4. Подготовка кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

4. Подготовка кадров для осуществления традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов

В настоящее время система подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Российской Федерации не сформирована. Отдельные образовательные программы в данной сфере реализуются федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Мурманский арктический государственный университет", Институтом народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена", федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Арктический государственный институт культуры и искусств", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Арктический государственный агротехнологический университет", Институтом Севера и Арктики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский федеральный университет".

В целях формирования системы подготовки квалифицированных и высококвалифицированных кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в рамках программы планируется:

разработка единого порядка формирования и обновления прогноза потребности в кадрах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, включающего в себя методологические подходы и технологические (программные) средства для автоматического формирования, анализа и оценки результатов прогнозирования с целью дальнейшего формирования соответствующего задания системе профессионального образования;

приведение системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне Российской Федерации в соответствие с прогнозом потребности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в кадрах;

проведение модернизации и обновления материально-технической базы организаций среднего профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку кадров в интересах развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

разработка мер государственной поддержки работодателей, заключивших целевые договоры на подготовку кадров с целью осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка мероприятий по повышению имиджа профессий, характерных для сферы традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка федерального государственного образовательного стандарта по направлению "Специалист северного хозяйства";

разработка мер государственной поддержи, направленных на обеспечение дополнительной стипендией студентов из числа коренных малочисленных народов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, при условии получения образования по профессиям (специальностям, направлениям подготовки), связанным с осуществлением традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

организация непрерывных форм подготовки и переподготовки кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности;

реализация программы целевой ежегодной подготовки кадров из числа малочисленных народов по специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности, промыслами малочисленных народов, в том числе по переработке сельскохозяйственной продукции, производству изделий художественных промыслов и народных ремесел, в том числе из мамонтовой кости;

установление дополнительных бюджетных мест в образовательных организациях, открывающих новые направления подготовки для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов ("Оленевод-механизатор", "Егерь", "Таксидермист", "Охотник промысловый", "Хозяйка чума", "Резчик по дереву, кости и рогу", "Мастер по изготовлению сувениров", "Докер", "Судомеханик", "Обработчик рыбы");

разработка мер государственной поддержки для организаций реального сектора экономики, осуществляющих финансовую поддержку организаций профессионального образования, реализующих подготовку кадров для традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка мер государственной поддержки в целях привлечения молодых кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности в виде субсидий на приобретение жилья по месту жительства;

формирование на базе Института народов Севера федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена" достаточной инфраструктуры для обеспечения реализации мер поддержки образования коренных малочисленных народов, включающей в себя создание для обучающихся из числа коренных малочисленных народов подготовительного отделения предуниверсария (10, 11 классы) и научно-образовательного центра по изучению языков коренных малочисленных народов;

проведение анализа качества общего образования, получаемого представителями коренных малочисленных народов, а также выработка мер по повышению качества общего образования в данной сфере;

проведение мониторинга качества преподавания родных языков, предоставляемого представителям коренных малочисленных народов, включая проведение анализа качества и обеспеченности учебной и методической литературой;

проведение анализа качества подготовки, повышения квалификации и системы дополнительного профессионального образования педагогов родного языка и литературы коренных малочисленных народов, а также выработка мер по повышению качества такой подготовки.