II. Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"
II. Предварительный анализ итогов реализации федеральной
целевой программы "Развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"
Анализ хода реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Программа на 2006 - 2015 годы), показывает, что поставленные задачи в основном удастся решить. Однако устойчивость системы отрасли физической культуры и спорта будет обеспечена не в полной мере.
Уровень обеспеченности Российской Федерации по итогам 2012 года спортивными залами составляет 55,5 процента норматива обеспеченности, спортивными плоскостными сооружениями - 26,7 процента норматива обеспеченности, бассейнами - 8,5 процента норматива обеспеченности. При этом наблюдается существенная дифференциация этой обеспеченности в различных субъектах Российской Федерации.
В ходе реализации Программы на 2006 - 2015 годы будет создана инфраструктура для тренировочного процесса спортсменов спортивных сборных команд России по видам спорта, входящим в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в минимальном объеме. Однако созданные спортивно-тренировочные центры не будут обеспечены инфраструктурой технического, реабилитационного и вспомогательного назначения в необходимом объеме. Задача создания условий для адаптации спортсменов в условиях различных природно-климатических зон и часовых поясов будет также решена в минимальном объеме. Спортсмены спортивных сборных команд России по наиболее массовым, но не входящим в программы Олимпийских и Паралимпийских игр видам спорта, не будут обеспечены инфраструктурой.
Реализация Программы на 2006 - 2015 годы осуществляется по направлениям, связанным с массовым спортом и спортом высших достижений. Объем финансирования Программы на 2006 - 2015 годы за счет средств федерального бюджета составит 97972,8 млн. рублей (в том числе расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 232,65 млн. рублей, на прочие нужды - 4593,09 млн. рублей).
В результате удастся решить стратегические задачи и добиться значимых результатов:
увеличить уровень привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
повысить уровень материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации;
укрепить систему подготовки профессиональных тренерских кадров;
продолжить и поднять на новый уровень традиции российского спорта высших достижений;
реализовать на государственном уровне активную пропаганду занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
Эти результаты приведут к созданию основных условий для развития физической культуры и спорта как составной части государственной социальной политики.
Целесообразность и эффективность реализации Программы на 2006 - 2015 годы подтверждаются достигнутыми значениями показателей и индикаторов:
по направлению, связанному с массовым спортом:
доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе обучающихся (учащихся, воспитанников и студентов), в общей численности населения увеличилась с 12,5 процента в 2005 году до 22,5 процента в 2012 году. К 2015 году показатель составит 30 процентов (то есть прирост составит более 60 процентов);
доля женщин, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации составила в 2012 году 15,6 процента;
доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации достигла в 2012 году 52,7 процента;
количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, увеличилось с 250 тыс. до 324,2 тыс. работников с учетом задействованных в коммерческом секторе, что соответствует социальным нормативам и нормам обеспеченности и требованиям рынка;
единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы на 2006 - 2015 годы, по направлению, связанному с массовым спортом, увеличилась с 6840 человек в 2010 году до 11223 человек в 2012 году. При сохранении темпов строительства спортивной инфраструктуры этот показатель в 2015 году составит около 28030 человек и установленный показатель будет перевыполнен на 20 процентов;
количество физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию, увеличилось с 10 объектов на 100 тыс. человек населения в 2006 году до 211 объектов на 100 тыс. человек населения в 2012 году;
введено в эксплуатацию 476 объектов массового спорта;
по направлению, связанному со спортом высших достижений:
доля детей, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет возросла к началу 2012 года до 19 процентов;
доля спортсменов, прошедших процедуру допингового контроля, составила в 2012 году 100 процентов в общем количестве спортсменов, включенных в список подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период;
доля выявленных случаев нарушения антидопинговых правил спортсменами, включенными в список спортсменов, подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период, в общем количестве прошедших процедуру допингового контроля составляет менее одного процента (0,57 процента);
результаты научно-исследовательских работ положены в основу многих практических разработок в сфере физической культуры и спорта и организации тренировочного процесса;
введен в эксплуатацию 41 объект спорта высших достижений.
По подпрограмме "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" Программы на 2006 - 2015 годы:
к началу 2012 года доля лиц, занимающихся футболом в детско-юношеских спортивных школах, составила 12,5 процента в общем количестве учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
всего введено в эксплуатацию 178 футбольных полей с искусственным покрытием.
По итогам 2012 года достигнуты следующие значения других целевых показателей:
доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности инвалидов - 3,5 процента;
доля спортсменов, прошедших процедуру допингового контроля, в общем количестве спортсменов, подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период, - 100 процентов;
доля граждан, занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта, в общей численности населения Российской Федерации - 0,24 процента;
количество тренеров-преподавателей по футболу детских юношеских спортивных школ, прошедших подготовку и повышение квалификации в соответствии с требованиями УЕФА, - 3021 человек;
количество футболистов, зарегистрированных в единой информационной аналитической системе Российского футбольного союза, - 352 тыс. человек.
