VIII. Механизмы реализации Стратегии
Эффективное управление реализацией настоящей Стратегии базируется на системе мониторинга и управления реализацией государственных, федеральных и ведомственных программ в сфере транспорта, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
В качестве организационных механизмов реализации настоящей Стратегии выступает подготовка отраслевых и региональных программ, ведомственных программ в сфере внутреннего водного транспорта, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, регламентов и др.
Важным инструментом управления реализацией настоящей Стратегии является увязка региональных и муниципальных стратегий и программ развития транспорта, а также транспортных разделов региональных программ социально-экономического развития с мероприятиями настоящей Стратегии. Большое значение имеет также увязка реализации мероприятий со схемами территориального планирования регионов, областей и городов.
К числу важнейших комплексных задач, требующих консолидации усилий всех уровней государственной власти, относится обеспечение перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на социально значимых маршрутах, восстановление и открытие новых скоростных маршрутов, особенно в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Необходим механизм координации и для решения задачи развития городского водного транспорта в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.
Система мониторинга и управления реализацией настоящей Стратегии должна предусматривать формирование значений целевых индикаторов по каждому контрольному периоду, а также показателей реализации задач и мероприятий не реже, чем раз в год, а по наиболее важным проектам - в реальном времени.
На этой основе система мониторинга и управления должна отслеживать динамику достижения целей настоящей Стратегии, формировать аналитические оценки эффективности ее реализации и выявлять проблемные участки.
Важное значение имеет совершенствование механизма государственного контроля и надзора в сфере внутреннего водного транспорта с учетом разграничения полномочий различных контрольных и надзорных органов по обеспечению соблюдения всеми субъектами рынка услуг требований нормативных правовых актов.
Система управления реализацией настоящей Стратегии должна предусматривать также:
оптимизацию распределения ресурсов по видам выполняемых работ;
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность внутреннего водного транспорта;
повышение эффективности использования государственного имущества, достижение оптимального состава и структуры федерального имущества, проведение необходимых структурных преобразований;
повышение эффективности и оперативности принятия управленческих решений.
Внутренний водный транспорт формирует системный заказ целому ряду отраслей промышленности, которые, с одной стороны, получают стимул к развитию, а с другой стороны, становятся зависимыми от ритмичности реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, что обусловливает необходимость выработки согласованной последовательности развития всех задействованных в ее реализации отраслей промышленности, прежде всего судостроения и строительного комплекса.
Совершенствование механизмов привлечения инвестиций в развитие внутреннего водного транспорта включает следующие основные направления:
использование экономических и финансовых механизмов государственно-частного партнерства в отрасли, расширение перечня доступных источников финансирования проектов;
формирование системы эффективного долгосрочного финансирования инвестиционных проектов;
введение инвестиционной составляющей в транспортный тариф.
Финансово-инвестиционные механизмы должны предусматривать:
выделение средств на развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта при формировании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период;
государственную поддержку неокупаемых социально значимых проектов, в первую очередь в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, а также в других труднодоступных регионах страны;
развитие механизмов привлечения пенсионных сбережений и других источников для финансирования проектов обновления и развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта;
государственную гарантию выпуска инфраструктурных облигаций и привлечения заемных средств.
Предусматривается возможность финансирования этих проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства на основе инвестиционных соглашений или концессии.
Для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности внутреннего водного транспорта предусматривается комплекс мер государственной поддержки нормативно-правового, финансового, налогового и административного характера.
Совершенствование ценовой (тарифной) политики в отношении услуг организаций внутреннего водного транспорта должно предусматривать сочетание механизмов свободного ценообразования в нерегулируемом сегменте рынка услуг на внутреннем водном транспорте с контрольными функциями и государственным регулированием тарифов субъектов естественных монополий на услуги, подлежащие государственному регулированию.