XIII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы на 2014 - 2020 годы
Создается и развивается система директивного формирования тематик, координации и планирования исследований, основанная на анализе потребностей министерств, ведомств, компаний с государственным участием, отраслевых объединений и представителей бизнеса с учетом формирования общей системы технологического прогнозирования.
Для создания системы директивного формирования тематик осуществляется организация межведомственной координации, предусматривающая со стороны министерств, ведомств, компаний с государственным участием, отраслевых объединений и технологических платформ формирование потребностей в исследованиях и разработках, направленных как на модернизацию производства и решение текущих проблем, так и на создание качественно новых технологий и продуктов (перспективных). Создается специальный механизм анализа предложений и формирования тематик и программ исследований на основе вышеупомянутых потребностей, а также результатов системы фундаментальных исследований.
С развитием Программы на 2014 - 2020 годы инструменты директивного формирования тематик также развиваются, к 2017 году планируется перейти на финансирование исследований, выполняемых преимущественно в рамках комплексных программ исследований по приоритетным направлениям.
Комплексные программы исследований являются инструментом, применяемым в рамках системы директивного формирования тематик, и объединяют исследования, направленные на достижение определенной цели (решение определенных научно-технических проблем), или исследования, проводимые в определенной научной области. Комплексная программа исследований представляет собой разрабатываемый в рамках Программы на 2014 - 2020 годы в соответствии с утвержденными приоритетами взаимоувязанный по содержанию и срокам исполнения план проведения исследований, включающий информацию о тематиках исследований, основных показателях научно-технических результатов, ориентировочных объемах финансирования.
Введение комплексных программ исследований позволит повысить результативность решения сложных научно-технических проблем, освоения научных областей и эффективность расходования бюджетных средств.
Внебюджетное софинансирование работ обеспечивают заинтересованные организации - потенциальные потребители результатов выполнения работ по созданию научно-технологического задела, привлекаемые также к контролю выполнения исследований и приемке их результатов. Тем самым получает дальнейшее развитие механизм государственно-частного партнерства - один из важнейших инструментов стимулирования инновационного потенциала российской экономики.
Достижение целей Программы на 2014 - 2020 годы обеспечивается развитием существующих и использованием качественно новых механизмов и инструментов для эффективного выполнения мероприятий.
В рамках мероприятий Программы на 2014 - 2020 годы предусматривается проведение исследований по направлениям создания научно-технологического задела, прикладных исследований, направленных на создание опережающего научно-технологического задела для развития отраслей экономики, прикладных исследований, направленных на решение комплексных научно-технических задач комплексных программ прикладных проблемно ориентированных исследований.
В процессе формирования тематик исследований предполагается участие внешних субъектов, в том числе потенциальных потребителей результатов. Должны быть системно учтены существующие и перспективные планы и программы исследований, в том числе программы инновационного развития компаний с государственным участием, стратегические программы исследований технологических платформ, Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 2237-р, Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р.
Вводятся новые инструменты, предназначенные для решения наиболее сложных научно-технических задач, повышения эффективности выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, создания условий для реальной творческой конкуренции:
двухэтапные конкурсы (конкурсы эскизов);
многоэтапные работы - группа научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, направленных на решение общей научно-технической задачи и выполняемых в несколько этапов, при этом после завершения каждого из этапов заказчиком отбираются лучшие работы или работы, по которым получен положительный результат и с исполнителями которых заключается новый контракт на продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ;
комплексный проект - научно-исследовательская и опытно-конструкторская (опытно-технологическая) работа, характеризуемая высокой сложностью решаемых научно-технических задач, головной исполнитель (разработчик) комплексного проекта самостоятельно осуществляет планирование и управление выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, в том числе имеет право привлекать к выполнению работ большое количество организаций-соисполнителей.
Вводится возможность выполнения научно-исследовательских работ научными коллективами на конкурсной основе. При этом в ходе конкурсных процедур в качестве значимых критериев оценивается квалификация и опыт выполнения работ научного коллектива. При выполнении работ вводятся ограничения на направления и порядок расходования бюджетных средств, обеспечивающие соблюдение интересов научного коллектива.
Планируется осуществление инвестиций в развитие материально-технической базы ведущих научных организаций, осуществляющих исследования и разработки, в том числе в техническое перевооружение этих организаций.
Реализация группы мероприятий, сформированных по принципу обеспечения рационального масштаба объектов управления и их состава и позволяющих максимально эффективно управлять объектами в отдельности и Программой на 2014 - 2020 годы в целом, способствует решению следующих задач:
проведение исследований, направленных на формирование опережающего научно-технологического задела;
интенсификация международного сотрудничества;
развитие инфраструктуры сектора исследований и разработок;
обеспечение материально-технической базы исследований и разработок;
управление реализацией Программы на 2014 - 2020 годы.
