VI. Риски для реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года
При подготовке и реализации настоящей Стратегии Правительство Российской Федерации и Банк России учитывают внутренние, внешние факторы и риски, которые могут оказать существенное влияние на развитие российской экономики и финансового рынка. Правительство Российской Федерации и Банк России проводят постоянный мониторинг возможных рисков и принимают меры для предотвращения их реализации.
На горизонте реализации настоящей Стратегии можно выделить следующие группы внутренних и внешних рисков.
Внешние риски являются наиболее значимыми, к ним относится возможное усиление санкционного давления. Влияние санкционного давления на российскую экономику и финансовый рынок будет зависеть от характера потенциальных санкций на организации или сегменты рынка. При этом на финансовый рынок оказывают влияние не только прямые санкции в отношении финансовых организаций или инфраструктуры, но и санкции в отношении российских нефинансовых организаций, которые обслуживаются в финансовых организациях. Санкционные риски приводят в том числе к сложностям в проведении трансграничных платежей, дальнейшему сокращению источников внешнего фондирования, потере части доходов и сокращению числа иностранных клиентов. Также могут возникнуть сложности с импортозамещением оборудования и технологий, что может негативно повлиять на темпы развития цифровизации финансового рынка. Для ограничения негативных эффектов от реализации указанных рисков российские финансовые организации должны заранее просчитывать возможные меры реагирования. Регуляторы со своей стороны готовы оперативно принимать меры поддержки. Кроме того, возможны риски более медленной переориентации внешнеторговых и финансовых отношений Российской Федерации на дружественные страны из-за их опасения вторичных санкций. Для снижения такого риска в перспективе необходим переход на каналы и формы расчетов и иное взаимодействие, независимые от недружественных юрисдикций.
Источником внешних рисков также является ухудшение ситуации в глобальной экономике из-за накопленных дисбалансов. В случае ухудшения экономической ситуации в мире это отразится на странах - торговых партнерах, и может оказать негативное влияние на внешний спрос на товары российского экспорта. Это, в свою очередь, приведет к сокращению доходов и ресурсов, необходимых для модернизации экономики. В этом случае для трансформации российской экономики может потребоваться более длительное время.
К значимым внутренним рискам относится риск более медленной, чем ожидается, адаптации российской экономики и финансового сектора к санкциям в силу различных факторов. В этом случае для восстановления и развития экономики и финансового сектора могут потребоваться более существенные ресурсы. В то же время в силу более медленного восстановления устойчивости и развития финансовый рынок не сможет стать в полной мере источником долгосрочного финансирования экономики. Более медленное восстановление финансового рынка, в свою очередь, может привести к снижению доверия к нему граждан, что станет барьером для его развития, нормального выполнения функций по формированию долгосрочных сбережений и трансформации их в инвестиции.
В число внутренних рисков также входит возможное нарушение рыночных механизмов и принципа конкурентного нейтралитета при оказании мер масштабной поддержки и проведении государственной политики. Это может привести к снижению эффективности экономики и финансового рынка, снижению скорости ее адаптации к внешним факторам.
Еще одним внутренним риском является ускорение инфляции и угрозы для финансовой стабильности в случае попытки чрезмерно быстрого наращивания кредитования и иного финансирования со стороны государства и финансового рынка без учета влияния на устойчивость финансовых организаций, бюджетных финансов, а также динамику инфляции. Это может привести к дестабилизации ситуации в экономике на финансовом рынке с разрушительными последствиями.
Для успешной реализации настоящей Стратегии необходимо четкое межведомственное взаимодействие, принятие необходимых запланированных мер и правовых изменений, их ресурсное обеспечение. Несвоевременное исполнение или недостаточное финансирование намеченных мероприятий несет в себе риски более медленной реализации настоящей Стратегии, и, как следствие, более медленной адаптации, а затем - развития экономики и финансового рынка.
В ответ на внешние риски Правительство Российской Федерации и Банк России заблаговременно прорабатывают необходимые меры реагирования для ограничения негативных эффектов. Для нивелирования внутренних рисков прежде всего важны последовательная макроэкономическая и экономическая политика, реализация запланированных мер без создания чрезмерной нагрузки на бюджет и финансовый рынок, соблюдение рыночных принципов.