1. Обеспечение процесса формирования, ведения и мониторинга исполнения федерального плана статистических работ
1. Обеспечение процесса формирования, ведения и мониторинга
исполнения федерального плана статистических работ
Достижение цели создания платформы, указанной в разделе IV Концепции, предусматривает разработку и ввод в эксплуатацию ряда новых решений, а также реализацию соответствующего комплекса мероприятий.
Обеспечение процесса формирования, ведения и мониторинга исполнения федерального плана статистических работ предусматривает:
создание единого реестра объектов статистического наблюдения;
формирование механизма постоянной инвентаризации форм статистического наблюдения и статистических показателей;
создание единого реестра форм статистического наблюдения и статистических показателей;
создание межведомственной комиссии по координации, в том числе для рассмотрения несогласованных вопросов по инвентаризации и пересмотру форм и показателей отчетности;
создание инструментария автоматизированного формирования и ведения федерального плана статистических работ и разработку соответствующего методологического и нормативного правового обеспечения формирования и ведения федерального плана статистических работ;
создание центра компетенций, исполняющего функции по ведению единого реестра объектов статистического наблюдения и единого реестра форм статистического наблюдения и статистических показателей, инструментария автоматизированного формирования и ведения федерального плана статистических работ, а также по подготовке предложений для межведомственной комиссии по координации.
Недостаточная согласованность деятельности субъектов официального статистического учета в рамках формирования и ведения федерального плана статистических работ, отсутствие в нем сведений о конкретных формах статистического наблюдения, статистических показателях, взаимосвязи агрегированной официальной статистической информации с совокупностью статистических показателей, предоставляемых в единую межведомственную информационно-статистическую систему, а также отсутствие актуальной информации о востребованности и применимости официальной статистической информации федеральными органами исполнительной власти приводит к ряду негативных последствий, в том числе к невозможности оценить:
общий объем отчетной нагрузки на респондентов;
общий объем и стоимость фактически проводимых статистических работ, получаемых от респондентов первичных статистических данных и формируемой субъектами официального статистического учета официальной статистической информации;
востребованность официальной статистической информации;
эффективность использования средств бюджетов всех уровней на проведение официального статистического учета.
Обеспечение прозрачности процесса формирования, ведения и мониторинга исполнения федерального плана статистических работ невозможно в отсутствие единого информационного ресурса статистических показателей, взаимосвязанного с перечнем форм федерального статистического наблюдения и данными о респондентах.
Кроме того, в настоящее время отсутствуют инструменты, позволяющие отследить точки востребованности статистической информации, для удовлетворения которых создаются те или иные формы статистического наблюдения и статистическая информация, а также эффективность применения указанных форм и информации для удовлетворения таких потребностей.
Отсутствуют также инструменты объективной оценки обоснованности предложений по внесению изменений в федеральный план статистических работ, а также объема и эффективности расходования средств федерального бюджета на выполнение федерального плана статистических работ.
При этом действующие нормативные правовые акты не регулируют вопросы формирования и ведения федерального плана статистических работ в части методологии устранения дублирования статистических показателей и повышения эффективности сбора, а также востребованности формируемой официальной статистической информации.
Также необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации, целях.
В результате министерства и ведомства вводят ведомственные формы отчетности, основываясь на типовых пунктах положений о федеральных органах исполнительной власти, предусматривающих право федерального органа запрашивать необходимую информацию, в том числе статистическую, с целью реализации возложенных на него полномочий. Похожая практика сложилась и на региональном, и на муниципальном уровне.
Вместе с тем у респондентов отсутствует обязанность предоставлять ведомственную отчетность, что негативно сказывается на полноте ее сбора и качестве сформированной выходной статистической информации.
Практика проведения ведомственного, а также регионального сбора первичных статистических данных по ведомственным формам отчетности приводит к дублированию статистических показателей, содержащихся в ведомственных формах отчетности и в формах федерального статистического наблюдения, и значительно увеличивает отчетную нагрузку на респондентов.
