III. Предпосылки создания платформы
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики", Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В рамках исполнения своих полномочий Федеральная служба государственной статистики совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в период с 2011 по 2017 год реализовала комплекс мероприятий, позволивших обеспечить развитие системы государственной статистики, в том числе информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование официальной статистической информации.
Вместе с тем в настоящее время в системе государственной статистики сохраняется ряд недостатков, оказывающих негативное влияние на эффективность статистической деятельности и затрудняющих ее дальнейшее совершенствование.
Значительный объем проводимой ведомствами статистической деятельности по сбору ведомственной отчетности, применение для осуществления такой деятельности различных методологий сбора и обработки данных, различных информационных систем, отсутствие достаточного уровня координации деятельности по сбору ведомственной отчетности приводят к ряду негативных последствий, в том числе:
повышению отчетной нагрузки на респондентов и неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с многократным сбором одних и тех же данных;
возникновению значительного количества агрегированных данных, похожих по названию, но различающихся по методологии сбора и обработки;
повышению трудозатрат респондентов в связи с необходимостью несколько раз рассчитывать одинаковые данные для различных форм по различным правилам;
снижению качества данных.
Кроме того, пользователи статистической информации в ряде случаев не учитывают различия в ведомственных методологиях, ориентируясь при использовании данных на названия показателей.
Таким образом, создаются условия, которые могут приводить к снижению обоснованности принимаемых управленческих решений и снижению доверия к статистической информации.
Отсутствие единой методологии сбора и обработки статистических данных и единой системы метаданных, различия в технологиях сбора данных от респондентов приводят к необоснованному дублированию и избыточности собираемых данных и, как следствие, к расходованию значительных средств бюджетов всех уровней на сбор и обработку первичных статистических данных и административных данных, к повышению отчетной нагрузки на респондентов и несопоставимости подготовленных разными федеральными органами исполнительной власти агрегированных данных и первичных данных респондентов.
В свою очередь, агрегированная и первичная статистическая информация становится непригодной к повторному использованию в целях формирования новых статистических показателей или проведению дополнительного анализа без повторного сбора данных.
Отсутствие достаточной согласованности носит не только межведомственный, но и межрегиональный характер. Так, согласно подпункту 6 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.
Необходимо отметить, что в рамках существующей информационной инфраструктуры системы государственной статистики могут возникать отдельные примеры такой несогласованности в рамках осуществления официального статистического учета.
Кроме того, существует проблема избыточности собираемых первичных данных, которые оказываются невостребованными для реализации федерального плана статистических работ и для статистического анализа.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" разработка федерального плана статистических работ осуществляется на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей официальной статистической информацией, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.
Одновременно в целях исполнения федерального плана статистических работ субъекты официального статистического учета определяют фактические объемы работ, источники и методики, необходимые для формирования агрегированной официальной статистической информации.
В ряде случаев отсутствуют достаточная согласованность такой деятельности субъектов официального статистического учета, а также однозначная преемственность запланированной в федеральном плане статистических работ агрегированной официальной статистической информации и фактически выполняемых объемов проводимых статистических работ. Например, согласно анализу, проведенному федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", организации здравоохранения сдают 22 формы статистического наблюдения, из которых 16 - федеральные формы статистического наблюдения, остальные формы - это ведомственная отчетность. В рамках данных форм собирается порядка 33000 первичных статистических данных, однако при переходе на федеральный уровень количество публикуемых статистических показателей составляет 244.
Таким образом, создаются условия, при которых количество и качество первичных статистических данных, получаемых от респондентов, не являются оптимальными для формирования агрегированной официальной статистической информации.
В свою очередь, это приводит к низкой востребованности таких первичных статистических данных и отсутствию возможности их применения как для целей федерального плана статистических работ, так и для целей формирования иной аналитической статистической информации.
Кроме того, различные практики определения субъектами официального статистического учета фактических объемов работ, источников и методик, а также сохраняющаяся потребность в проведении ведомственных статистических работ вне рамок федерального плана статистических работ приводят к многократному дублированию собираемых данных и необоснованному увеличению отчетной нагрузки на респондентов.
При этом увеличивается и становится неэффективным расходование бюджетных средств на подготовку статистической информации.
Таким образом, в настоящее время является затруднительной оценка взаимосвязи динамики изменения отчетной нагрузки на респондентов и востребованности итоговой статистической информации, в том числе с учетом уровня ее агрегирования.
Еще одной проблемой является неэффективность использования первичных статистических данных.
В настоящее время система статистики направлена прежде всего на подготовку статистической информации, отвечающей на вопросы о состоянии той или иной сферы экономики и общественной жизни, агрегированной на высоком уровне (в разрезе видов деятельности и регионов).
