II. Основные тенденции развития российского финансового рынка в предыдущие годы
В 2022 году российская экономика и финансовый рынок столкнулись с реализацией беспрецедентных геополитических рисков (широкомасштабное наложение санкций, блокировка иностранных активов российских резидентов, отказ контрагентов из недружественных юрисдикций проводить операции и расчеты). При этом значимая часть санкций направлена либо непосредственно на российский финансовый сектор, либо может иметь вторичные эффекты через влияние на клиентов финансовых организаций. Вместе с тем российский финансовый рынок показал свою устойчивость к внешним шокам и способность преодолевать кризисные явления даже еще более острые, чем те, с которыми российская экономика сталкивалась в период с 2014 по 2015 год и в 2020 году, а также в острую фазу пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Сведения о состоянии российского финансового рынка в период с 2010 по 2021 год приведены в приложении N 1.
В 2022 году ситуация была в кратчайшие сроки стабилизирована, в том числе благодаря как оперативным мерам, своевременно принятым Правительством Российской Федерации и Банком России, так и той работе, которая последовательно проводилась в предыдущие годы по развитию российского финансового рынка, повышению устойчивости финансовых организаций и укреплению финансовой стабильности российской экономики, выстраиванию национальной независимой платежной инфраструктуры и цифровизации финансового рынка, совершенствованию инструментария регуляторов, а также подходов к проведению макроэкономической политики в целом.
Несмотря на то, что на фоне санкций российский финансовый рынок столкнулся с заметными сложностями и вопросами, ряд из которых еще предстоит решить, санкции не могут нивелировать те позитивные изменения, которые произошли в предыдущие годы на финансовом рынке.
С точки зрения произошедшего изменения внутренних условий, которые имеют значимое влияние на развитие финансового рынка, важен переход Российской Федерации к режиму плавающего валютного курса и таргетирования инфляции, последовательной политике по поддержанию финансовой стабильности, а также подходу на основе бюджетных правил в фискальной сфере. Стабильно низкая инфляция вблизи целевого уровня, системная финансовая стабильность и устойчивость государственных финансов вносят вклад в создание внутренней благоприятной экономической среды, способствуют снижению неопределенности экономической деятельности, что критически важно для формирования сбережений и трансформации их в инвестиции с помощью инструментов финансового рынка. При этом в условиях введенного контроля движения капитала валютный курс во многом определяется соотношением экспорта и импорта товаров и услуг, оставаясь плавающим.
Наделение Банка России функциями мегарегулятора позволило проводить последовательную скоординированную политику по повышению устойчивости финансового сектора, укреплению финансовой стабильности и укреплению доверия к финансовому рынку. Этому способствовали поэтапная настройка Банком России регулирования финансового рынка, а также вывод с рынка недобросовестных и слабых игроков, борьба с иными незаконными практиками.
Работа Банка России по повышению устойчивости финансового рынка также включала и иные меры, в частности создание и развитие механизма финансового оздоровления кредитных организаций, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Фонда консолидации банковского сектора, Фонда консолидации страхового сектора и Фонда консолидации пенсионного сектора. Кроме того, Банк России активно развивал пропорциональное банковское регулирование, направленное в том числе на выравнивание конкурентных условий и создание оптимального регулятивного режима для небольших банков, поведенческое регулирование и поведенческий надзор, нацеленные прежде всего на сферу взаимодействия финансовых посредников с их клиентами.
Несмотря на то, что число финансовых организаций на российском рынке сократилось, расширились спектр и объем предоставляемых финансовым рынком продуктов и услуг гражданам и бизнесу. Устойчивость финансовых организаций существенно повысилась. Накопленные финансовыми организациями запасы капитала позволили им осуществлять бесперебойную деятельность, предоставлять все необходимые финансовые продукты и услуги, оказывать поддержку экономике как во время кризиса 2020 года в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), так и в условиях санкций в 2022 году.
