4. Предпосылки разработки и предмет Стратегии
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (далее - Стратегия) подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 666 "О сокращении выбросов парниковых газов" и в целях реализации статьи 4 Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г., подписанного от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 22 апреля 2016 г. и принятого постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1228 "О принятии Парижского соглашения".
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Стратегия разработана в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и учитывает положения документов стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне.
Стратегия определяет меры по обеспечению к 2030 году сокращения выбросов парниковых газов до 70 процентов относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации, а также определяет направления и меры развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.
Приоритетом Стратегии является выполнение задачи, поставленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. по сокращению в период с 2021 по 2050 год накопленного объема чистой эмиссии парниковых газов в Российской Федерации до более низких значений по сравнению с показателями Европейского союза, что будет способствовать удержанию прироста глобальной средней температуры значительно ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 градусов Цельсия.
Стратегия относится к документам стратегического планирования Российской Федерации, является межотраслевой и служит основанием для включения мер государственной политики в области ограничения выбросов парниковых газов в иные документы стратегического планирования Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, плановые и программно-целевые документы государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний с государственным участием. Положения Стратегии определяют содержание адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу и целеполагание соответствующих отраслевых и региональных планов адаптации.
Стратегия охватывает отрасли экономики и сферы государственного управления, которые являются источниками антропогенных выбросов парниковых газов и их поглотителями, и предусматривает два сценария социально-экономического развития Российской Федерации - инерционный и целевой (интенсивный), которые различаются по уровню технологического развития, структурным изменениям (сдвигам) в экономике, поглощающей способности природных поглотителей и накопителей парниковых газов и другим эффектам.
В перспективе до 2030 года ожидается замедление роста мировой экономики. Оно будет обусловлено тенденциями, сформировавшимися за последние годы, включая увеличение долговой нагрузки в развитых и развивающихся странах, замедление роста мировой торговли и рост глобального протекционизма. В долгосрочной перспективе до 2050 года прогнозируется дальнейшее снижение темпов роста мировой экономики до 2 - 2,5 процента по мере исчерпания потенциала догоняющего развития крупнейших стран с формирующимися рынками при одновременном росте их доли в мировой экономике.
Целевой задачей для российской экономики до 2030 года в результате реализации структурных мер государственной политики, направленных на достижение национальных целей развития, является достижение устойчивого роста темпами выше среднемировых (т.е. не менее 3 процентов) при сохранении макроэкономической стабильности. Различия сценариев развития заключаются в разных подходах по адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу.
Инерционный сценарий предусматривает реализацию уже принятых решений по достижению национальных целей и задач отраслевых документов стратегического планирования. Дополнительные меры, прямым или косвенным результатом которых является сокращение выбросов парниковых газов, этим сценарием не рассматриваются.
В свою очередь, целевой (интенсивный) сценарий предусматривает дополнительные меры по декарбонизации отраслей экономики и увеличению поглощающей способности управляемых экосистем. Этим сценарием глобальный энергопереход рассматривается как один из факторов обеспечения конкурентоспособности российской экономики в глобальном масштабе.