В законодательстве Российской Федерации отсутствует требование о долгосрочном сохранении первичных статистических данных в процессе формирования агрегированной статистической информации. В связи с этим существующие автоматизированные системы допускают возможность невостребованности первичных статистических данных для повторного применения в процессе формирования агрегированной статистической информации.
Таким образом, потенциал повторного применения первичных статистических данных, собранных с респондентов, для различных целей при таком подходе не реализуется.
Складывается ситуация, при которой потребителям предоставляется агрегированная статистическая информация, процесс получения которой требует значительных затрат и которая для некоторых заинтересованных сторон обладает низкой информативностью и не представляет возможности ее гибкого использования для различных целей.
Утеря первичных статистических данных не позволяет повторно использовать их для формирования иной статистической информации, в том числе аналитической статистической информации в различных разрезах, с разным уровнем агрегации, для любых заинтересованных сторон. Таким образом, не используется существенный потенциал снижения расходов бюджетов всех уровней на проведение статистических работ.
Одновременно существующая в настоящее время практика предоставления внешним пользователям статистической информации деперсонифицированных данных в основном ограничена итогами некоторых выборочных обследований населения.
Кроме того, не создана инфраструктура, позволяющая реализовывать практику обеспечения конфиденциальности данных для многократного использования собранных первичных статистических данных, в том числе для формирования аналитической статистической информации.
В настоящее время официальная статистическая информация направлена прежде всего на удовлетворение потребностей государства и запросов федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с тем информационные потребности общества в достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации в полной мере не удовлетворяются, в том числе в связи с высокой скоростью изменения таких потребностей.
В настоящее время в рамках системы статистики сбор данных осуществляется исключительно традиционным способом с применением форм статистического наблюдения в электронном виде или на бумажном носителе.
Вместе с тем развитие технологий и значительный рост объемов информации, доступной в цифровом формате, создают возможности перехода от сбора данных по формам статистического наблюдения к использованию альтернативных источников данных, в том числе потоковому сбору данных, который предполагает передачу данных из учетных систем респондентов в единое хранилище первичных статистических данных.
Альтернативные источники данных могут быть использованы для подтверждения сформированной традиционными способами статистической информации, для ее замены и, при необходимости, для обеспечения поступления оперативных данных в аналитических целях и для поддержки принятия оперативных и стратегических решений.
Активное использование альтернативных источников данных, в том числе за счет анализа "больших" данных, в перспективе может способствовать замещению многих традиционных способов формирования статистической информации.
Применение альтернативных источников данных может стать основой для значительного снижения отчетной нагрузки на респондентов и стоимости формирования статистической информации, а также повышения качества принимаемых на основе указанной информации решений.
Платформа призвана обеспечить технологический базис для модернизации модели производства статистики и формирования единого непротиворечивого информационного пространства статистических и административных данных, необходимых для сбора статистических данных (далее - административные данные), нормативно-справочной информации и метаданных для удовлетворения потребностей государства, граждан и бизнес-сообщества, базирующегося на однократном вводе и многократном использовании данных на основе единой статистической методологии. Это позволит существенно сократить отчетную нагрузку на респондентов и повысить качество статистической информации, ее востребованность и уровень доверия к ней.
Платформа будет представлять собой совокупность информационных инструментариев, обеспечивающих как непрерывную автоматизацию процессов планирования, подготовки, сбора, хранения и распространения статистических данных, административных данных, нормативно-справочной информации и метаданных, так и согласованность с единой системой нормативной справочной информации с сохранением сквозной идентификации объектов информационного взаимодействия.
Следует отметить, что для эффективного достижения целей создания платформы необходимо обеспечить соответствующую технологическую, методологическую и нормативную правовую базы.
Федеральной службой государственной статистики в рамках реализации плана мероприятий был проведен опрос федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (включая органы местного самоуправления) и респондентов (до 10 представителей бизнеса от каждого субъекта Российской Федерации).
Результаты указанного опроса показали наличие интереса к расширению объема производимых статистических данных, а также к снижению уровня агрегирования данных, предоставляемых в рамках формируемой официальной статистической информации.
Применение альтернативных источников, в том числе административных данных, требует разработки соответствующей статистической методологии.
Для обеспечения возможности применения альтернативных источников данных в целях формирования официальной статистической информации необходимы также разработка и совершенствование соответствующей нормативной правовой базы, в том числе устранение имеющихся в действующем законодательстве ограничений. В частности, в настоящее время отсутствует законодательная возможность межведомственного обмена первичными статистическими данными, использования конфиденциальной информации, полученной в процессе официального статистического учета.