4. Магистральная инфраструктура и транспорт

4. Магистральная инфраструктура и транспорт

Транспортная доступность туристских территорий, состояние магистральной инфраструктуры, временные и финансовые издержки на совершение поездок оказывают существенное влияние на выбор места отдыха, планирование и продолжительность поездки. Сравнительно высокий размер транспортных затрат в стоимости туристских продуктов в России определяется не только значительными расстояниями, но и качеством инфраструктуры, уровнем развития рынка транспортных услуг.

Строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструктуры (аэропортов и транспортных хабов, федеральных автомобильных дорог, мостовых переходов, обходов крупных городов, железных дорог и участков водных путей) предусмотрены комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р (далее - комплексный план).

Строительство объектов, предусмотренных в комплексном плане, позволит улучшить транспортную доступность ряда туристских территорий Российской Федерации. Реализация комплексного плана должна привести к росту к 2025 году показателя транспортной подвижности населения более чем на 9,5 процента от уровня 2018 года.

Важным для развития туристских территорий результатом реализации плана станет развитие межрегионального авиационного сообщения за счет реконструкции региональных аэропортов и сокращения доли перелетов через г. Москву с 63 процентов до 48,7 процента и менее к 2025 году. В свою очередь, эти меры окажут влияние на развитие межрегиональных и международных авиаперевозок, в том числе в формате бюджетных перевозок.

В дальнейшем необходимо обеспечить реализацию проектов по улучшению транспортной доступности туристских территорий Российской Федерации, в том числе проектов по развитию транспортных узлов и хабов, международных и региональных аэропортов, железнодорожных станций, автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения. При отборе проектов для целей развития туризма приоритетными должны быть те проекты, которые максимально влияют на увеличение туристского потока и улучшение транспортной доступности туристских территорий в нескольких субъектах Российской Федерации. При актуализации плана целесообразно обеспечить приоритетное включение в него отобранных проектов по улучшению транспортной доступности туристских территорий при условии экономии бюджетных средств при реализации других проектов плана и (или) выделения дополнительных объемов финансирования.

Необходимо обеспечить развитие сети федеральных, региональных и местных автодорог, востребованных для развития туризма, а также приведение их в нормативное состояние.

Важным направлением является создание условий для развития и модернизации железнодорожных и автобусных вокзалов, а также привокзальной инфраструктуры туристских территорий.

Кроме модернизации транспортной инфраструктуры, важно обеспечить скоординированное развитие системы пассажирских перевозок с учетом улучшения доступности приоритетных туристских территорий, децентрализацию системы региональных авиационных перевозок до туристских территорий, развитие системы железнодорожных пассажирских перевозок, специальных маршрутов доставки пассажиров до приоритетных туристских территорий.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части снятия избыточных требований к обеспечению функционирования малых аэропортовых комплексов на туристских территориях станет стимулом для снижения стоимости обслуживания авиарейсов, а значит, и повысит доступность туристского продукта в регионах.

Способствовать доступности авиаперевозок туристов может развитие системы аренды самолетов, полного экипажа и технического обслуживания на пиковый период маршрутов приоритетных туристских территорий.

Государственная поддержка лизинга туристского оборудования, в том числе транспортных средств, может стимулировать перевозки не только в развитые туристские направления, но и поддержать формирование нишевых видов туризма.

Важным направлением улучшения транспортной доступности становится система мультимодальных перевозок пассажиров и комбинированных тарифов с использованием различных видов транспорта.