II. Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
II. Предварительный анализ итогов реализации
федеральной целевой программы "Повышение безопасности
дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
Результаты реализации стратегии обеспечения безопасности дорожного движения в России, основу которой с 2006 года составляет федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100, свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в стране. За 5 лет ее реализации число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, удалось сократить на 23 процента.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" в 2010 году по сравнению с расчетным 2004 годом сократились:
транспортный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. транспортных средств) - на 32,8 процента, составив 6,1 погибшего на 10 тыс. транспортных средств;
социальный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения) - на 19,4 процента, составив 18,6 погибшего на 100 тыс. населения;
тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших) - на 6,8 процента, составив 9,6 погибшего на 100 пострадавших;
количество детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, - на 36 процентов;
количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, - на 6,1 процента.
Позитивное влияние программно-целевых методов управления на состояние аварийности подтверждается динамикой значений следующих основных показателей аварийности в 1997 - 2010 годах:
1997 - 2003 годы - период деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого подхода, характеризующийся существенным ухудшением ситуации с аварийностью, в частности рост числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за 6 лет составил 28,7 процента;
2004 - 2005 годы - период начала действия программно-целевого подхода, характеризующийся сокращением числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 4,6 процента в сравнении с уровнем 2003 года;
2006 - 2007 годы - период начала действия федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", в котором отмечается первичный рост и последующее незначительное сокращение числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 1,9 процента в сравнении с уровнем 2005 года;
2008 - 2010 годы - период интенсивного снижения числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, - по сравнению с 2007 годом снижение составило 20,2 процента, с 1996 годом - 9,9 процента.
В 2009 году после преодоления инерции стартового периода реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" в России удалось впервые с 1996 года последовательно обеспечивать сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и достичь уровня 15-летнего минимума числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год. В этот период число погибших в дорожно-транспортных происшествиях не только сократилось, но и по темпам своего снижения опередило ожидаемую динамику значений данного показателя (за 2006 - 2010 годы - на 2039 человек).
За годы реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" Россия вошла в число стран - лидеров по темпам сокращения смертности на дорогах, существенно опередив по этому показателю практически все европейские и азиатские страны, Соединенные Штаты Америки и Австралию, что свидетельствует об эффективности использования программно-целевого подхода при решении проблем по обеспечению безопасности дорожного движения.
Принятие и реализация федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" позволили заложить основы программно-целевого подхода к решению проблем аварийности на дорогах России, в частности:
установлены до 2012 года цель, задачи, измеримые целевые ориентиры снижения числа лиц, ежегодно погибающих в дорожно-транспортных происшествиях;
разработана система программных мероприятий, ориентированных на достижение целей, и определены объемы и источники финансирования этих мероприятий;
во всех субъектах Российской Федерации и более чем в 1500 муниципальных образований приняты и реализуются программы по обеспечению безопасности дорожного движения;
активно работают региональные комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Существенным результатом реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" стало начавшееся изменение отношения всех органов власти к безопасности дорожного движения как к одному из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации.
Одним из основных факторов, позволивших достичь таких результатов, является успешная реализация программных мероприятий.
В рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" реализовано более 4 тыс. основных мероприятий стоимостью около 24 млрд. рублей, в том числе:
введены в действие 2 федеральных экспериментальных центра "Детский автогород" и 15 детских автогородков, в 1000 общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации для учащихся и учителей осуществлена рассылка комплектов учебно-методической литературы по безопасному участию детей в дорожном движении;
модернизированы 786 светофорных объектов, включая оснащение светодиодными светофорами, современными управляющими контроллерами, табло обратного отсчета времени разрешающего сигнала, дополнительными звуковыми сопровождающими сигналами и др.;
созданы системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения (разработка маршрутов, установка информационно-указательных дорожных знаков) более чем в 180 городах;
изготовлены, смонтированы и переданы в субъекты Российской Федерации 100 передвижных лабораторий для контроля за технико-эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети городов;
оснащены дорожными удерживающими ограждениями для автомобилей и пешеходов наиболее опасные участки улично-дорожной сети в 12 субъектах Российской Федерации;
построен учебно-тренировочный комплекс для обучения и подготовки спасателей при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
реализован комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по таким направлениям, как повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, приняты организационно-планировочные и инженерные меры по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов в городах, развитию системы оказания помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, а также меры по совершенствованию нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;
создана и активно используется в работе многопараметрическая информационно-аналитическая система прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" ведется реконструкция (строительство) федерального учебного центра подготовки и переподготовки сотрудников Госавтоинспекции (Московская область) и федерального центра оперативного управления и специальных мероприятий (г. Москва). Работы начаты в 2006 году, завершение работ запланировано на 2012 год.
Финансирование мероприятий федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" осуществляется целевым образом за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и привлеченных внебюджетных источников по 3 статьям расходов:
капитальные вложения;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
прочие нужды.
Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 47755,5 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 21048,96 млн. рублей (из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 2446,22 млн. рублей (11,6 процента), капитальные вложения - 15247,53 млн. рублей (72,4 процента) и прочие нужды - 3355,21 млн. рублей (16 процентов));
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 26245,4 млн. рублей (из них на капитальные вложения - 21805,9 млн. рублей (83,1 процента) и прочие нужды - 4439,5 млн. рублей (16,9 процента));
за счет средств внебюджетных источников - 461,1 млн. рублей (из них на капитальные вложения - 359,9 млн. рублей (78 процентов) и прочие нужды - 101,2 млн. рублей (22 процента)).
Фактическое освоение средств федерального бюджета, направленных в 2006 - 2010 годах на реализацию программных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, составило 12091,234 млн. рублей. Средства федерального бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий региональных целевых программ по повышению безопасности дорожного движения, выделяются субъектам Российской Федерации в виде материально-технических ресурсов и целевых субсидий.
Плановое финансирование программных мероприятий за счет средств региональных бюджетов в 2006 году было превышено в 2,6 раза, в 2007 году - на 30,6 процента, а в 2008 - 2010 годах недофинансирование программных мероприятий составило 7,5 процента, 41,9 процента и 12,7 процента соответственно. В ряде субъектов Российской Федерации изысканы возможности финансирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения за счет средств внебюджетных источников (страховых выплат, сотрудничества с коммерческими структурами и индивидуальными предпринимателями), что позволило привлечь для реализации программных мероприятий 300,78 млн. рублей внебюджетных средств.
В 2006 - 2010 годах результат проведенных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения дал социально-экономический эффект, исчисляемый в размере 51356,3 млн. рублей, при положительном эффекте для федерального бюджета в размере 1376,4 млн. рублей.