9. Экологическое просвещение и работа с населением
Эколого-просветительская деятельность призвана обеспечить вклад в повышение уровня экологической культуры населения Российской Федерации и формировать у широких слоев российского общества понимание проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, роли особо охраняемых природных территорий в решении этих проблем, а также их места в социально-экономическом развитии регионов, что должно обеспечить действенную общественную поддержку особо охраняемых природных территорий как объектов национального достояния.
Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:
сформировать современную научно-обоснованную методическую базу эколого-просветительской работы, используя отечественный и зарубежный опыт;
организовать целенаправленную работу с основными группами населения в каждом регионе;
разработать просветительские программы, ориентированные на различные социальные группы, с использованием всего спектра современных форм и методов эколого-просветительской работы;
совершенствовать систему планирования эколого-просветительской работы;
уделять особое внимание работе с электронными средствами массовой информации;
содействовать созданию серии документальных фильмов об особо охраняемых природных территориях и демонстрации их по телевизионным каналам;
обеспечить наличие и оперативное обновление сайтов в сети Интернет каждого заповедника и национального парка;
создать в сети Интернет федеральный сайт, содержащий информацию о системе особо охраняемых природных территорий;
систематически проводить для учащейся молодежи конкурсы по реализации совместных научных и природоохранных проектов, а также для журналистов - конкурсы на лучшие публикации, передачи и фильмы об особо охраняемых природных территориях;
расширить выпуск информационно-рекламных изданий, включая выпуск заповедниками и национальными парками буклетов и иной полиграфической продукции для распространения среди населения;
активизировать работу со школьниками, связанную с эколого-просветительской деятельностью, и осуществлять ее во взаимодействии с органами системы образования;
развивать практику проведения детских экологических лагерей и экспедиций;
стремиться к формированию групп поддержки каждой особо охраняемой природной территории среди местного населения, всемерно содействовать активизации практической деятельности таких групп;
расширять сотрудничество заповедников и национальных парков с общественными организациями.