1. Сырьевая обеспеченность
Запасы железных руд достаточны для удовлетворения внутреннего спроса и обеспечения экспортных поставок на период реализации Стратегии.
Географическая структура расположения запасов железных руд диспропорциональна. Две трети объема добычи обеспечивают месторождения Курской магнитной аномалии (Михайловский горно-обогатительный комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, Стойленский горно-обогатительный комбинат, Яковлевский рудник, общество с ограниченной ответственностью "КМА-руда").
В связи с этим металлургические комбинаты, расположенные на Урале и в Западной Сибири, импортируют недостающий объем железорудного сырья.
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "КМА-руда" запланировало комплексное развитие главного сырьевого актива - залежей железорудных кварцитов Коробковского месторождения. Инвестиционная программа предусматривает вложение 58,2 млрд. рублей и создание 2,3 тыс. рабочих мест. Так, к 2028 году планируется нарастить объемы добычи руды с 4,8 до 12 млн. тонн в год и увеличить производство концентрата до 3,5 млн. тонн в год, окатышей - до 2 млн. тонн в год.
Учитывая профицитный баланс рынка, а также отсутствие металлургических комбинатов, расположенных рядом с акционерным обществом "Ковдорский горно-обогатительный комбинат", общество с ограниченной ответственностью "ГРК "Быстринское" и общество с ограниченной ответственностью "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат", ежегодно за пределы России вывозится свыше 25 млн. тонн железорудного сырья.
Вместе с тем разработку новых железорудных месторождений целесообразно осуществлять в рамках комплексных проектов по добыче и переработке сырья на территории Российской Федерации.
Марганцевые руды в соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р, относятся к группе дефицитных полезных ископаемых, внутреннее потребление которых обеспечивается вынужденным импортом.
Импорт марганцевых руд в 2021 году составил 1394 тыс. тонн.
Балансовые запасы марганцевых руд в Российской Федерации категорий A + B + C1 составляют 137,5 млн. тонн, категории C2 - 146 млн. тонн, в том числе в распределенном фонде недр находится 44 процента балансовых запасов. К основным месторождениям марганцевых руд относятся такие месторождения, как Усинское, Порожинское, Парнокское и Южно-Хинганское, содержащие 59 процентов запасов марганцевых руд в Российской Федерации.
К крупным месторождениям марганцевых руд относятся лишь Усинское в Кемеровской области (55,5 процента всех балансовых запасов страны) и Порожинское месторождение в Красноярском крае (12,8 процента). Основная доля запасов и прогнозных ресурсов высоких категорий расположена в Уральском (30,4 процента) и Сибирском (63 процента) федеральных округах.
Степень промышленного освоения российской минерально-сырьевой базы марганца низкая, поскольку часть месторождений представлена бедными (15 - 20 процентов марганца) труднообогатимыми (фосфористыми, карбонатными) рудами, переработка которых по традиционным технологиям нерентабельна, что требует выработки мер государственной поддержки, направленных на освоение минерально-сырьевой базы марганца.
Для снижения зависимости от импортируемых марганцевых руд необходимо решить ряд вопросов в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных:
с обогащением бедных марганцевых руд;
с разработкой эффективных технологий выплавки марганцевых ферросплавов из концентратов, получаемых после обогащения марганцевых руд;
с созданием более совершенных методов дефосфорации марганцевых концентратов.
Кроме того, диверсификация импорта марганцевого сырья позволит снизить риски прекращения его поставок.
Хромовые руды в соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. N 2914-р, относятся к группе дефицитных полезных ископаемых, внутреннее потребление которых обеспечивается вынужденным импортом.
Балансовые запасы хромовых руд в Российской Федерации категорий A + B + C1 составляют 18,4 млн. тонн, категории C2 - 33,3 млн. тонн. В том числе в распределенном фонде недр находится 20 процентов балансовых запасов. К основным месторождениям хромовых руд относятся такие месторождения, как Центральное, Сарановское, Западное, Аганозерское и Сопчеозерское, содержащие 94 процента запасов Российской Федерации.