Устойчивости и бесперебойной деятельности финансовых организаций способствуют и своевременные меры государственной поддержки в самые острые фазы кризиса. Так, временно введенные регуляторные послабления, предоставление ликвидности Банком России, а также меры поддержки, предпринимаемые Правительством Российской Федерации, в том числе расширение льготных программ кредитования, способствовали сохранению бесперебойности кредитования российской экономики.
В предыдущие годы в Российской Федерации постепенно происходило изменение структуры финансового посредничества в пользу усиления роли рынка капитала, в первую очередь рынка облигаций. Росту рынка облигаций способствовали сокращение административных, стоимостных и временных издержек эмитентов на выпуск облигаций, развитие биржевой и учетной инфраструктуры, институтов внешней оценки рисков, в том числе создание национальной рейтинговой индустрии. Рынок капитала стал одним из тех сегментов финансового рынка, который в значительной мере ощутил на себе негативное влияние санкций в 2022 году. Это отразилось в снижении его основных показателей, а также активности инвесторов и эмитентов. Данному сегменту рынка еще предстоит восстановиться, чтобы затем перейти к росту.
При этом в условиях повышения роли рынка капитала в предыдущие годы наблюдался массовый приход на него граждан в качестве розничных инвесторов. Число розничных инвесторов стало исчисляться миллионами, а средства на брокерском обслуживании, в доверительном управлении и по индивидуальным инвестиционным счетам - триллионами рублей. Резко возросшая волатильность и риски, а также блокировка активов недружественными юрисдикциями отражаются на доверии розничных инвесторов к рынку ценных бумаг. Поэтому в настоящее время важно восстановить и сохранить доверие граждан к рынку капитала, чему в том числе будет способствовать решение проблемы заблокированных активов.
Начиная с 2011 года в Российской Федерации закладывались основы для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет создания широкой линейки финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
Банком России и Правительством Российской Федерации успешно осуществлялась деятельность, касающаяся решения задачи по повышению охвата и качества финансового образования и информирования населения по вопросам финансовой грамотности, обеспечению необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества, а также решения задачи по разработке механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка.
Развитие национальной платежной инфраструктуры, независимой от иностранных провайдеров, в том числе Национальной системы платежных карт, системы передачи финансовых сообщений Банка России, сыграло критически важную роль в острый период введения санкций и отключения Российской Федерации от глобальной инфраструктуры. Наличие работоспособной и независимой национальной инфраструктуры позволило обеспечить бесперебойность платежей и расчетов, в том числе работу на территории Российской Федерации карт международных платежных систем, прекративших свою деятельность в Российской Федерации.
Быстрое развитие цифровых технологий существенно изменило традиционные подходы к оказанию финансовых услуг. В настоящее время многие клиенты финансовых организаций в Российской Федерации могут совершить большинство финансовых операций онлайн круглосуточно с помощью мобильных приложений. Развитие подобных решений, позволяющих получить финансовые услуги "в один клик", без географической привязки к отделениям организаций, привело к упрощению процесса перехода между поставщиками услуг. Как следствие, конкуренция финансовых организаций стала развиваться не на рынках отдельных продуктов и услуг, а за лояльность клиента к бренду в целом, чтобы он как можно дольше оставался активным клиентом финансовой организации.
Активное проникновение и адаптация к нуждам потребителей дистанционных каналов и облегченных форматов доступа к финансовым услугам, а также развитие платежной инфраструктуры одновременно с расширением охвата информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" явились важным катализатором повышения доступности финансовых услуг для социально значимых групп потребителей, в том числе сельского населения и жителей отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территорий, людей с инвалидностью, пожилых людей и иных маломобильных групп граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства. Цифровая трансформация также расширила возможности использования небанковских инструментов финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Перевод финансовых сервисов в цифровой вид также привел к росту объема и роли данных, получаемых поставщиками в процессе оказания финансовых услуг. В этом контексте одним из главных ресурсов организаций стали данные, позволяющие им лучше анализировать потребности своих клиентов и создавать персонализированные предложения. Важным источником создания стоимости становится высокоскоростная обработка большого объема данных, поскольку транзакции происходят в режиме реального времени и зачастую одновременно. Поэтому многие поставщики финансовых услуг начали внедрять технологии искусственного интеллекта, чтобы персонализировать продукты, прогнозировать тренды, выявлять мошеннические действия и эффективно принимать решения. В целях развития цифровизации предоставления услуг финансовые организации заключают партнерские соглашения с финтех-компаниями или приобретают их, встраивая их инновационные решения в свои сервисы.
