IX. Климатическая повестка в отрасли строительства и жилищно-коммунальном хозяйстве

IX. Климатическая повестка в отрасли строительства
и жилищно-коммунальном хозяйстве

Изменение климата в Российской Федерации характеризуется ростом среднегодовых температур во всех физико-географических регионах и федеральных округах. Годовые суммы осадков возросли на Европейской территории и в Центральной Сибири. По данным спутниковых наблюдений, площадь снежного покрова в переходные сезоны года уменьшается.

По данным Всемирного банка, ежегодный ущерб от воздействия опасных гидрометеорологических явлений в России составляет 30 - 60 млрд. рублей (не менее 0,05 процента валового внутреннего продукта). Поэтому адаптация к последствиям изменения климата и противодействие климатическим изменениям являются приоритетными задачами для российской экономики в целом.

Центральное место в рамках реализации климатической политики занимает энергоэффективность зданий, которые используют около 40 процентов всей потребляемой первичной энергии, 67 процентов всего электричества, 40 процентов всего сырья и 14 процентов всех запасов питьевой воды, а также производят 35 процентов всех выбросов углекислого газа. Снижение энергопотребления и повышение энергетической эффективности объектов капитального строительства являются одними из важных задач развития отрасли.

В современном мире большое внимание уделяется проблемам рационального использования энергетических ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду при их использовании.

По данным Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990 - 2020 годы, общий объем выбросов парниковых газов в Российской Федерации в 2020 году составил 2051,4 млн. тонн CO2-эквивалента. Совокупная доля вклада предприятий отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства в формирование углеродного следа Российской Федерации составляет 441 млн. тонн CO2-эквивалента, или около 21 процента общенационального баланса выбросов парниковых газов.

В Российской Федерации большая часть жилого фонда не соответствует современным требованиям по энергоэффективности, а энергетическая автономность строящихся зданий зачастую невозможна.

Комплексная реализация мероприятий по обеспечению энергетической эффективности позволит снизить потребность в объемах выработки энергии, что, в свою очередь, будет способствовать сокращению объемов выбросов парниковых газов и снижению углеродного следа объектов строительства.

Адаптация к последствиям изменения климата

Климатические изменения на территории Российской Федерации, связанные с ростом среднегодовых температур, увеличением продолжительности выпадения интенсивных осадков, ростом числа опасных гидрометеорологических явлений, существенным повышением среднегодовой температуры мерзлых пород, приводят к увеличению количества аварийных ситуаций на системах коммунальной и инженерной инфраструктуры, объектах жилищно-коммунального хозяйства, а также на промышленных и гражданских объектах.

Задачами являются:

адаптация к неблагоприятным последствиям изменения климата промышленных, гражданских объектов и объектов инженерной инфраструктуры;

повышение энергоэффективности зданий и сооружений, снижение внутренних потерь энергоресурсов, в том числе электроэнергии.

Предусмотрены следующие мероприятия:

совершенствование нормативной базы технического регулирования и стандартизации, связанное с адаптацией объектов капитального строительства и сетей инженерно-технического обеспечения к климатическим изменениям;

внедрение технологических и инфраструктурных инноваций, повышающих устойчивость промышленных, гражданских объектов и объектов инженерной инфраструктуры к неблагоприятным погодно-климатическим воздействиям;

проведение системного мониторинга реализации мер по адаптации промышленных и гражданских объектов, систем коммунальной инфраструктуры, объектов жилищно-коммунального хозяйства и существующего жилищного фонда.

Результатом осуществления указанных мероприятий является обеспечение безопасности промышленных и гражданских объектов, систем коммунальной инфраструктуры и объектов жилищно-коммунального хозяйства от последствий изменения климата.

Охрана окружающей среды, снижение объема выбросов парниковых
газов и энергетическая эффективность

Основными направлениями обеспечения снижения выбросов парниковых газов и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства будут являться мероприятия по модернизации и повышению эффективности объектов и систем коммунальной инфраструктуры, а также проведение капитального ремонта многоквартирных домов, общественных и промышленных зданий, обеспечивающего повышение их энергоэффективности.

Вызовами являются:

низкая мотивация строительства многоквартирных домов наивысших классов энергетической эффективности и применения технологий "зеленого строительства";

уровень потребления топлива населением для бытовых нужд (в первую очередь на отопление) и, соответственно, уровень выбросов парниковых газов в бытовом секторе сопоставимы с объемом топливных затрат и выбросов парниковых газов от выработки тепла всего коммунального сектора. В настоящее время около 20 процентов индивидуальных жилых домов в Российской Федерации отапливаются дизельным и иными видами жидкого топлива;

низкая мотивация использования строительными организациями и предприятиями жилищно-коммунальной сферы возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов при строительстве и реконструкции зданий, снижения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух, предотвращения дальнейшего загрязнения и уменьшения уровня загрязнения атмосферного воздуха, сокращения технологических потерь, повышения экологической и энергетической эффективности;