Разработке месторождений хромовых руд препятствует как географическое расположение большинства месторождений на труднодоступных территориях Крайнего Севера, так и низкое содержание оксида хрома в руде. В связи с этим исторически две трети потребностей внутреннего рынка в хроме обеспечиваются за счет импортных поставок (442 тыс. тонн в 2021 году).
Начиная с 2019 года реализуется инвестиционная программа по импортозамещению хромового сырья на базе месторождений, расположенных на Полярном Урале (Ямало-Ненецкий автономный округ) и в Пермском крае.
С учетом роста спроса на хром на внутреннем рынке в перспективе до 2025 года, развитие месторождений хромовых руд позволит достичь доли отечественного хромого сырья на российском рынке в 70 процентов к 2025 году.
В рамках проектов развития российской сырьевой базы для металлургического производства подготавливаются к эксплуатации 2 месторождения ниобия - Томторское в Якутии и Зашихинское в Иркутской области. Ввод в эксплуатацию Зашихинского месторождения планируется в 2026 году, Томторского месторождения - в 2028 году.
Организация добычи ниобия на указанных месторождениях позволит обеспечить производство феррониобия на российских мощностях в объеме 2500 тонн в 2026 году и до 12500 тонн начиная с 2028 года, что позволит удовлетворить текущие и будущие потребности российской металлургии, которая составляла в 2021 году 3000 - 3500 тонн феррониобия (3280 тонн импортировано в 2021 году).
Поскольку свыше 95 процентов феррониобия традиционно импортируется из Бразилии, для нивелирования рисков сокращения поставок прорабатывается в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возможность перехода на использование феррованадия вместо феррониобия в специальных марках стали.
На территории Российской Федерации отсутствует достаточная собственная рудная база для алюминиевой промышленности, поскольку запасы бокситов сильно ограничены (доля России в мировых запасах бокситов составляет менее 2 процентов), а переработка нефелинов экономически малоэффективна. Основные мировые запасы бокситов сосредоточены в Гвинее (24,7 процента), Австралии (20 процентов), Вьетнаме (12,3 процента) и Бразилии (8,7 процента). Рудная база России продолжает истощаться, а перспективные месторождения отсутствуют.
Только 35 процентов российского алюминия производится из российского глинозема, остальные 65 процентов алюминиевых мощностей зависят от импорта. В настоящее время наблюдаются перебои с поставками импортного глинозема ввиду значительных рисков, в том числе из-за проблем с морской логистикой и другими рисками внешнеэкономического характера.
Текущее обеспечение глиноземом осуществляется преимущественно из Китая, однако в перспективе развития алюминиевой отрасли зависимость производства алюминия в Российской Федерации (около 65 процентов) от импортных поставок стала недопустимой. В связи с этим запланированы инвестиционные проекты развития по строительству новых глиноземных мощностей на территории Российской Федерации, поскольку недопустима критическая зависимость от импортного сырья основной части действующих производств и всех перспективных проектов по наращиванию мощностей, предназначенных для выпуска первичного алюминия. На текущий момент для снижения зависимости от импорта глинозема рассматривается проект строительства глиноземного завода в г. Усть-Луге (в связи с развитой портовой инфраструктурой) с оценочным сроком ввода новых мощностей в течение 7 последующих лет.
Недостающие объемы анодов для производства первичного алюминия на текущий момент закупаются в Китае в рамках долгосрочных контрактов. Кроме того планируется совершенствование системы импорта анодов (в том числе посредством увеличения количества поставщиков). В целях снижения зависимости алюминиевой промышленности России в анодах от импорта в ближайшие годы планируется запуск Тайшетской анодной фабрики, после открытия которой потребность алюминиевой промышленности Российской Федерации будет обеспечена внутренним объемом производства анодов на 100 процентов. Реализация такого проекта позволит достичь полной локализации анодного производства, исключить потребление импортной продукции и, как следствие, сократить зависимость от внешних поставщиков.
Производство цинка в России находится на недостаточном уровне, при этом в Бурятии расположено месторождение Озерное, являющееся одним из крупнейших месторождений цинка. Освоение этого месторождения, а также планируемое строительство цинковых заводов в Бурятии и Челябинской области (г. Верхний Уфалей) суммарной годовой мощностью около 200 тыс. тонн цинка позволит полностью отказаться от импорта цинка.
