V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы
Реализация Программы позволит повысить продуктивность и устойчивость сельскохозяйственного производства независимо от глобальных и региональных изменений климата и природно-ресурсного потенциала. С учетом объемов финансирования, предусмотренных в Государственной программе, в Концепции рассмотрены варианты, обеспечивающие снижение удельного веса импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов.
В Концепции рассматриваются три варианта развития мелиоративного комплекса России до 2020 года. Общие объемы финансирования за счет всех источников составляют:
по инерционному варианту - 141,16 млрд. рублей;
по базовому варианту - 185,78 млрд. рублей;
по устойчиво безопасному варианту - 560 млрд. рублей.
Инерционный вариант предусматривает восстановление мелиоративного комплекса только за счет технического перевооружения действующих мелиоративных систем путем замены существующей поливной техники и средств механизации поливов на современные. Техническое перевооружение проводится на мелиоративных системах за счет ассигнований федерального бюджета, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Инновацией является использование технологий точечного орошения, микроорошения и дифференцированного внесения с поливной водой удобрений, микроэлементов и средств защиты растений. При реализации указанного варианта будут обеспечены повышение технического уровня мелиоративных систем, экономия водных и энергетических ресурсов до 20 процентов, повышение производительности труда на 20 - 30 процентов. Продуктивность мелиорируемых угодий увеличится до 5 тонн кормовых единиц на 1 гектар на орошении и до 3 тонн кормовых единиц на 1 гектар на осушении.
Всего к 2020 году площадь мелиорируемых земель, введенных в эксплуатацию в результате технического перевооружения мелиоративных систем, составит 1059,9 тыс. гектаров.
Площади мелиорируемых земель, предусмотренные к вводу в эксплуатацию по инерционному варианту, приведены в приложении N 3.
Техническое перевооружение мелиоративных систем позволит частично восстановить существующий мелиоративный комплекс и обеспечить повышение эффективности использования водных и земельных ресурсов.
Реализация инерционного варианта возможна только при условии высокой технической готовности мелиоративных систем, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, находящихся в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Учитывая, что в настоящее время износ мелиоративных систем составляет более 70 процентов, выбор указанного варианта нецелесообразен.
Базовый вариант предусматривает проведение за счет ассигнований федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников комплекса мелиоративных мероприятий, включающего строительство, реконструкцию оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также культуртехнические, агролесомелиоративные, фитомелиоративные, противопаводковые мероприятия и мелиоративные мероприятия на рыбоводных прудах.
Кроме того, предусматривается выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение до 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке.
По результатам реализации базового варианта площадь мелиорируемых земель за счет проведения строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем составит 840,96 тыс. гектаров. Продуктивность мелиорируемых угодий увеличится при проведении реконструкции на орошаемых землях до 7 тонн кормовых единиц на 1 гектар и на осушаемых землях - до 5 тонн кормовых единиц на 1 гектар.
Достижение планируемой продуктивности мелиорируемых земель обеспечивается помимо внедрения инновационных технологий строительства и эксплуатации реконструируемых мелиоративных систем внедрением инновационных агротехнологий, использованием достижений агрохимии, средств защиты и селекции культур растениеводства.
Планируемая к введению в 2020 году за счет технического перевооружения, реконструкции и строительства новых систем площадь мелиорируемых земель составит 840,96 тыс. гектаров, в том числе орошаемых - 466,74 тыс. гектаров, осушаемых - 374,22 тыс. гектаров. Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления выполняется на площади 500 тыс. гектаров, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания выполняется на площади 1000 тыс. гектаров.
Площади мелиорируемых земель, предусмотренные к вводу в эксплуатацию по базовому варианту, приведены в приложении N 4.
Дополнительно к комплексу мелиоративных мероприятий, проводимых на орошаемых и осушаемых площадях, планируется выполнение культуртехнических мероприятий на площади 330 тыс. гектаров, фитомелиоративных и агролесомелиоративных мероприятий на других сельскохозяйственных угодьях на площади 1000 тыс. гектаров.