Эти результаты привели к созданию в Российской Федерации базовых условий для активного использования инструментов физической культуры и спорта в социально-экономической жизни страны.
Работа по привлечению граждан к занятиям физической культурой и спортом приводит к результатам, проявляющимся в различных аспектах социально-экономической жизни страны.
Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, ежегодно сокращается. Если в 2006 году этот показатель (по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации) составлял 150264 преступления, то по итогам 2012 года - 64270 преступлений.
Результаты профилактических осмотров детей в возрасте до 14 лет (по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации) показывают, что с 2006 года наблюдается прекращение увеличения, а с 2009 года отмечается уменьшение выявленных случаев сколиоза (с 1,6 процента до 1,4 процента) и нарушения осанки (с 7,7 процента до 7 процентов).
Численность больных, взятых на учет в отчетном году, с установленными впервые диагнозами "наркомания" и "алкоголизм" снизилась до следующих показателей:
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
|
наркомания (человек, на 100 тыс. человек населения)
|
19
|
20,7
|
18,6
|
17,7
|
17,4
|
15,3
|
13,9
|
алкоголизм (человек, на 100 тыс. человек населения)
|
135,3
|
123,1
|
122,2
|
112,5
|
108,5
|
96,7
|
85,8
|
Число дней временной нетрудоспособности граждан в Российской Федерации в 2006 году составляло 365,9 млн. дней. К 2008 году этот показатель достиг 409 млн. дней. По итогам 2012 года указанный показатель снизился до 350 млн. дней.
К прямым доходам бюджета вследствие развития сферы физической культуры и спорта следует отнести вклад сегмента торговли спортивными товарами, который оценивается примерно в 40 млрд. рублей, ежегодно поступающих в бюджет только в виде налога на добавленную стоимость. Ежегодный прирост этого рынка составляет 15 - 17 процентов. В 2006 году от торговли спортивными товарами в федеральный бюджет поступило в виде налога на добавленную стоимость около 27 млрд. рублей.
В рамках Программы на 2006 - 2015 годы по итогам 2012 года профинансировано строительство 815 различных спортивных объектов, из них по направлению, связанному с массовым спортом, осуществлено софинансирование строительства 564 объектов в регионах (включая 35 региональных спортивно-тренировочных центров), из которых 476 объектов введены в эксплуатацию. По направлению, связанному со спортом высших достижений, создается инфраструктура для тренировок спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр. В 2008 году условиями для проведения тренировок были частично обеспечены 11 летних и 3 зимних олимпийских вида спорта. В настоящее время насчитывается 52 олимпийских вида спорта. Из них 38 обеспечены спортивной инфраструктурой федеральных спортивно-тренировочных центров ("Озеро Круглое", "Новогорск", "Ока", "Руза", "Юг-Спорт", "Токсово", "Парамоново", "Чайковский") с учетом того, что конькобежный спорт развивается на базе регионального объекта, а гольф - на базе частного объекта, создание федеральной инфраструктуры для них не планируется. Качество создаваемой инфраструктуры подтверждается результатами проведенных тестовых спортивных мероприятий, в том числе в рамках этапов международных соревнований.
Программой на 2006 - 2015 годы не обеспечивается создание федеральных тренировочных центров для академической гребли, бадминтона, бокса, борьбы (греко-римская, вольная), велоспорта (шоссейные гонки, трековые гонки, маунтинбайк, велоспорт-BMX), конного спорта, современного пятиборья, стрельбы из лука.
Вместе с тем в ходе реализации Программы на 2006 - 2015 годы выявились принципиальные проблемы, затрудняющие создание устойчивой системы развития физической культуры и спорта в регионах, выравнивание в обеспеченности объектами спорта субъектов Российской Федерации, создание условий для достижения стабильных и долгосрочных результатов в спорте высших достижений и формирование спортивного резерва.
Значения 4 из 16 целевых индикаторов Программы на 2006 - 2015 годы в 2012 году не достигнуты, что создает значительные риски недостижения целевых значений и к 2015 году.
Показатель, касающийся доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет по итогам 2012 года отстает от планового значения на 27 процентов, а показатель, касающийся доли граждан, занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта, в общей численности населения Российской Федерации - на 10 процентов. Указанные показатели характеризуют подготовку спортивного резерва, начиная с детско-юношеских спортивных школ.
Для обеспечения стабильных условий для дальнейшего развития сферы физической культуры и спорта требуется разработка и реализация новой федеральной целевой программы, направленной на совершенствование условий, в том числе на формирование стабильного спортивного резерва, развитие методической базы.
Разрабатываемая Программа базируется на опыте реализации Программы на 2006 - 2015 годы и усиливает созданные содержательный, методологический и организационный заделы.