8. Формирование инженерной инфраструктуры электронного правительства
Формирование единой информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства необходимо осуществлять по следующим направлениям:
развитие механизмов распределенной обработки данных;
развитие единой сети передачи данных;
повышение надежности и масштабируемости инфраструктуры электронного правительства;
внедрение современных методологий приемки и ввода в эксплуатацию программного обеспечения.
Формирование инфраструктуры обработки и хранения данных
Для оптимизации расходов на информационные технологии органов государственной власти и органов местного самоуправления и повышения уровня их информатизации необходимо развивать национальную платформу распределенной обработки данных, реализующую сервисы удаленной обработки и хранения данных. Планируется реализовать модель предоставления сетевого доступа к общему комплексу конфигурируемых вычислительных ресурсов (сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть динамически предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и без необходимости взаимодействия с их поставщиком.
Принципами создания и развития национальной платформы распределенной обработки данных являются:
недискриминационный доступ органов (организаций), предоставляющих услуги, прозрачная ценовая политика использования ресурсов национальной платформы распределенной обработки данных;
стандартизация принципов поставки вычислительных ресурсов для национальной платформы распределенной обработки данных, порядка размещения в ней информационных ресурсов, их эксплуатации и удаления;
обеспечение доступа к ресурсам национальной платформы распределенной обработки данных организациям, принимающим участие в проектировании, разработке, тестировании и внедрении государственных информационных систем, а также во взаимодействии с ними на основе прозрачной политики аккредитации.
Национальная платформа распределенной обработки данных будет формироваться по гибридной модели, представляя собой композицию нескольких самостоятельных частных или государственных платформ распределенной обработки данных, работающих совместно на основе стандартизованных технологий, обеспечивающих переносимость данных и приложений между ними. Такая модель позволит использовать на единых принципах уже созданные центры обработки данных и обеспечить оптимальное использование их вычислительных ресурсов.
По мере развития облачных сервисов для оптимизации бюджетных расходов необходимо будет уточнять политику в области координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов (организаций), предоставляющих услуги.
Формирование единой сети передачи данных
В настоящее время отсутствует единый подход к организации передачи данных органами государственной власти (в части строительства, аренды и эксплуатации сетей передачи данных). Сети передачи данных или каналы связи создаются или арендуются органами государственной власти независимо друг от друга и часто с дублированием мощностей по географическому признаку. Бюджетные расходы не оптимальны из-за отсутствия возможности прямой аренды каналов связи у региональных операторов связи, не имеющих собственных магистральных сетей связи федерального масштаба, в связи с тем что закупки, как правило, осуществляются по принципу "один лот - вся ведомственная сеть передачи данных".
Основной целью создания единой сети передачи данных является формирование общего телекоммуникационного пространства органов государственной власти, повышение качества услуг и снижение затрат на передачу данных за счет использования ресурсов единой сети, функционирующей по единым стандартам на основе единого каталога услуг с установленным уровнем качества обслуживания. Необходимо обеспечить единое централизованное управление всеми элементами единой сети передачи данных, возможность ее динамической модификации, масштабирования, технического переоснащения, а также ее готовность к внедрению новых технологий и сервисов. Необходимо централизовать закупки и аренду сетевой инфраструктуры, продуктов и услуг.
Внедрение современных методологий приемки и ввода
в эксплуатацию информационных систем инфраструктуры
электронного взаимодействия
В настоящее время остро стоят проблемы преемственности процессов эксплуатации, поддержки и развития информационных систем инфраструктуры электронного взаимодействия. Программное обеспечение инфраструктуры электронного взаимодействия (далее - программное обеспечение) не проходит должного контроля во время приемо-сдаточных испытаний, в том числе контроля качества исходных кодов и эксплуатационной документации, соответствия программного обеспечения заложенным в технических проектах архитектурным решениям, достаточности имущественных прав Российской Федерации для поддержки и развития программного обеспечения.
Модернизация процессов приемки программного обеспечения, включая проведение приемо-сдаточных испытаний и ввод его в эксплуатацию, требует создания системы управления версиями программного обеспечения и его автоматизированного тестирования, что позволит повысить показатели преемственности исходных кодов программного обеспечения. Утверждение методик и стандартов по автоматизированной сборке и тестированию исходного кода программного обеспечения позволит повысить его качество и снизить затраты на проведение приемо-сдаточных испытаний.
Создание на платформе стенда главного конструктора репозитория исходных кодов программного обеспечения и принятие методик и требований по его использованию разработчиками информационных систем даст возможность контролировать актуальность и документированность передаваемых исходных кодов программного обеспечения, отслеживать изменения и используемые версии программного обеспечения, контролировать следование утвержденным стандартам, а также использование компонентов и библиотек сторонних производителей.
Для реализации указанных мероприятий необходимо разработать и утвердить:
методологию проведения передачи, сборки и тестирования программного обеспечения с использованием указанных подходов;
стандарты кодирования, определяющие качественные характеристики передаваемых исходных кодов программного обеспечения, в том числе его оформления и документирования;
требования к платформам и комплектности средств автоматизированной сборки программного обеспечения;
требования к платформам и комплектности средств автоматизированного тестирования;
критерии оценки качества и полноты передаваемых исходных кодов программного обеспечения.
Реализация и апробация этих мероприятий позволит сформировать базу знаний, алгоритмов и лучших практик разработки программного обеспечения электронного правительства, обеспечить повторное использование исходных кодов программного обеспечения, библиотек и модулей, а также модернизировать стандарты автоматизации и разработки программного обеспечения для нужд органов государственной власти.