Различия в применяемой статистической методологии на федеральном, ведомственном и региональном уровнях приводят к противоречиям в формируемой статистической информации и отсутствию у пользователей понимания, какие статистические данные и для каких целей следует использовать. При этом существенно снижается уровень доверия потребителей к статистической информации.
В настоящее время только в рамках федерального плана статистических работ 64 субъекта официального статистического учета, кроме получения административных данных, осуществляют сбор отчетности по 525 формам федерального статистического наблюдения, в которых совокупно содержится более 340000 первичных статистических показателей.
Ведомственный и региональный сбор отчетности увеличивает число форм наблюдения и содержащихся в них первичных статистических показателей в несколько раз.
Для преодоления межведомственной и межрегиональной разобщенности в государственной статистике требуется обеспечить методическую координацию статистических работ, включая методологический надзор, аудит их состава и содержания, оценку качества методологии, процессов сбора и обработки информации и итоговых данных.
Целесообразно в возможно короткие сроки обеспечить проведение сплошной инвентаризации проводимых статистических наблюдений, организовать экспертизу предложений по введению новой ведомственной статистической отчетности на предмет целесообразности, качества методик и программ наблюдения. Особое внимание при этом следует уделить единичным запросам на сбор новых сведений. Необходимо минимизировать сбор ведомственной информации, предназначенной преимущественно для отчетов о достижении целей, установленных перед ведомством.
Вместе с тем в настоящее время отсутствует информационная основа для исключения дублирования данных, собираемых федеральными органами исполнительной власти от респондентов, которая обеспечила бы каталогизацию статистических показателей (включая первичные) и форм статистических наблюдений (включая ведомственные).
Создание информационных ресурсов, обеспечивающих такую каталогизацию, является необходимой основой для обеспечения процесса формирования и ведения федерального плана статистических работ, отвечающего требованиям оптимизации бюджетных расходов и снижения отчетной нагрузки на респондентов.
Для систематизации форм статистического наблюдения и статистических показателей, а также для организации работ по исключению дублирования форм статистического наблюдения и статистических показателей необходимо:
провести первичную инвентаризацию форм статистического наблюдения, выявить перечень дублирующих и избыточных статистических показателей;
создать единый реестр объектов статистического наблюдения и сформировать соответствующий информационный ресурс;
создать единый реестр форм статистического наблюдения и статистических показателей и сформировать соответствующий информационный ресурс;
создать и организовать работу межведомственной комиссии по координации, которая будет в том числе рассматривать вопросы исключения одноименных (однородных) статистических показателей, отмены и пересмотра форм статистического наблюдения с целью исключения дублирования статистических показателей;
разработать методику оценки дублирования форм и показателей государственной статистической отчетности;
разработать методику оценки отчетной нагрузки на респондентов и ее нормирования;
разработать нормативный правовой акт, предусматривающий обязательность применения субъектами официального статистического учета и федеральными органами исполнительной власти единого реестра объектов статистического наблюдения в целях формирования перечня респондентов, подлежащих статистическому наблюдению.
Программно-информационное обеспечение указанного единого реестра должно позволять выявлять случаи дублирования одноименных (однородных) показателей в различных формах статистического наблюдения.
При этом степень детализации описания форм статистического наблюдения в едином реестре форм статистического наблюдения и статистических показателей должна быть достаточной для обеспечения возможности выявления случаев дублирования одноименных (однородных) показателей в различных формах на этапе описания такой формы.
Создание указанного программно-информационного обеспечения станет технологической основой для деятельности межведомственной комиссии по координации, работа которой обеспечит поэтапное исключение избыточных статистических показателей, упорядочивание форм статистического наблюдения и соответствующее сокращение отчетной нагрузки на респондентов.
Кроме того, централизованное ведение реестра данных о респондентах, формах статистического наблюдения и статистических показателях позволит создать возможность распространения административных данных и метаданных, например, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.