недостаточный объем мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Задачами являются:

формирование системы технических и организационных требований, направленных на обеспечение рационального природопользования, сокращение потребления энергетических ресурсов и снижение вредных воздействий на окружающую среду, использование возобновляемых и вторичных энергетических ресурсов, рационального водопользования;

создание единой системы отражения состояния жилищно-коммунального хозяйства с точки зрения выбросов парниковых газов предприятиями и организациями отрасли и разработка отраслевого углеродного стандарта для оценки "зеленых" проектов;

создание условий для снижения совокупного объема выбросов парниковых газов при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства и инженерной инфраструктуры до 2030 года;

реализация типовых верифицированных проектов по снижению выбросов парниковых газов с соответствующим внесением в реестр углеродных единиц;

создание системы мониторинга по показателям снижения выбросов парниковых газов, а также экологических рисков, включая риски, связанные с деградацией вечной мерзлоты;

обеспечение доступности строительства или приобретения индивидуального жилого дома, модернизации существующих индивидуальных жилых домов с целью перевода отопления на более экологичные виды топлива;

внедрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты при осуществлении строительной деятельности, а также при эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, общественных и промышленных зданий.

Предусмотрены следующие мероприятия:

в части коммунальной инфраструктуры:

создание банка типовых верифицированных проектов в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения по снижению выбросов парниковых газов;

мониторинг объемов выбросов парниковых газов на объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, формирование системы контроля и учета проведения энергоэффективной модернизации таких объектов;

информационное обеспечение и обучение в области повышения энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры;

развитие инструментов энергосервисных контрактов, контрактов, заключенных в соответствии со стандартами социальной и экологической ответственности, конкурентоспособности;

обеспечение приоритета модернизации комбинированных источников тепловой и электрической энергии;

в части жилищного фонда, общественных и промышленных зданий:

проведение оценки уровня (класса) энергоэффективности многоквартирных домов по методике экспресс-оценки потенциала экономии энергетических ресурсов в многоквартирных домах на основе сравнения фактических показателей с показателями аналогичных многоквартирных домов и нормативным значением для многоквартирных домов этого типа с использованием данных о фактически потребляемых коммунальных ресурсах;

создание банка типовых верифицированных проектов капитального ремонта (или модернизации) многоквартирных домов, обеспечивающего повышение их энергоэффективности;

внедрение автоматизированных систем управления энергопотреблением и учета ресурсов, повышение уровня технической оснащенности инженерно-технического обеспечения;

установка узлов погодного регулирования в многоквартирных домах;

доведение доли потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах с использованием приборов учета до 100 процентов, за исключением многоквартирных домов, на которые не распространяется требование об обязательной установке приборов учета;

стимулирование к эффективному потреблению тепловой энергии в жилищном фонде, развитие инструментов энергосервисных контрактов;

разработка мер по декарбонизации индивидуальных жилых домов и переводу отопительных систем в индивидуальных жилых домах с низкоэкологичных видов топлива на более экологичные;

в части строительства:

совершенствование нормативной правовой базы, технического регулирования и стандартизации для внедрения энергоэффективных и экологичных технологий и материалов, в том числе вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации отходов производства и потребления, использования возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов;

информационное обеспечение и обучение в области повышения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений;

изучение и освоение международных рейтинговых систем оценки объектов "зеленого строительства", информационного подхода к проектированию, строительства зданий на основе методологии оценки жизненного цикла;

разработка эколого-экономической модели жизненного цикла эффективного здания.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

в части коммунальной инфраструктуры:

снижен выброс парниковых газов на 7,83 млн. тонн эквивалента углекислого газа (по отношению к уровню 2019 года) за счет снижения потерь на тепловых сетях в результате проведения их ежегодной замены;

снижен выброс парниковых газов на 12 млн. тонн эквивалента углекислого газа (по отношению к уровню 2019 года) за счет повышения экологичности объектов тепловой генерации вследствие их ежегодной модернизации с замещением низкоэкологичных видов топлива (уголь, мазут) на газовое топливо;

в части жилищного фонда, общественных и промышленных зданий:

снижен выброс парниковых газов за счет проведения энергоэффективной модернизации многоквартирных домов, зданий и сооружений;

снижено потребление тепловой энергии за счет проведения энергоэффективной модернизации многоквартирных домов, зданий и сооружений;

в части строительства:

для вновь создаваемых зданий, строений, сооружений (в том числе многоквартирных домов) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается:

с 1 января 2025 г. - на 25 процентов по отношению к аналогичному показателю 2017 года;

с 1 января 2030 г. - на 40 процентов по отношению к аналогичному показателю 2017 года;

установлены требования по энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, отвечающие современному уровню технологического развития строительного комплекса;

установлены требования к определению класса энергетической эффективности для вновь построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт, эксплуатируемых многоквартирных домов;

сформирован реестр "зеленого жилья";

снижено потребление коммунальных ресурсов для "зеленых зданий".