5. Кадровое обеспечение развития библиотечного дела
По специальности "Библиотековедение" осуществляется обучение в 57 государственных профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (училища, техникумы, колледжи), включая 3 профильные образовательные организации регионального подчинения (Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий", краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Канский библиотечный колледж", бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Омский колледж библиотечно-информационных технологий"). Обучение по направлению подготовки высшего образования - бакалавриата 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность" в настоящее время осуществляется в 48 организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе в 17 институтах культуры (13 из них являются подведомственными Министерству культуры Российской Федерации). Обучение по направлению подготовки высшего образования - магистратуры 51.04.06 "Библиотечно-информационная деятельность" осуществляется в 15 организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (12 из них являются подведомственными Министерству культуры Российской Федерации).
Возрастание роли библиотек в решении экономических, социальных и культурных задач развития страны предполагает обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, мотивированными на результат и развитие.
Последовательное развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий и внедрение их в практику работы библиотек неизбежно повлечет замену части традиционных форм работы библиотекаря автоматизированными и роботизированными системами (в том числе с использованием искусственного интеллекта). Это предполагает, с одной стороны, расширение спектра профессий, необходимых для обеспечения жизнедеятельности библиотеки в условиях цифровой экономики, с другой - приоритетное развитие общекультурной, творческой, коммуникативной составляющей библиотечной профессии и, как следствие, усиление гуманитарной подготовки и переподготовки библиотечных специалистов, работающих непосредственно с пользователями. Это особенно актуально для библиотекарей, обслуживающих детей.
В настоящее время существует определенный разрыв между требованиями интенсивно меняющейся библиотечной практики, развитием новых услуг и форм обслуживания пользователей и имеющимися профессиональными компетенциями сотрудников библиотек.
Это во многом обусловлено отсутствием четко скоординированной преемственности базового образования с системой профильной переподготовки и повышения квалификации, недостаточной работой по выстраиванию карьерной навигации учащихся в направлении библиотечных профессий. В результате наблюдается недостаточный приток молодежи и общее старение кадрового состава.
Одновременно заметна тенденция активизации добровольчества (волонтерства) в деятельности библиотек, что отражает общий развивающийся тренд взаимодействия общественности и государственных организаций, имеющий хорошие перспективы.
Реализация указанного направления предусматривает:
создание системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности в библиотечной сфере на среднесрочную перспективу на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
актуализацию нормативно-правовой базы в соответствии с текущими и перспективными задачами отраслевой кадровой политики (в том числе для формализации деятельности волонтеров в библиотеке);
формирование единого механизма государственного заказа на обучение (среднее профессиональное и высшее образование по направлениям подготовки высшего образования - бакалавриата и магистратуры "Библиотечно-информационная деятельность"), профессиональную переподготовку и регулярное повышение квалификации сотрудников по ключевым направлениям модернизации отрасли;
развитие на базе федеральных и региональных библиотек практико-ориентированного обучения по дополнительным профессиональным программам и переподготовке профильных специалистов, с акцентированием внимания на подготовке кадров, осуществляющих свою деятельность в отдаленных и малонаселенных территориях, работающих с детьми, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
развитие состязательности в библиотечном деле с созданием условий для освоения и трансляции лучших отечественных и зарубежных профессиональных практик, распространением передового опыта и технологий в библиотечной сфере (в том числе по формированию и деятельности управленческих, проектных команд), а также с повышением профессионального мастерства и внедрением стандартов обслуживания;
межведомственный мониторинг реализации программ высшего библиотечного образования;
межведомственную координацию государственного заказа на подготовку по ступеням бакалавриата и магистратуры;
развитие общественно-государственных профессиональных центров сертификации библиотечных специалистов;
формирование регламентирующей и методической базы для определения объема и границ формализации отношений библиотеки и добровольцев (волонтеров) при обязательности разграничения функциональных обязанностей между штатным персоналом и волонтерами;
привлечение к работе в библиотеке специалистов из других сфер деятельности, обладающих актуальными компетенциями, с обязательной их последующей адаптацией к особенностям работы современной библиотеки;
содействие повышению престижа библиотечной профессии и имиджа библиотек как места работы, а также привлечению к занятию библиотечным делом социально активных молодых специалистов разного профиля.
Механизмами решения основных задач Стратегии в части кадрового обеспечения библиотечного дела являются:
повышение квалификации и профессиональная переподготовка специализированных кадров;
разработка методологии и создание системы мониторинга и прогнозирования кадровой потребности в библиотечной сфере на среднесрочную перспективу на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
формирование нормативно-правовой базы (утверждение профессиональных стандартов специалистов библиотечно-информационной деятельности) с учетом усиливающейся полифункциональности видов деятельности современных библиотек;
расширение целевого обучения специалистов по направлению подготовки высшего образования - магистратуры "Библиотечно-информационная деятельность";
разработка комплекса мер по привлечению в профессию молодых специалистов с трудоустройством их в библиотеки;
формирование системы подготовки квалифицированных кадров реставраторов и хранителей фондов, специалистов в области цифровой грамотности населения;
разработка методик и форматов профессиональной ориентации (карьерной навигации) старшеклассников на библиотечно-информационную деятельность в контексте выстраивания их будущей карьерной траектории.