I. Общие положения
В настоящее время возрастающее значение приобретает укрепление экономических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что обусловлено принадлежностью Российской Федерации к этому динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" достижение целей внешней политики Российской Федерации осуществляется путем решения в том числе задачи по созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе надежных механизмов обеспечения региональной стабильности и безопасности на внеблоковой основе.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определено активное участие России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, в создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества.
Используемые в настоящей Концепции термины означают следующее:
"дальневосточные приграничные территории" - территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа, прилегающих к государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой и Монголией;
абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2019 N 797-р;
"приграничные муниципальные образования" - городское или сельское поселение (населенный пункт), муниципальный район, городской округ, расположенные в пределах дальневосточных приграничных территорий;
"приграничные населенные пункты" - населенные пункты, расположенные на территории приграничного муниципального образования;
"точки роста" приграничного муниципального образования" - специальные проекты (площадки, зоны), реализация которых использует возможный потенциал приграничного муниципального образования и оказывает положительное социально-экономическое влияние как на приграничное муниципальное образование, так и на дальневосточные приграничные территории в целом.
Приграничные территории являются важнейшим ресурсом страны, развитие которого связано не только с внутриполитическим курсом Российской Федерации, но и с особым геополитическим положением этих территорий, спецификой международных связей и приграничного сотрудничества.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, механизмы и основные направления государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий.
Необходимость разработки и реализации настоящей Концепции обусловлена Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также поставленными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задачами по ускоренному социально-экономическому развитию Дальнего Востока и иными решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере развития приграничных территорий.
Разработка и реализация настоящей Концепции направлены на устойчивое развитие экономики и обеспечение социальной стабильности дальневосточных приграничных территорий, а также на формирование и развитие конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств. В условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры настоящая Концепция направлена на обеспечение национальных интересов Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа.
Абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р.
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах приграничного сотрудничества", Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. N 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2577-р, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социально-экономического развития, демографической политики, внешней политики и национальной безопасности.