Для создания программного обеспечения указанных информационных ресурсов целесообразно использовать программно-технические решения на основе опыта создания централизованной информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики и эффективной автоматизации процессов сбора и обработки статистической информации. Примером реализации таких решений являются находящиеся в настоящий момент в эксплуатации подсистемы информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики, в том числе каталог статистических показателей на базе подсистемы нормативно-справочной информации, статистический регистр Федеральной службы государственной статистики, реализованный в автоматизированной системе ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения, подсистема подготовки электронных экономических описаний информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики.
Для создания и обеспечения процесса автоматизированного формирования и ведения федерального плана статистических работ, предоставляющего возможность систематизации форм статистического наблюдения и статистических показателей, оценки востребованности официальной статистической информации и обоснованности внесения изменений в федеральный план статистических работ, а также для организации работ по предотвращению дублирования статистических показателей и форм статистического наблюдения необходимо в том числе:
совершенствовать методологическое и нормативное правовое обеспечение формирования и ведения федерального плана статистических работ, включая ведомственный сегмент, исключающий дублирование форм статистического наблюдения и статистических показателей и позволяющий отслеживать рост отчетной нагрузки на респондентов при внесении изменений в указанный план и востребованность формируемой официальной статистической информации;
создать в рамках платформы инструментарий автоматизированного формирования и ведения федерального плана статистических работ и сформировать соответствующий информационный ресурс, учитывая мероприятия по созданию и формированию единого реестра объектов статистического наблюдения и единого реестра форм статистического наблюдения и статистических показателей;
разработать методику оценки отчетной нагрузки на респондентов, позволяющую получать сведения о динамике изменений отчетной нагрузки на респондентов, в том числе:
по видам форм статистического наблюдения с учетом их периодичности (федеральная отчетность, ведомственная отчетность, региональная отчетность, муниципальная отчетность) в разрезе субъектов Российской Федерации;
по типам предприятий (крупные, средние, малые) в разрезе субъектов Российской Федерации;
по формам собственности в разрезе субъектов Российской Федерации;
по укрупненным видам деятельности в разрезе субъектов Российской Федерации;
сформировать центр компетенций, обеспечивающий формирование и ведение федерального плана статистических работ на основе разработанного методологического и нормативного правового обеспечения, а также формирование предложений для рассмотрения межведомственной комиссией по координации.
Центр компетенций будет выступать в роли единого центра формирования понятийного аппарата, методологии и экспертизы в области социально-экономической информации.
Реализация указанного комплекса мероприятий позволит обеспечить процесс планирования статистических работ, предоставляющий возможность установления максимально допустимых норм отчетной нагрузки на различные категории респондентов и исключающий возможность включения в федеральный план статистических работ дублирующих статистических показателей.
Работа межведомственной комиссии по координации позволит обеспечить соответствующий уровень принятия решений для эффективной реализации процесса поэтапного исключения избыточных показателей, унификации форм статистического наблюдения и сокращения объема отчетной нагрузки на респондентов. Методическую поддержку такой работы будет оказывать центр компетенций.
Одной из основных функций, реализуемых с помощью единого реестра объектов статистического наблюдения, единого реестра форм статистического наблюдения и статистических показателей, а также инструментария автоматизированного формирования и ведения федерального плана статистических работ, должна стать оценка отчетной нагрузки на респондента, проводимая по соответствующей утвержденной методике. При этом необходимо предусмотреть в нормативной правовой базе право респондента не представлять отчетность в случае, если форма или показатель отчетности не включены в федеральный план статистических работ. Такой подход позволит значительно снизить объем собираемой ведомственной статистики и исключить дублирование.
Одновременно предполагается, что на первом этапе внедрения платформы единая межведомственная информационно-статистическая система продолжит оставаться одним из каналов распространения статистической информации.
Впоследствии удобным и доступным для пользователей способом получения сведений станут механизмы распространения, встроенные в платформу, в том числе BI-компонент, которые позволят обеспечить распространение большего объема более детализированной информации.
Кроме того, начиная с 2021 года планируется проведение на ежегодной основе мониторинга реализации платформы, в том числе в части востребованности и оценки удовлетворенности различных категорий пользователей доступной информацией.