Балансовые запасы титана в Российской Федерации категорий A + B + C1 составляют 257 млн. тонн диоксида титана, категории C2 - 349 млн. тонн диоксида титана, в том числе в распределенном фонде недр находится 33 процента балансовых запасов.
В перспективе возможна разработка таких месторождений титанового сырья, как Ловозерское, Туганское, Пижемское, Большой Сэйим, Медведевское, Самсоновское, Центральное, Юго-Восточная Гремяха и Бешпагирское.
В целях обеспечения стабильности поставок титановой продукции для стратегических отраслей России необходимо провести ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для разработки технологии обогащения, позволяющих вовлечь в хозяйственный оборот российские сложнокомпонентные титансодержащие руды.
В России производится недостаточное количество (около 1 процента мирового производства) концентратов молибдена. Часть сырья приходится ввозить из стран дальнего зарубежья. Производство вольфрама металлического находится на уровне до 200 тонн, сплавов на основе вольфрама - до 1000 тонн в год. Вместе с тем импортируется значительное количество вольфрама (в 2021 году были импортированы 251 тонна руд и концентратов, а также 331 тонна вольфрама).
Проект, реализуемый на Тырныаузском месторождении в Кабардино-Балкарской Республике, направлен на возобновление добычи вольфрама и молибдена. Объемы производства составят 5000 тонн по оксиду вольфрама и 1500 тонн по оксиду молибдена, что с учетом действующих производств полностью обеспечит потребность российской промышленности в вольфрамовом и молибденовом сырье.
В России имеется значительный дефицит лития (2945 тонн щелочных и щелочноземельных металлов импортировано в 2021 году), используемого в первую очередь для обеспечения атомной энергетики, систем накопления энергии, а также в качестве сырья при производстве шлакообразующих смесей для ковшей, смазок для горнорудных производств и создания производства литий-ионных аккумуляторных батарей. Российский рынок представлен только мощностями по переработке лития. Предприятия работают полностью на импортном сырье, уровень загрузки мощностей оценивается в 30 процентов. Ускоренная реализация комплекса мер поддержки проектов развития по добыче литиевых руд в 2023 - 2030 годах на участках Завитинского, Полмостундровского, Ковыктинского, Ярактинского и Колмозерского месторождений позволит в значительной степени обеспечить внутренние потребности в литиевом сырье.
Отходы и лом черных и цветных металлов также являются ценным сырьем для российской металлургической промышленности. От обеспеченности ломом черных металлов зависит выплавка на большей части электросталеплавильных мощностей. Кроме того, металлолом является сырьем, необходимым для производства медной катанки, вторичных алюминиевых и свинцовых сплавов, а также производства легированных сталей.
Более эффективному использованию указанных вторичных ресурсов препятствуют высокие затраты на переработку металлолома в труднодоступных регионах Российской Федерации, а также на извлечение лома и отходов черных и цветных металлов при демонтаже зданий и сооружений.
В связи с этим необходимо обеспечить прозрачность ломозаготовительной отрасли, в частности, проработать переход на безналичные расчеты с физическими лицами, оптимизировать механизм взимания налога на доход физических лиц при сдаче ими лома и отходов черных и цветных металлов, а также усилить ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов.
Вместе с тем для повышения эффективности сбора металлолома необходима проработка вариантов государственной поддержки утилизации вышедших из эксплуатации судов, транспортных средств и оборудования.
В то же время для безусловного обеспечения внутреннего рынка металлоломом необходимо проводить целенаправленную политику по стабилизации спроса на внутреннем рынке при условии сохранения возможности экспорта металлолома с территории труднодоступных регионов и Калининградской области, так как перенаправление поставок из них на внутренний рынок, как правило, экономически нецелесообразно.
Дополнительно в рамках реализации Стратегии целесообразно рассмотреть вопрос введения агентской схемы налога на добавленную стоимость на все циклы полуфабрикатного перепроизводства и вопрос усовершенствования налогового администрирования.