требования
1. Контрольно-надзорные органы осуществляют профилактическую деятельность, в том числе путем реализации профилактических мероприятий, формы и виды которых предусмотрены настоящим Стандартом, а также организуют и проводят иные мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, при условии их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и положениям настоящего Стандарта.
Конкретные виды, формы и способы осуществления проводимых контрольно-надзорными органами профилактических мероприятий, их периодичность, методики оценки влияния на предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям определяются в ведомственных программах профилактики нарушений обязательных требований; особенности организации и реализации соответствующих профилактических мероприятий определяются распоряжением контрольно-надзорного органа, устанавливающим порядок профилактической работы, а также, если это предусмотрено настоящим Стандартом, административным регламентом по исполнению государственной функции государственного контроля (надзора), муниципального контроля, или иным нормативным правовым актом, определяющим порядок исполнения контрольно-надзорным органом государственной функции государственного контроля (надзора).
2. Контрольно-надзорные органы самостоятельно организуют и реализуют профилактические меры и адаптируют рекомендации настоящего Стандарта по организации работы по подготовке и осуществлению профилактической деятельности с учетом специфики видов государственного контроля (надзора), особенностей внутриведомственной организации текущей деятельности, состояния подконтрольной сферы общественных отношений и иных значимых факторов.
3. Организация работы контрольно-надзорного органа по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, и персональная ответственность за состояние профилактической работы в соответствующем контрольно-надзорном органе возложены на руководителя контрольно-надзорного органа.
Координацию деятельности конкретных должностных лиц и структурных подразделений контрольно-надзорного органа по комплексному осуществлению профилактической работы осуществляет один из заместителей руководителя контрольно-надзорного органа.
4. Руководитель контрольно-надзорного органа определяет структурные подразделения и должностных лиц, ответственных за осуществление следующих мероприятий:
- планирование, мониторинг и контроль проведения контрольно-надзорным органом профилактических мероприятий, в том числе реализация мероприятий ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований;
- непосредственные организация, осуществление отдельных профилактических мероприятий и корреспондирующих им мер, предусмотренных настоящим Стандартом.
5. Руководитель контрольно-надзорного органа может определить структурное подразделение (должностное лицо) контрольно-надзорного органа, к полномочиям которого относятся разработка и контроль внедрения структурными подразделениями контрольного органа технологий и мероприятий, обеспечивающих достижение необходимого уровня профилактики нарушений обязательных требований, или осуществлять эти функции непосредственно.
6. Профилактическую работу по каждому виду государственного контроля (надзора), осуществляемого контрольно-надзорным органом, непосредственно проводят должностные лица структурного подразделения контрольно-надзорного органа, уполномоченного на осуществление соответствующего вида контроля (надзора).
7. Полномочия структурных подразделений контрольно-надзорного органа по осуществлению профилактической работы закрепляются в положениях о соответствующих структурных подразделениях контрольного органа.
8. Полномочия должностных лиц контрольно-надзорного органа по проведению профилактической работы и ответственность за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в части организации и проведения профилактической работы устанавливаются в их должностных регламентах (инструкциях).
9. Организация и проведение профилактических мероприятий в контрольно-надзорном органе осуществляются в соответствии с порядком профилактической работы, определяемым распоряжением контрольно-надзорного органа.
10. Порядок профилактической работы устанавливает в том числе следующее:
- систему профилактической работы в контрольно-надзорного органе;
- публичную декларацию контрольно-надзорного органа о действии в соответствии с настоящим Стандартом;
- организационную структуру ведения профилактической работы:
- должностное лицо контрольно-надзорного органа, осуществляющее общее руководство профилактической работой и несущее персональную ответственность за ее состояние (проведение и результаты);
- структурные подразделения и должностные лица контрольно-надзорного органа, реализующие профилактические мероприятия, их полномочия, ответственность;
- должностные лица или структурные подразделения (отделы), ответственные за разработку и контроль внедрения технологий и мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень профилактической работы;
- должностное лицо, осуществляющее накопление и обработку информации, необходимой для планирования и контроля профилактической работы;
- организационная структура (структурное подразделение) или специалисты, осуществляющие мониторинг и контроль реализации ведомственной программы профилактики;
- порядок формирования участвующих в планировании профилактических мероприятий и оценке их результатов экспертных и общественных структур (рабочие группы, экспертные советы и т.п.);
- порядок взаимодействия различных элементов организационной структуры ведения профилактической работы;
- перечень видов информации, сбор, накопление и обработка которой осуществляются в целях планирования и организации профилактической работы;
- используемые для ведения профилактической работы ресурсы (информационные, материальные, финансовые, кадровые, административные и т.п.);
- порядок осуществления анализа, оценки и прогнозирования состояния подконтрольной сферы общественных отношений (мероприятия, этапы, сроки, необходимые процедуры, в том числе источники информации (включая статистические данные) о состоянии охраняемых законом ценностей, правоприменительной практике в соответствующей сфере регулирования, подконтрольных субъектах и объектах, нарушениях обязательных требований, а также наблюдение, сбор и накопление такой информации; обработка и анализ полученной информации, оценка ситуации, выявление и системный анализ происходящих изменений подконтрольных объектов и подконтрольной среды на предмет выявления проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, прогноз состояния подконтрольной сферы, в том числе возможного уровня несоблюдения обязательных требований и их причин);
- порядок планирования, организации и проведения профилактической работы, включая порядок разработки, утверждения, реализации, актуализации (при необходимости), уточнения ведомственных программ профилактики нарушений обязательных требований, основания и порядок их корректировки, в том числе:
- сроки, этапы разработки ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований и конкретных профилактических мероприятий;
- распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми исполнителями программы, система их взаимодействия;
- процесс и процедуры (анализ текущей ситуации по организации профилактической работы; прогнозирование изменений в подконтрольной сфере в процессе реализации ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований; выработка предложений по корректировке ситуации; разработка мероприятий программы, формирование проекта программы, порядок рассмотрения проекта и утверждения программы; организация реализации мероприятий программы; разработка и внедрение технологий, обеспечивающих достижение необходимого уровня профилактики несоблюдения обязательных требований, а также снижение коррупциогенности контрольной деятельности; основания и порядок корректировки программы);
- внутренняя и внешняя отчетность, установление показателей, порядок сбора, обработки, предоставления информации о реализации программы;
- порядок опубликования информации, связанной с планированием и осуществлением профилактической работы, в том числе применительно к отдельным профилактическим мероприятиям;
- особенности организации и реализации отдельных профилактических мероприятий, в частности требования к проведению публичных мероприятий, особенности осуществления индивидуального и общего консультирования, реализации механизмов досудебного (внесудебного) обжалования, применения мер поощрения и стимулирования добросовестных подконтрольных субъектов, объявление предостережения, использования социальной рекламы, проведения профилактических мероприятий с применением информационно-телекоммуникационных технологий и др.;
- порядок мониторинга профилактической деятельности, в том числе мониторинга реализации ведомственной программы профилактики;
- порядок контроля за соблюдением требований к профилактической работе в контрольном органе, сроков реализации мероприятий ведомственной программы профилактики и достижением ее результатов;
- повышение квалификации должностных лиц контрольно-надзорного органа в области профилактической работы;
- порядок взаимодействия с территориальными органами по вопросам реализации профилактических мероприятий.