3. Обновление законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений для его соответствия потребностям общества и государства
3. Обновление законодательства Российской
Федерации в области обеспечения единства измерений
для его соответствия потребностям общества и государства
Совершенствование нормативно-правовой базы в соответствии с приоритетами развития национальной экономики предполагает внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики, расширение механизмов саморегулирования.
Результатом выполнения задач в области совершенствования нормативно-правовой базы должно стать создание совокупности законодательных актов, предусматривающих беспрепятственное развитие системы обеспечения единства измерений, необходимое для инновационного пути развития национальной экономики, повышения качества жизни граждан и степени удовлетворенности уровнем обеспечения единства измерений, эффективности выполнения всех видов услуг в области обеспечения единства измерений.
Для этого требуются:
ведение постоянной работы по совершенствованию нормативно-правовой и нормативно-методической базы, направленной на превентивное устранение метрологических барьеров в ходе реализации федеральных целевых программ и внедрения новых видов регулирования в различных отраслях экономики, снижение времени и затрат на оказание услуг, создание механизмов оценки потребностей общества в измерениях и внесение соответствующих изменений в нормативно-правовую и нормативно-методическую базу в области обеспечения единства измерений;
разработка программы корректировки действующих и разработка новых нормативных правовых и нормативных методических документов в области обеспечения единства измерений;
создание механизмов оценки эффективности действия нормативных правовых и нормативных методических документов;
создание концепции разработки и принятия нормативных правовых и нормативных методических документов в области обеспечения единства измерений.
К задаче по совершенствованию Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" относится обоснованное определение сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, предусматривающее, с одной стороны, защиту граждан и общества от недостоверных результатов измерений, обеспечение обороноспособности и безопасности государства, с другой стороны, стимулирующее расширение саморегулируемой добровольной сферы обеспечения единства измерений.
В рамках совершенствования нормативно-правового регулирования в области обеспечения единства измерений целесообразно сформировать систему метрологических требований и методов подтверждения соответствия в отношении фасованных товаров в упаковках различного типа и технических устройств и систем, не относящихся к средствам измерений, испытаний и контроля, но нуждающихся в метрологическом обеспечении.
В настоящее время активно ведется работа по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ и оказания услуг в сфере обеспечения единства измерений. К данной работе привлекаются технические эксперты - сотрудники государственных научных метрологических институтов. Для участия в работе аттестационных комиссий при аттестации технических экспертов также привлекаются сотрудники государственных научных метрологических институтов.
Совместное развитие законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений и аккредитации может существенно способствовать развитию добровольной сферы обеспечения единства измерений, в частности развитию калибровочных работ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие калибровку средств измерений, могут быть в добровольном порядке аккредитованы на право проведения калибровочных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Для расширения калибровочных работ необходимо создание национальной системы калибровки по аналогии, например, с германской системой калибровки, в которой вопросы аккредитации решаются органом по аккредитации, а вопросы метрологической прослеживаемости, международного признания и метрологической компетентности - органом по метрологии.
Национальный стандарт как документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, является эффективным инструментом распространения метрологических требований на деятельность, не относящуюся к сфере государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (например, калибровка).
В национальных стандартах, в которых изложены требования к средствам измерений, может содержаться информация о необходимости их калибровки, что приведет к распространению этого вида метрологической деятельности.
Опубликование стандартов, содержащих наиболее эффективные методики поверки, методики (методы) измерений, будет способствовать повышению качества поверочных работ и снижению их стоимости.