3.1.6. Управление государственной собственностью
Политика Правительства Российской Федерации по управлению государственной собственностью будет строиться на базе четкого определения целей участия государства в хозяйственных обществах и унитарных предприятиях: в каких предприятиях, в какой степени и с какими целями государство принимает участие. Это позволит качественно повысить эффективность деятельности предприятий госсектора экономики, реализовать меры по оптимизации его состава.
Основными направлениями действий Правительства Российской Федерации будут:
продолжение работы по сокращению количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации. Учитывая, что в настоящее время правовой статус более чем 11 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики;
отказ от использования права хозяйственного ведения и постепенная оптимизация количества унитарных предприятий;
продолжение работы по продаже пакетов акций акционерных обществ, деятельность которых не связана со стратегическими интересами государства по обеспечению национальной безопасности;
повышение эффективности управления государственным имуществом, в том числе унитарными предприятиями и акциями, находящимися в государственной собственности, и составляющими государственный сектор экономики.
Решение указанных задач должно осуществляться в рамках нового закона о приватизации, который расширяет сферу действия законодательства о приватизации и укрепляет положение государства как собственника принадлежащего ему имущества, в том числе декларируя право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований бессрочно осуществлять права собственника в отношении принадлежащего им имущества.
Приоритеты государственной политики в сфере приватизации государственного и муниципального имущества заключаются в следующем.
Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства приобретателей (покупателей) государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Вместе с тем назрела необходимость внедрения целого ряда принципиально новых подходов, применение которых должно привести к качественному повышению эффективности решения задач приватизации.
Важнейшим элементом приватизационного процесса должно стать его стратегическое планирование, осуществляемое по тем же принципам, что и планирование федерального бюджета на соответствующий год. Процесс подготовки прогнозного плана (программы) приватизации имущества должен включать в себя пообъектную оценку целесообразности приватизации, подтверждаемой детальным финансово - экономическим обоснованием для каждого из объектов, который предполагается включить в план.
Повышению эффективности реализации прогнозного плана (программы) приватизации должно способствовать существенное расширение инструментария приватизации. Наряду с такими традиционными способами приватизации как аукцион и конкурс, наиболее эффективными для приватизации при наличии спроса, необходимо внедрять в практику дополнительные механизмы, делающие возможной продажу имущества, ликвидность которого невелика. Необходимо открыть доступ к приватизации предприятий этой группы среднему и малому бизнесу. Одновременно нужно сохранить имеющийся положительный опыт предпродажной подготовки наиболее значимых приватизационных проектов с привлечением финансовых и юридических консультантов, аудиторов, оценщиков и иных экспертов.
Необходимо законодательное решение вопроса о правах акционерных обществ, созданных и создаваемых в процессе приватизации, на ранее предоставленные им земельные участки. Создание единого имущественного комплекса, состоящего из предприятия и ранее предоставленного ему земельного участка, позволит значительно повысить капитализацию предприятия, что должно привести к росту его инвестиционной привлекательности. Для этого необходимо внедрить в практику включение земельных участков в уставный капитал государственных и муниципальных унитарных предприятий при их преобразовании в процессе приватизации, а также создать условия для продажи участков созданным при приватизации акционерным обществам по нормативной цене либо путем внесения в их уставные капиталы в качестве вклада государства.
Для повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и государственных учреждений требуется совершенствование системы взаимоотношений с руководителями государственных унитарных предприятий, а также усиление контроля над их деятельностью.
Предстоит осуществить комплекс мер по повышению квалификации государственных служащих, являющихся представителями государства в акционерных обществах, повысить ответственность представителей государства через принятие соответствующих нормативных правовых актов. Будет сформирован институт профессиональных государственных представителей, для которых деятельность по представлению государства в органах управления акционерных обществ будет являться основной. Будет решена проблема финансирования деятельности по управлению акциями, находящимися в федеральной собственности.
Важным направлением является мониторинг, анализ и планирование финансово - хозяйственной деятельности акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находятся в федеральной собственности. Необходимо принять единую методику, обеспечить отраслевые министерства автоматизированными средствами комплексного анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятий.
Такой мониторинг позволит осуществлять проведение сводного, отраслевого и регионального анализа деятельности акционерных обществ с государственным участием, анализа эффективности функционирования акционерных обществ, определение планируемого объема дивидендов, перечисляемых в федеральный бюджет, а также осуществлять другие необходимые расчеты для обеспечения принятия качественных решений представителями государства в органах управления акционерных обществ.