Структурообразующими функциональными элементами Программы на 2014 - 2020 годы являются блоки 1 - 5.
Блок 1 включает в себя следующие группы мероприятий:
Группа мероприятий 1.1. "Проведение исследований, направленных на формирование системы научно-технических приоритетов и прогнозирование развития научно-технической сферы".
В рамках группы мероприятий выполняются научно-исследовательские работы по следующим основным направлениям:
научно-технологическое прогнозирование, оценка соответствия состояния и результатов отечественных поисковых и прикладных исследований мировому уровню, определение научно-технических приоритетов;
проведение исследований, направленных на обеспечение реализации государственной политики в сфере исследований и разработок.
Группа мероприятий 1.2. "Проведение исследований по направлениям создания научно-технологического задела".
В рамках указанной группы мероприятий предусматривается проведение научных исследований, направленных на увеличение объема знаний по отдельным научно-техническим проблемам, междисциплинарных исследований, исследований с возможностью последующих множественных прикладных приложений в различных секторах экономики, уникальных высокорисковых исследований, в перспективе определяющих принципиально новые возможности для развития экономики.
Группа мероприятий 1.3. "Проведение прикладных исследований, направленных на создание опережающего научно-технологического задела для развития отраслей экономики".
Финансируемые прикладные проблемно ориентированные исследования выполняются с учетом результатов исследований, направленных на формирование системы научно-технологических приоритетов, и прогнозирования развития научно-технологической сферы. Указанные прикладные проблемно ориентированные исследования ограничиваются докоммерческой стадией - разработкой и испытаниями демонстрационных или экспериментальных образцов продукции (материалы, изделия, оборудование), разработкой рекомендаций по созданию технических нововведений.
Группа мероприятий 1.4. "Проведение прикладных исследований, направленных на решение комплексных научно-технических задач".
В рамках реализации мероприятий блока 2 будет обеспечиваться вовлечение страны в международное научное сотрудничество за счет выполнения исследований совместно с зарубежными научно-исследовательскими и образовательными организациями, преимущественно в соответствии со сформулированными приоритетами, а также за счет организации и участия в крупных международных научных мероприятиях (выставки, конференции, конгрессы и другие мероприятия) в Российской Федерации и за рубежом.
Блок 3 включает в себя следующие группы мероприятий:
Группа мероприятий 3.1. "Обеспечение развития материально-технической инфраструктуры".
Реализация указанной группы мероприятий направлена на развитие и обеспечение эффективного функционирования сети уникальных научных установок (включая обсерватории, коллекции, биоресурсные центры, ботанические сады и др.) и центров коллективного пользования научным оборудованием, в том числе за счет решения задач интеграции в международную систему исследований и разработок.
Группа мероприятий 3.2. "Обеспечение развития информационной инфраструктуры".
В рамках группы мероприятий осуществляется поддержка и развитие информационно-аналитических систем в сфере научно-технической деятельности (в том числе обеспечивающих учет результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Поддержка информационно-аналитических систем включает в себя обновление программного обеспечения, оборудования, текущей информации и предоставление доступа к информационным ресурсам. Развитие информационно-аналитических систем предполагает модернизацию уже существующих и создание новых информационно-аналитических систем, расширение информационных ресурсов.
Группа мероприятий 3.3. "Обеспечение поддержки и развития форм научных коммуникаций и системы популяризации науки".
Реализация указанной группы мероприятий нацелена на демонстрацию и популяризацию результатов и достижений науки, повышение уровня международного обмена научными знаниями, формирование позитивного образа науки в общественном сознании, а также на развитие системы эффективных коммуникаций научной общественности (в том числе проведение конференций, выставок, семинаров).
В рамках реализации блока 4 осуществляются инвестиции в развитие материально-технической базы вузов и ведущих научных организаций, осуществляющих исследования и разработки, в том числе в их реконструкцию и техническое перевооружение.
Блок 5 включает в себя следующие группы мероприятий:
Группа мероприятий 5.1. "Информационно-аналитическое обеспечение и мониторинг реализации мероприятий Программы на 2014 - 2020 годы".
В рамках реализации группы мероприятий предусматриваются:
информационно-аналитическое обеспечение реализации мероприятий Программы на 2014 - 2020 годы;
мониторинг реализации мероприятий Программы на 2014 - 2020 годы.
Группа мероприятий 5.2. "Организационно-техническое обеспечение мероприятий Программы на 2014 - 2020 годы".
Организационно-техническое обеспечение мероприятий Программы на 2014 - 2020 годы возлагается на дирекцию Программы на 2014 - 2020 годы - организацию в форме федерального государственного бюджетного научного учреждения, подведомственного Министерству образования и науки Российской Федерации.