Преимущество базового варианта заключается в том, что в нем предусмотрено проведение комплекса мелиоративных мероприятий (строительство, реконструкция, техническое перевооружение, противопаводковые мероприятия и другие мероприятия), в результате которых будет создана социально-экономическая база для инновационных преобразований в сфере мелиорации с учетом ее развития в долгосрочной перспективе, поэтому указанный вариант представляется наиболее оптимальным для реализации по сравнению с инерционным вариантом.
Устойчиво безопасный вариант направлен на повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений и мелиоративных систем путем проведения реконструкции инженерных сооружений, повышения экономической эффективности земледелия на мелиорированных землях за счет введения в эксплуатацию объектов нового строительства федеральной собственности, а также строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Основные ассигнования федерального бюджета будут направлены на реконструкцию особо опасных и аварийных гидротехнических сооружений и мелиоративных систем, степень износа которых превышает 70 процентов, а также на проведение противопаводковых мероприятий, что обеспечит защиту населения от затопления, подтопления сельскохозяйственных угодий и других чрезвычайных ситуаций.
Планируемая к 2020 году площадь реконструкции составит 3125,04 тыс. гектаров, площадь нового строительства - 32,42 тыс. гектаров, площадь технического перевооружения - 80,56 тыс. гектаров. Защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления выполняется на площади 1500 тыс. гектаров, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания будет выполняться на площади 1000 тыс. гектаров.
Площади мелиорируемых земель, предусмотренные к вводу в эксплуатацию по устойчиво безопасному варианту, приведены в приложении N 5.
Вместе с тем устойчиво безопасный вариант может быть осуществлен только при увеличении бюджетных ассигнований на его реализацию из всех источников финансирования. Так, по сравнению с базовым вариантом увеличение ассигнований федерального бюджета только по направлению "капитальные вложения" составит 91,9 млрд. рублей. При этом средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации увеличатся на 121,9 млрд. рублей, а средства внебюджетных источников - на 160,2 млрд. рублей. Учитывая, что реализация мероприятий устойчиво безопасного варианта сопряжена с увеличением объемов финансирования, оптимальным для реализации представляется базовый вариант.
Реализация приведенных в Концепции вариантов развития мелиоративного фонда сопряжена с рисками, влияющими на достижение целевых показателей по объемам производства сельскохозяйственной продукции, площадям мелиорируемых земель, техническому уровню систем, потребности в финансовых и материально-технических ресурсах и других показателей.
К основным рискам относятся:
природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями, в том числе изменением климата, наличием и доступностью природных ресурсов, высокой степенью морального старения и физического износа мелиоративного фонда;
макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития страны, конъюнктуры и цен на производимую продукцию, кризисом и низкой эффективностью банковской системы;
операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления программой мелиорации, несоблюдением рекомендованных технологий, авариями и отказами оборудования, производственным браком и другими явлениями, недостаточным финансированием, материально-техническим и кадровым обеспечением научных исследований и научно-технических инновационных разработок, дефицитом государственной поддержки или изменением государственной политики по поддержке мелиоративного комплекса и сельскохозяйственных товаропроизводителей на мелиорируемых землях;
социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.
Предложенные варианты развития мелиоративного комплекса России подвержены макроэкономическим рискам в связи с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией, природным рискам в связи с максимальными затратами водно-энергетических ресурсов, социальным рискам в связи со значительными затратами трудовых и материальных ресурсов на производство, хранение и переработку продукции, финансовым рискам в связи с возможными изменениями конъюнктуры рынка, возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования, увеличением нагрузки на федеральный бюджет в связи с сокращением финансирования из региональных и местных бюджетов по причине снижения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
По сравнению с инерционным и устойчиво безопасным вариантами базовый вариант является наиболее устойчивым к природным, техногенным и социальным рискам. Базовый вариант также отличают оптимальные сроки окупаемости затрат, интенсификация производства, обеспечивающая максимальный удельный (на 1000 рублей инвестиций) объем производства сельскохозяйственной продукции, снижение потребности в земельных ресурсах и меньшая потребность в воде для орошения по сравнению с инерционным вариантом, оптимальные трудоемкость и энергозатраты на производство продукции растениеводства.
С учетом изложенного в Концепции предлагается реализация базового варианта. Сравнительная характеристика показателей вариантов развития мелиоративного комплекса России приведена в приложении N 6.