На финансовый рынок в Российской Федерации, как и на мировой рынок, активно выходят крупнейшие технологические компании, имеющие широкую клиентскую базу и обладающие разнообразными данными о пользователях. Экспансия нефинансовых организаций осуществляется преимущественно по двум направлениям - с одной стороны, их цифровые платформы используются для продажи услуг (банковских, брокерских, страховых и других) традиционными финансовыми организациями, с другой стороны, сами нефинансовые организации начинают предлагать финансовые услуги, сопутствующие их видам деятельности.
Стремясь максимально удовлетворить разнообразные потребности клиентов, и банки, и крупнейшие технологические компании развивают свои экосистемы, включающие финансовые и нефинансовые направления. Причем если глобальным трендом является развитие таких экосистем преимущественно на базе крупнейших технологических компаний, то в Российской Федерации активную роль в формировании экосистем играют как крупнейшие технологические компании, так и банки. Активное расширение масштаба их деятельности требует выработки подходов к их регулированию, которые позволят, с одной стороны, российским экосистемам развиваться, выдерживая конкуренцию со стороны глобальных игроков, и предоставлять клиентам удобные для них комплексные персонализированные продукты и сервисы, а с другой - ограничить риски монополизации финансового рынка в ущерб интересам широкого круга потребителей и поставщиков финансовых услуг.
Обратной стороной активного технологического развития и цифровизации бизнес-процессов, глобального роста объема обрабатываемых финансовыми организациями данных пользователей финансовых услуг является рост киберпреступности и кибермошенничества, что порождает встречный тренд в виде развития технологий борьбы с такого рода преступлениями и соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации и правоприменении.
Цифровизация российского финансового рынка способствует росту производительности труда, но дополнительно усиливает значимость эффекта масштаба деятельности, учитывая повышение роли доступа к данным и способности нести затраты на их анализ и обработку с помощью современных технологий. Поэтому возникают предпосылки для усиления позиций крупных финансовых организаций на рынке.
В этом контексте для формирования конкурентных условий на российском финансовом рынке Правительство Российской Федерации и Банк России предпринимают меры по созданию правовых основ, равноудаленной инфраструктуры и безбарьерного доступа к данным и инфраструктурам всех финансовых организаций независимо от масштаба их деятельности, а также по повышению требований к защите данных потребителей финансовых услуг. В частности, в рамках работы в указанном направлении созданы и развиваются единая биометрическая система, цифровой профиль, система быстрых платежей и маркетплейсы.
При этом необходимо обеспечение финансового и технологического суверенитета Российской Федерации, особенно в условиях действия геополитических факторов, что требует продолжения работы над созданием автономных подсистем, инфраструктуры российского финансового рынка.
В условиях введения санкций и недружественных действий ряда стран в 2022 году уже происходит переориентация внешнеэкономических отношений России на дружественные страны. Со многими из них растет внешнеторговый оборот и расширяется использование российского рубля и национальных валют в межгосударственных расчетах. На этом фоне на российском внутреннем валютном рынке существенно возросли обороты торгов валютами дружественных стран, а также запускаются торги новыми валютными парами.
Внешняя экономическая и геополитическая ситуация оставалась и в дальнейшем будет оставаться источником рисков. Это связано с обострением напряженности отношений на международном уровне, а также с ростом числа уязвимостей в глобальной экономике и на мировых финансовых рынках в условиях накопления долговых проблем, ускорения инфляции и последствий нормализации денежно-кредитной политики в условиях неустойчивого экономического роста. Правительство Российской Федерации и Банк России будут учитывать эти факторы и геополитические риски при разработке и реализации макроэкономической политики, а также политики по развитию и обеспечению устойчивости российского финансового рынка.