IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
IV. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
В 2010 году объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в Российской Федерации достиг 523,4 млрд. рублей, что составляет 1,16 процента валового внутреннего продукта против соответственно 1,7 процента в Китае, 2,33 процента в среднем по странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития, 2,79 процента в США и 3,33 процента в Японии.
В Стратегии приняты ориентиры выхода к 2020 году на значение объема внутренних затрат на научные исследования и разработки до 3 процентов валового внутреннего продукта, при этом доля расходов федерального бюджета в этой сфере будет составлять не менее 1,3 процента валового внутреннего продукта при уровне 2011 года около 0,9 процента.
Одновременно в рамках Стратегии ставится задача преодолеть характерную для последнего времени тенденцию сохранения (а в некоторые годы повышения) доли бюджета в расходах на исследования и разработки.
В то же время одно лишь увеличение финансирования российской науки не способно гарантировать повышение ее эффективности и конкурентоспособности, а также выполнение задач по поддержке технологической модернизации российской экономики. Необходимо сочетание мер финансового характера с системными мерами, обеспечивающими рациональное реформирование и развитие сектора исследований и разработок.
Формирование перспективного научно-технологического задела является необходимым условием обеспечения модернизации и ускоренного технологического развития отраслей экономики. При отсутствии системной поддержки становится значительной вероятность развития событий по негативному сценарию, который характеризуется консервацией нынешнего состояния в государственном секторе исследований и разработок, сохранением на низком уровне эффективности использования фундаментального научно-технологического задела в прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работах, а также нарастанием разрыва между спросом на инновации со стороны отраслей экономики и их предложением со стороны отечественного сектора исследований и разработок.